Летние встречи с Домовым. Июнь – начало лета

Летние встречи с Домовым. Июнь – начало лета

Г.Я. Комкова, учитель начальных классов, ГБПОУ КМТИ им. Г.П. Вишневской, Москва

 

Занятие. Старший дошкольный и младший школьный возраст.

Материал. Наборы картинок «Лекарственные растения». Кукла Домовой. Квадрат из картона или плотной плёнки, ножницы, скрепка (проволока), совки, ведёрки – на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Разучивание русских народных игр и закличек, стихотворений о лете.

 

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети подходят к уголку самостоятельной исследовательской деятельности. Воспитатель берёт Домового (куклу), говорит за него.

Домовой (осматривает комнатные растения). Пришёл хлеборост – хлеба пошли в рост, пришёл розан-цвет – отбою от работы нет.

Воспитатель. Здравствуйте, Трифон Ефимович! Чем это вы занимаетесь?

Домовой. Здравствуйте! Вот проверяю, рыхла ли земелька в горшочках, хорошо ли чувствуют себя ваши зелёные друзья. Время сейчас горячее – начало лета. Вдруг вы в поле отправились хлеба сеять или в огороде трудитесь, а о домашних посадках забыли.

Воспитатель. Что вы, Трифон Ефимович, дежурные по уголку природы каждый день растения осматривают, при необходимости поливают и землю в горшочках рыхлят. А в поле наши дети не ходят, хлеб не сеют. Мы живём в городе, хлеб покупаем в магазине.

Домовой. Не взыщите, запамятовал я, что вы люди городские. Ну да ладно. О чём сегодня речь поведём? Опять про старинное житьё-бытьё расспросить меня хотите?

Воспитатель. Расскажите нам о народных традициях, связанных с летними месяцами.

Домовой. А сами вы что про лето знаете?

Дети называют летние месяцы, рассказывают о погоде летом, сезонных изменениях в жизни растений и животных. По желанию читают стихи о лете.

Домовой. Не такие уж вы городские, коль так много о природе знаете. Видно, и в деревне, и в лесу бываете, книжки умные читаете. А расскажу я вам про то, о чём в учёных книжках не пишут. О страшных преданиях, которые старики малым детушкам по вечерам шёпотом рассказывали. Не боитесь? (Нет.) Садитесь поудобнее да слушайте внимательно.

Дети садятся на ковёр. Звучит аудиозапись русских народных мелодий.

Домовой. То ли сказка, то ли быль, не ведаю, а в народе говорят: в январе семилетний петух может снести яйцо не простое, а волшебное. Узнать его легко. Яйцо это круглое и покрыто не скорлупой, а кожей с чешуёй. Коли высидит его жаба, в самом начале лета, на русалочьей неделе, вылупится из яйца василиск. Ох и страшен он: голова петушиная, туловище и глаза жабьи, хвост, как у змеи. Как есть дракон.

Василиск ядовитыми клыками лязгает, когтями землю скребёт, а убить может одним лишь взглядом. Ну что, страшно? (Нет.) Смелы вы, однако. А в старину не только ребятишки, но и взрослые пугались. В день василиска (4 июня) ни в поле, ни в огород не выходили, ничего не сеяли, считая, что из семян взойдут лишь полынь да васильки. «Не сеяли, не пахали – страшный день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились».

Много лет я живу, но ни разу василиска не видывал. Но одно знаю точно: васильки да полынь на поле и в огороде только у ленивых хозяев родятся. Наверное, лентяи василиска и придумали, чтобы было на кого жаловаться. А вы как думаете? (Ответы детей.)

В начале лета на Руси отмечали Троицу, которую в народе исстари называли зелёной. И не зря. Дома, дворы и храмы в эти дни украшали живыми цветами, ветками берёзы и приговаривали: «Пришла Троица – земля травой покроется». В воскресенье, надев лучшие наряды, парни и девушки отправлялись в рощу ветки берёзам завивать, венки плести да хороводы водить с берёзкой, роль которой исполняла девочка – лучшая плясунья. Несла она по деревне молодую берёзку, наряженную в рубаху и сарафан, с платком на верхушке.

Вокруг берёзки с песнями плясала и кружилась молодёжь. Так ходили они по дворам, желая хозяевам здоровья и богатства. А хозяева угощали их, с поклоном приговаривая: «Белая берёзонька и вы, люди добрые, милости просим к нам в гости, не побрезгуйте нашим хлебом-солью». А вечером, после гуляния и весёлых игр, все шли к реке. С печальными песнями деревце раздевали и опускали в воду вместе с венками из берёзовых ветвей, на которых девушки гадали. Они верили: поплывёт венок – жди счастья, а потонет – быть беде. А вы умеете хороводы водить да песни петь?

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле берёза стояла». Дети водят хоровод.

Домовой. Не только берёзу почитали в старину. Знаете ли вы, что такое «своборино дерево»? (Предположения детей.)

Так в народе исстари называли шиповник – символ молодости, красоты и любви. Люди считали, что с его цветения начинается настоящее лето. Так и говорили: «Шиповник цветёт – румянец года ведёт».

Бабушки усаживались под цветущим шиповником с внуками и рассказывали им сказки. Они верили, что это поможет детям избавиться от страхов.

Воспитатель. Трифон Ефимович, помните, вы давали детям задание – разузнать, чем полезны растения нашего края? Кто из вас, ребята, вместе с родителями собирал сведения о шиповнике?

Ребёнок показывает карточку с изображением шиповника и рассказывает о его лекарственных свойствах.

Домовой. Ай да молодцы, не забыли про моё задание! Обязательно попрошу вас рассказать всё, что вы узнали о растениях. А сейчас давайте поиграем.

Знаете ли вы, что значат выражения «держать язык за зубами» и «столбом стоять»? (Ответы детей.) Проверим, умеете ли вы помалкивать да не шевелиться.

Проводится игра «Молчанка».

Дети образуют круг, прикрывают руками рты. Ведущий (ребёнок или воспитатель) идёт по кругу, произносит рифмовку, стараясь мимикой и жестами рассмешить детей.

Шёл молчан по всем деревням.

Кто брякнет, стукнет,

Покажет зубки

Или скажет словцо,

Того – вон на крыльцо.

Тот, кто пошевелился или рассмеялся, становится ведущим.

Домовой. Мне кажется, эту игру придумали 9 июня, в день «колючей на язык» Федоры. В этот день запрещали бабам и девицам болтать попусту, чтобы не накликать бед и ссор. «Федора за углом норовит узнать о худом, потому на Федору не выноси из избы сору», – говорили в народе. И в наши дни люди часто говорят: «Не надо выносить сор из избы». Что, по-вашему, означают эти слова?

Дети высказывают предположения, воспитатель при необходимости разъясняет значение поговорки.

Домовой. Но что удивительно, на Федору в старину пол в домах действительно не подметали. Люди думали, что домовой забирается под веник и неосторожная хозяйка может вымести его вместе с мусором. А без домового дом долго не простоит. Вот и старались хозяева задобрить домового: ставили за печку горшочек каши.

Воспитатель. Трифон Ефимович, мы с ребятами собираемся на экскурсию в лес. Посоветуйте, на что обратить внимание во время прогулки.

Домовой. Погодите, не спешите, вот пройдёт 12 июня – змеиный праздник, тогда и пойдёте.

Воспитатель. Такого праздника в календаре нет.

Домовой. Это теперь нет. А в старину люди считали, что в этот день змеи сцепляются между собой поездом и ползут на змеиную свадьбу, а спасти от ядовитого укуса в змеиный праздник не может ни один знахарь. Как только люди не пытались защититься от змей! Одни носили в ладанке кусочек марьина корня, другие разбрасывали веточки руты, третьи верили, что только ясень способен лишить змею возможности кусаться.

Отправляйтесь-ка вы в лес лучше 16 июня на Лукьяна-ветряка да приметьте направление ветра. В старину верили, что южный ветер в этот день обещает быстрый рост хлебов, западный несёт сырость, восточный – болезни, а северный – беспрерывные дожди. Каждому ветру в народе давали прозвище: юго-восточный называли обеденником, южный – летним, юго-западный – верховым, северо-западный – глубником, северо-восточный – полунощником.

С ветром связано множество народных примет. Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру. Соловей неумолчно поёт всю ночь, значит, следующий день будет ветреным.

Ветер даже заговаривали, чтобы он помог вырастить хороший урожай.

«Ветер-ветрило, из семи братьев старший брат, ты не дуй с гнилого угла, ты не лей дождём с запада, ты подуй-ка тёплым теплом, сослужи службу роду нашему, пригони дожди добрые пахарям на радость, а тебе, буйному, на славу».

Воспитатель. С ветром можно и поиграть. Давайте смастерим вертушки.

Дети делают вертушки.

Воспитатель. Какие ещё праздники отмечали в июне в старину?

Домовой. 21 июня считали своим праздником колодезники – мастера, строившие колодцы. Уважали их в народе. Ведь колодезную воду на Руси всегда наделяли целебными свойствами. Много хитростей было в работе колодезников, но особенно ценилось их умение найти подходящее для колодца место. Мой знакомый колодезник делал это так: вечером клал в разных местах на землю сковороды, а на другое утро выбирал самую запотевшую и там, где она лежала, рыл колодец.

Ещё про один необычный праздник я хочу вам рассказать. 29 июня называли в народе днём Тихона Тихого. С этого времени тихо становилось в лесу: певчие птицы переставали петь, звери хоронились в норы, и даже солнце на Тихона «шло тихо». В деревнях в этот день устраивали праздник для тружеников. Застолье с играми, песнями и плясками продолжалось до позднего вечера. Да и вам пора погулять, на травке поиграть. Выходите-ка на широкий двор.

Дети выходят на участок, где проводят подвижные игры и шуточные соревнования. Затем дети закрепляют вертушки на веранде и деревьях (с их помощью определяют силу и направление ветра).

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о