Летние встречи с Домовым. Июльский зной
Г.Я. Комкова, учитель начальных классов, ГБПОУ КМТИ им. Г.П. Вишневской, Москва
Занятие. Старший дошкольный и младший школьный возраст.
Материал. Набор картинок «Лекарственные растения». Кукла Домовой. Совки, ведёрки. Расписные деревянные ложки. Пучок крапивы. Изобразительный, природный и бросовый материал.
Предварительная работа. Разучивание русских народных игр и закличек. Подготовка грядок для аптекарского огорода.
Звучит аудиозапись весёлой музыки.
Воспитатель. Как жарко на улице! И неудивительно, ведь июль – самый жаркий летний месяц. Интересно, чем занят наш Домовой? (Берёт в уголке природы куклу Домового, говорит за него.)
Домовой.
Свет и сила – бог Ярило –
Ясное солнце наше,
Нет тебя в мире краше.
Воспитатель. Трифон Ефимович, что это вы там напеваете?
Домовой. Не мешайте, я приветствую солнце. Сегодня ведь первое июля, а на Руси этот день издавна посвящали богу солнца – Яриле. Как вы думаете, как может выглядеть это божество? (Предположения детей.) А вот как представляли его древние русичи. «Ярило – добрый молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях – венок, в левой руке – ржи пучок, в правой – палица. Взмахнёт Ярило рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся; взмахнёт палицей – громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, там трава шёлковая с лазоревыми цветами стелется».
Ярилин праздник – всем дням день. На Ярилу ждали чудес. Верили: если в полдень сплести косу из берёзовых веток и взглянуть сквозь них, можно увидеть близких, о которых давно не было вестей.
Утром 1 июля люди отправлялись на покос, а вечером устраивали «ярилины игрища»: собирались у костров, веселились, водили хороводы, заваривали чай из луговых трав.
Воспитатель. А я больше люблю липовый чай, поэтому в начале июля всегда собираю цветы липы.
Домовой. Да, в это время цветут липы. В народе с этим деревом связано множество поверий. Например, что липа избавляет от сглаза, а тот, кто её срубит, заблудится в лесу. Липа, и правда, удивительное дерево. Порошок из листьев и липовых семян в старину использовали при лечении ран и ожогов, а отвар из её цветов пили при простуде, кашле и головной боли. В народе так говорили: «Липа и накормит, и напоит, и обует, и помоет». Объясните значение этих слов. (Предположения детей.)
Воспитатель. Из древесины липы мастерили мебель, миски да ложки. (Показывает расписные деревянные ложки.) А из луба – рыхлого слоя древесины под корой – делали мочало и плели лапти.
Домовой. В старину скоморохи на таких липовых ложках играли, народ веселили.
Воспитатель. Да и наши дети на ложках играть умеют.
Звучит аудиозапись весёлой русской народной мелодии. Дети отбивают ритм ложками.
Воспитатель. Трифон Ефимович, какие ещё праздничные дни есть в июле?
Домовой. Много их. Но не только днями знаменит июль. Есть и праздничная ночь на Ивана Купалу – время примет и гаданий, обрядов и легенд. И стар и млад в эту ночь не спали: разжигали в лесу костры, прыгали через них, а потом окунались в реку или озеро. Издревле считалось, что после этого обряда проходили все болезни. Люди верили, что в Иванову ночь не купаются только колдуны и ведьмы. Они летят на мётлах на Лысую гору, где вместе с водяным, русалками и лешим до утра танцуют и веселятся. Некоторые смельчаки отправлялись в эту волшебную ночь на поиски цветка папоротника, который распускался всего на несколько минут. Они верили, что этот цветок наделяет даром отыскивать клады и понимать язык животных.
Воспитатель. Странно, ведь папоротник не цветущее растение.
Домовой. Да, в те времена люди верили в чудеса. И разве не чудо, что травинками-былинками многие травники с успехом лечили тяжёлые болезни. Кстати, день Ивана Купалы также называли Травником. Ведь это время большого покоса и сбора целебных трав и кореньев.
Воспитатель. Трифон Ефимович, вы не забыли, что поручали детям узнать о свойствах лекарственных растений?
Домовой. Неужели дети моё задание выполнили?
Дети поочерёдно демонстрируют карточки, называют лекарственные растения, которые на них изображены, и рассказывают об их свойствах. Домовой благодарит их и вешает на окно пучок крапивы.
Воспитатель. Трифон Ефимович, что это вы делаете?
Домовой. Детский сад защищаю от нечисти. Очень я эту траву уважаю. И не только за целебные свойства. Из крапивы и щи вкусны, и салат, и начинка для пирогов. Из стеблей крапивы в старину делали прочные нити, из которых ткали материал для парусов и мешков, а иногда и для одежды. Вспомните сказку, героиня которой шила братьям рубашки из крапивы.
(Сказка Андерсена «Дикие лебеди».)
Думаю, этот писатель тоже верил, что крапивные рубашки спасут принцев от колдовства. Ведь и на Руси крапиву считали оберегом от дурного глаза. Теперь и ваш детский сад крапива-матушка защитит.
Воспитатель. А кроме сбора лекарственных трав, чем в старину занимались в середине июля русские люди?
Домовой. С этого времени начиналась жатва, с которой было связано много обычаев. В поле шли с песнями, как на праздник, а первые сжатые колосья сплетали в косу-пояс и, подвязавшись им, произносили: «Как матушка-рожь год стояла, да не устала, так чтобы и моя спинушка не уставала». Первый сжатый сноп называли именинным. Его обвязывали вышитым полотенцем, а вечером после работы с песнями несли освящать в церковь. Именинный сноп сохраняли в избе до осени, соломой из него кормили заболевшую скотину, а зерном лечили людей. «И дряхлым старикам не пора кряхтеть, надобно о хлебе радеть», – говорили наши предки. В поля и луга выходили всей деревней: взрослые занимались жатвой и заготовкой сена, а дети шли в лес по грибы и по ягоды.
Ой, чуть не забыл рассказать вам ещё об одном моём родственнике – Полевом – невидимом духе, хозяине поля. Его крестьяне почитали, всячески ему угождали. Чтобы Полевой помог вырастить хороший урожай на следующий год, в конце жатвы для него оставляли на поле горшок каши да пучок ржи.
А сейчас отгадайте-ка загадку.
Сначала блеск,
За блеском треск,
За треском плеск. Что это?
(Гроза.)
Середину июля в старину называли страдно-грозовой. Гроз на Руси боялись, ведь от молний гибли люди и животные, случались пожары. Люди не знали, как можно защититься от «небесного огня», но приметили: чаще всего молнии притягивают дубы, ели, сосны и берёзы, а в тополь и орешник они попадают редко. Наши предки считали самым надёжным убежищем в грозу невысокие кустарники.
А вы знаете, как надо вести себя во время грозы, оказавшись в поле или в лесу?
Дети высказывают предположения. Воспитатель дополняет их ответы.
Домовой. Не только молнии боялись люди в старину. Дождь в пору уборки мог погубить урожай. Намокшее зерно и сено быстро сгнивали. Определить, не грозит ли урожаю дождь, людям помогали животные и растения. Знаете ли вы народные приметы, связанные с приближением дождя?
Дети. Комары перед дождём громко звенят. Ласточки низко летают. Перед дождём муравьи прячутся в муравейники, а если ожидается сильный дождь – закрывают входы в него. На нижней стороне листьев лебеды появляется влага.
Домовой. Молодцы! Думаю, что дождь летний вас врасплох не застанет. А июль быстро в трудах да заботах пролетит.
Воспитатель. Трифон Ефимович, расскажите, как отдыхали люди после работы в старину.
Домовой. Лучшим отдыхом после страды была баня, где парились с вениками из ржаной соломы, полевых трав и цветов. Говорили, что такой обряд смывает усталость, накопившуюся за время жатвы. В баню заходили с поклоном – чтобы не обидеть ещё одного моего дальнего родственника –банного духа Шишигу. Он в бане за порядком следит, шуметь да стучать, кричать да ругаться не велит. Люди говорят, что банник – невидимка, но может кошкой или лягушкой обернуться или седым старичком прикинуться с волосами и бородой до пола, в которых листья берёзовые запутались. Жаль, что я никогда ни Полевого, ни банника Шишигу не встречал. Интересно, как они выглядят на самом деле?
Воспитатель. Это дело поправимо. Вечером дети могут смастерить фигурки или нарисовать портреты Полевого и Шишиги, а может быть, и других героев народных поверий. А сейчас нам пора на прогулку.
Домовой. Ребята, мне далеко от детского сада отходить не положено, а для лечения травы разные могут понадобиться.
Устройте для меня аптекарский огород: пересадите на грядку лекарственные растения, которые растут на территории детского сада.
Дети выходят на прогулку, берут совки и ведёрки, находят на территории дошкольного учреждения лекарственные растения и пересаживают их на заранее подготовленные грядки аптекарского огорода.
Во второй половине дня (или дома с родителями) дети мастерят из природного и бросового материала фигурки Полевого, Шишиги, русалки, кикиморы и др.