«Край берёзовый, край Есенина». Праздник-путешествие на родину поэта
Л.А. Олифирова, музыкальный руководитель, ГБОУ Пушкинская школа № 1500, ДО «Русаковская», Центральный округ, Москва
Впервые опубликован в журнале «Музыкальный руководитель» № 1 2005 года.
На центральной стене зала панно с изображением берез и летящих в небе журавлей. С краю – ворота деревенского дома. Справа на стене – портрет С. Есенина, обрамленный веточками березы. Слева на стенде – фотографии, репродукции картин, рисунки, рассказывающие о поэте и родных его сердцу местах.
Звучит песня Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении вокального трио «Реликт» (в записи). Дети, одетые в народные костюмы, входят в зал, рассматривают его убранство. Воспитатель приглашает их подойти к портрету С. Есенина. Музыка стихает.
Ведущий. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновенье ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший нам удивительную страну, где льется по равнинам березовое молоко, где ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве, где душа дышит запахом меда и роз.
Друзья, вы хотите побывать в этой загадочной стране? (Ответы.) А кто нам покажет туда дорогу?
В зал вбегают дети в накидках-крыльях и шапочках.
Журавлики. Мы покажем вам дорогу в край Есенина!
Ведущий. Милые журавлики, ведите нас в есенинские места, на широкие рязанские просторы!
Все дети становятся цепочкой, взявшись за руки, и идут змейкой по залу. Исполняется танцевальная композиция на песню «Деревенская дорога» (ансамбль «Золотое кольцо» в грамзаписи).
Ведущий. Спасибо вам, журавики! Вы привели нас прямо на рязанскую землю. Дети, перед вами старинное село Константиново (показывает фотографию). Здесь более ста лет назад в крестьянской семье родился мальчик, нареченный Сергеем.
«Родился я с песнями,
в травном одеяле,
Зори меня вешние
в радугу свивали…»
Он появился на свет в благодатную пору русских осенин, под шелест золотого листопада и окликанье перелетных журавлей.
Давайте споем песню «Закружилась листва золотая» на стихи Сергея Есенина.
Дети с разноцветными листьями исполняют песню (муз. Л. Олифировой // В стране веселых песен. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – С. 38) и танцуют вальс. В конце ведущий предлагает собрать листья в букеты и поставить их в вазы перед портретом поэта.
Ведущий. Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой и талантом. В пять лет он научился читать, а в восемь лет начал писать стихи. Все, что он видел, слышал в детстве, отозвалось в его творчестве. Каждая поэтическая строка дышит любовью к родному краю, к людям, взрастившим и воспитавшим его.
Вот они, люди, окружавшие его в детстве и отрочестве, родные и друзья. Вглядитесь в их лица, в их добрые лучистые глаза (показывает детям фотографии родителей Есенина, его сестер, односельчан). Хотелось бы вам побывать на той улице, где Сережа Есенин играл со своими сверстниками, послушать народные песни и сказки? Давайте закроем на минутку глаза и послушаем. (В записи слышны звуки просыпающейся деревни.) Смотрите! Мы с вами очутились на сельской улице. Вот перед нами ворота, а за ними дом Есениных с голубыми ставнями (показывает фотографию дома поэта). На зорьке запел петух, проснулись березки, улыбнулось солнышко. Какое доброе утро!
Ребенок.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(С. Есенин. С добрым утром!)
Выходит Пастушок (мальчик, одетый в холщовую рубаху), играет на дудочке (в записи звучит мелодия в исполнении рожка).
Пастушок.
Я сгоню на луг душистый
Шуструю скотину…
Там у речки, речки быстрой
Срежу камышину…
Продырявлю камышину,
Сделаю свирель я
И рассыплюсь соловьиной
Переливной трелью.
Мальчик запевает русскую народную песню «На зеленом лугу». Все дети подхватывают.
Девочка.
Выйдет Ваня на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает:
– Выгоняйте-ка скотину
На широку луговину!
Дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько».
Ведущий. Как хорошо, весело вы пели! Наверное, любите вы вставать ранешенько, умываться белешенько. А теперь садитесь и слушайте… Слышите, заскрипели половицы в доме с голубыми ставнями. Это матушка Татьяна Федоровна Есенина хлопочет у печи, готовит для всей семьи драчены – блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом. Вот обрадуются ребятишки Сережа, Катя и Шура, когда мама позовет их к столу!
Ребенок.
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками1 точеными
Тараканы лезут в паз…
…Мать с ухватами не сладится
Нагибается низкоx,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На заре обедню стройную
Запевают петухи…
(С. Есенин. В хате)
Ведущий. С раннего утра все в доме Есениных принимались за работу. Отец Александр Никитич запрягал лошадь и уезжал на целый день по своим делам. Бабушка и мама с дочками домашним хозяйством занимались. А Сережа с дедом отправлялись на Оку рыбу удить или в лес за грибами, за ягодами. Дед Федор очень любил своего златокудрого внука, всем крестьянским премудростям его обучал. Научился Сергей с малых лет сено косить, дрова рубить, лодки стругать. А ваши дедушки чему вас учат? Что вы с ними любите делать? Чем им помогаете? (Дети отвечают.)
Давайте поиграем в старинную русскую игру «У дедушки Трифона» (приложение 1) и вспомним, какую работу делали крестьяне.
А теперь нам пора про бабушку Сергея Есенина вспомнить. Звали ее Наталья. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки. Бывало, соберет их около печки и начнет сказку сказывать.
Выходит воспитательница в народном костюме, на плечах – платок с кистями. Садится на лавочку, рядом с ней мальчик и две девочки.
Бабушка. Ну, какую вам сказку рассказать, дорогие внучатки?
Дети. Расскажи нам про Ивана-дурака!
Бабушка. Что же, слушайте!
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак…
(Из сказки П. Ершова «Конек-горбунок»)
Мальчик.
…И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Девочка.
Сказки все. Пора в постели.
Ну, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Мальчик. Скажет бабушка несмело:
Бабушка. «Что ж сидеть-то до зари?»
Дети.
Ну, а нам какое дело, –
Говори да говори.
(С. Есенин. Бабушкины сказки)
Бабушка. Ну, хватит, хватит, завтра вам сказку доскажу. А сейчас идите спать! Утром встанем рано, пойдем в лес березку завивать. Завтра праздник святой Троицы.
(Обнимает детей и провожает на места.)
Звучит фрагмент «Пасторали» Г. Свиридова в записи.
Ведущий. Спит деревня, отдыхают крестьяне от дневных трудов. Только юному поэту не до сна. При свете луны он сочиняет свои новые стихи.
Мальчик.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки,
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Звучит фрагмент «Пасторали» Г. Свиридова в записи.
Ведущий.
Троицыно утро,
Утренний канон,
В роще по березкам
белый перезвон.
Раздается перезвон колоколов в записи.
Ребенок.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам…
Воспитатель.
Святой дух Троица!
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
1-я девочка.
Завью я веночек
на круглый годочек.
2-я девочка.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька!
Девочки обмениваются венками, обнимаются и приглашают подружек в хоровод. Исполняется русская народная песня «Во поле береза стояла».
Ведущий. Ребята, полюбуйтесь на наших девочек! Какие они стройные, красивые, ладные! Каждая из них похожа на есенинскую березку с волнистыми мягкими косами.
Ребенок.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?..
Ведущий. Как удалось поэту увидеть в обычной березке девицу-красавицу? Не каждому дается такой дар видеть не просто глазами, но и сердцем, открывать в обычном необычное! Слушайте сердцем, дети, и вам откроется красота! Вот она, смотрите.
Раздаются звуки гусельного наигрыша. Появляются девочки-лебеди в белых накидках, плавно идут по залу, помахивая крыльями.
Воспитатель.
Вдоль по бережку
лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
Со крыла водицу стряхивает,
А за нею лебежатушки,
Ее малые ребятушки.
Девочки исполняют песню на стихи С. Есенина «Лебедушка» (приложение 2).
Ведущий. Стихи Сергея Есенина то манят нас к озеру, то уводят в лес, то зовут на веселый деревенский праздник. Они словно яркие самоцветы светятся всеми красками русской земли. Они дышат любовью к России.
Девочка.
(Но) люблю тебя,
родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Мальчик.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию «Полянка» (аудиокассета «Русская тройка»).
Воспитатель.
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(С. Есенин. Гой ты, Русь моя родная)
Звучит фрагмент песни на стихи С. Есенина «Спит ковыль» в исполнении трио «Реликт» (грамзапись).
Ведущий. Вот и клонится летний день к закату. В деревне молодежь собирается на праздник Ивана Купалы. Скоро загорятся на высоком берегу Оки костры и закружатся возле них хороводы. Будут песни, игры, забавы до самого утра. Идите, друзья, в наш купальский хоровод! Давайте споем песню на стихи Есенина «Ой, купало».
Все участники праздника водят хоровод и поют песню (приложение 3). Затем проводится игра «Перепрыгни через костер». Дети прыгают через импровизированный костер, сделанный из рулонов раскрашенного под дерево картона и красно-желтой ткани, натянутой на проволоку. Игра проводится под веселую музыку.
Ведущий (с листьями папоротника). По народному поверью, в купальскую ночь в заповедном лесу расцветает папоротник, и тот, кто встретит этот удивительный цветок, найдет свое счастье. А как думаете, ребята, что может сделать человека по-настоящему счастливым? (Ответы.) Мне кажется, что счастье приходит к человеку только тогда, когда в его душе распускается цветок доброты и любви. Не знаю, был ли счастлив наш поэт, но стихи его полны доброты и участия к людям, к своей Родине.
Как вы думаете, нашел ли он свой цветок счастья? (Ответы.) И вы, друзья, ищите свой волшебный цветок. А дорогу к нему вам подскажут добрые, мудрые, чистые стихи прекрасного русского поэта Сергея Есенина.
Звучит песня на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо». Под музыку дети выходят из зала. Праздник заканчивается.