«Край берёзовый, край Есенина». Праздник-путешествие на родину поэта

«Край берёзовый, край Есенина». Праздник-путешествие на родину поэта

Л.А. Олифирова, музыкальный руководитель,  ГБОУ Пушкинская школа № 1500, ДО «Русаковская», Центральный округ, Москва

 

Впервые опубликован в журнале «Музыкальный руководитель» № 1 2005 года.

Нотное приложение

На центральной стене зала панно с изображением берез и летящих в небе журавлей. С краю – ворота деревенского дома. Справа на стене – портрет С. Есенина, обрамленный веточками березы. Слева на стенде – фотографии, репродукции картин, рисунки, рассказывающие о поэте и родных его сердцу местах.

Звучит песня Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении вокального трио «Реликт» (в записи). Дети, одетые в народные костюмы, входят в зал, рассматривают его убранство. Воспитатель приглашает их подойти к портрету С. Есенина. Музыка стихает.

Ведущий. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновенье ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший нам удивительную страну, где льется по равнинам березовое молоко, где ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве, где душа дышит запахом меда и роз.

Друзья, вы хотите побывать в этой загадочной стране? (Ответы.) А кто нам покажет туда дорогу?

В зал вбегают дети в накидках-крыльях и шапочках.

Журавлики. Мы покажем вам дорогу в край Есенина!

Ведущий. Милые журавлики, ведите нас в есенинские места, на широкие рязанские просторы!

Все дети становятся цепочкой, взявшись за руки, и идут змейкой по залу. Исполняется танцевальная композиция на песню «Деревенская дорога» (ансамбль «Золотое кольцо» в грамзаписи).

Ведущий. Спасибо вам, журавики! Вы привели нас прямо на рязанскую землю. Дети, перед вами старинное село Константиново (показывает фотографию). Здесь более ста лет назад в крестьянской семье родился мальчик, нареченный Сергеем.

«Родился я с песнями,

в травном одеяле,

Зори меня вешние

в радугу свивали…»

Он появился на свет в благодатную пору русских осенин, под шелест золотого листопада и окликанье перелетных журавлей.

Давайте споем песню «Закружилась листва золотая» на стихи Сергея Есенина.

Дети с разноцветными листьями исполняют песню (муз. Л. Олифировой // В стране веселых песен. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – С. 38) и танцуют вальс. В конце ведущий предлагает собрать листья в букеты и поставить их в вазы перед портретом поэта.

Ведущий. Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой и талантом. В пять лет он научился читать, а в восемь лет начал писать стихи. Все, что он видел, слышал в детстве, отозвалось в его творчестве. Каждая поэтическая строка дышит любовью к родному краю, к людям, взрастившим и воспитавшим его.

Вот они, люди, окружавшие его в детстве и отрочестве, родные и друзья. Вглядитесь в их лица, в их добрые лучистые глаза (показывает детям фотографии родителей Есенина, его сестер, односельчан). Хотелось бы вам побывать на той улице, где Сережа Есенин играл со своими сверстниками, послушать народные песни и сказки? Давайте закроем на минутку глаза и послушаем. (В записи слышны звуки просыпающейся деревни.) Смотрите! Мы с вами очутились на сельской улице. Вот перед нами ворота, а за ними дом Есениных с голубыми ставнями (показывает фотографию дома поэта). На зорьке запел петух, проснулись березки, улыбнулось солнышко. Какое доброе утро!

Ребенок.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

(С. Есенин. С добрым утром!)

Выходит Пастушок (мальчик, одетый в холщовую рубаху), играет на дудочке (в записи звучит мелодия в исполнении рожка).

Пастушок.

Я сгоню на луг душистый

Шуструю скотину…

Там у речки, речки быстрой

Срежу камышину…

Продырявлю камышину,

Сделаю свирель я

И рассыплюсь соловьиной

Переливной трелью.

Мальчик запевает русскую народную песню «На зеленом лугу». Все дети подхватывают.

Девочка.

Выйдет Ваня на лужок,

Заиграет во рожок.

Хорошо пастух играет,

Выговаривает:

– Выгоняйте-ка скотину

На широку луговину!

Дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько».

Ведущий. Как хорошо, весело вы пели! Наверное, любите вы вставать ранешенько, умываться белешенько. А теперь садитесь и слушайте… Слышите, заскрипели половицы в доме с голубыми ставнями. Это матушка Татьяна Федоровна Есенина хлопочет у печи, готовит для всей семьи драчены – блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом. Вот обрадуются ребятишки Сережа, Катя и Шура, когда мама позовет их к столу!

Ребенок.

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками1 точеными

Тараканы лезут в паз…

…Мать с ухватами не сладится

Нагибается низкоx,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На заре обедню стройную

Запевают петухи…

(С. Есенин. В хате)

Ведущий. С раннего утра все в доме Есениных принимались за работу. Отец Александр Никитич запрягал лошадь и уезжал на целый день по своим делам. Бабушка и мама с дочками домашним хозяйством занимались. А Сережа с дедом отправлялись на Оку рыбу удить или в лес за грибами, за ягодами. Дед Федор очень любил своего златокудрого внука, всем крестьянским премудростям его обучал. Научился Сергей с малых лет сено косить, дрова рубить, лодки стругать. А ваши дедушки чему вас учат? Что вы с ними любите делать? Чем им помогаете? (Дети отвечают.)

Давайте поиграем в старинную русскую игру «У дедушки Трифона» (приложение 1) и вспомним, какую работу делали крестьяне.

А теперь нам пора про бабушку Сергея Есенина вспомнить. Звали ее Наталья. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки. Бывало, соберет их около печки и начнет сказку сказывать.

Выходит воспитательница в народном костюме, на плечах – платок с кистями. Садится на лавочку, рядом с ней мальчик и две девочки.

Бабушка. Ну, какую вам сказку рассказать, дорогие внучатки?

Дети. Расскажи нам про Ивана-дурака!

Бабушка. Что же, слушайте!

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…

(Из сказки П. Ершова «Конек-горбунок»)

Мальчик.

…И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Девочка.

Сказки все. Пора в постели.

Ну, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Мальчик. Скажет бабушка несмело:

Бабушка. «Что ж сидеть-то до зари?»

Дети.

Ну, а нам какое дело, –

Говори да говори.

(С. Есенин. Бабушкины сказки)

Бабушка. Ну, хватит, хватит, завтра вам сказку доскажу. А сейчас идите спать! Утром встанем рано, пойдем в лес березку завивать. Завтра праздник святой Троицы.

(Обнимает детей и провожает на места.)

Звучит фрагмент «Пасторали» Г. Свиридова в записи.

Ведущий. Спит деревня, отдыхают крестьяне от дневных трудов. Только юному поэту не до сна. При свете луны он сочиняет свои новые стихи.

Мальчик.

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки,

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

Звучит фрагмент «Пасторали» Г. Свиридова в записи.

Ведущий.

Троицыно утро,

Утренний канон,

В роще по березкам

белый перезвон.

Раздается перезвон колоколов в записи.

Ребенок.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам…

Воспитатель.

Святой дух Троица!

Позволь нам гуляти,

Венки завивати!

1-я девочка.

Завью я веночек

на круглый годочек.

2-я девочка.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодешенька,

Весь год веселешенька!

Девочки обмениваются венками, обнимаются и приглашают подружек в хоровод. Исполняется русская народная песня «Во поле береза стояла».

Ведущий. Ребята, полюбуйтесь на наших девочек! Какие они стройные, красивые, ладные! Каждая из них похожа на есенинскую березку с волнистыми мягкими косами.

Ребенок.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?..

Ведущий. Как удалось поэту увидеть в обычной березке девицу-красавицу? Не каждому дается такой дар видеть не просто глазами, но и сердцем, открывать в обычном необычное! Слушайте сердцем, дети, и вам откроется красота! Вот она, смотрите.

Раздаются звуки гусельного наигрыша. Появляются девочки-лебеди в белых накидках, плавно идут по залу, помахивая крыльями.

Воспитатель.

Вдоль по бережку

лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водицу стряхивает,

А за нею лебежатушки,

Ее малые ребятушки.

Девочки исполняют песню на стихи С. Есенина «Лебедушка» (приложение 2).

Ведущий. Стихи Сергея Есенина то манят нас к озеру, то уводят в лес, то зовут на веселый деревенский праздник. Они словно яркие самоцветы светятся всеми красками русской земли. Они дышат любовью к России.

Девочка.

(Но) люблю тебя,

родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Мальчик.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Дети исполняют перепляс под русскую народную мелодию «Полянка» (аудиокассета «Русская тройка»).

Воспитатель.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(С. Есенин. Гой ты, Русь моя родная)

Звучит фрагмент песни на стихи С. Есенина «Спит ковыль» в исполнении трио «Реликт» (грамзапись).

Ведущий. Вот и клонится летний день к закату. В деревне молодежь собирается на праздник Ивана Купалы. Скоро загорятся на высоком берегу Оки костры и закружатся возле них хороводы. Будут песни, игры, забавы до самого утра. Идите, друзья, в наш купальский хоровод! Давайте споем песню на стихи Есенина «Ой, купало».

Все участники праздника водят хоровод и поют песню (приложение 3). Затем проводится игра «Перепрыгни через костер». Дети прыгают через импровизированный костер, сделанный из рулонов раскрашенного под дерево картона и красно-желтой ткани, натянутой на проволоку. Игра проводится под веселую музыку.

Ведущий (с листьями папоротника). По народному поверью, в купальскую ночь в заповедном лесу расцветает папоротник, и тот, кто встретит этот удивительный цветок, найдет свое счастье. А как думаете, ребята, что может сделать человека по-настоящему счастливым? (Ответы.) Мне кажется, что счастье приходит к человеку только тогда, когда в его душе распускается цветок доброты и любви. Не знаю, был ли счастлив наш поэт, но стихи его полны доброты и участия к людям, к своей Родине.

Как вы думаете, нашел ли он свой цветок счастья? (Ответы.) И вы, друзья, ищите свой волшебный цветок. А дорогу к нему вам подскажут добрые, мудрые, чистые стихи прекрасного русского поэта Сергея Есенина.

Звучит песня на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо». Под музыку дети выходят из зала. Праздник заканчивается.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x