Экспресс-тренинг речи: пятиминутные упражнения для дошкольников с речевыми нарушениями
11:43:51В статье представлены речевые пятиминутки, которые содержат методический материал по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики для детей с нарушениями речи.
Правильная, хорошо развитая речь — важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства.
Подобрать интересный и увлекательный материал для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, подготовить занимательные игры и упражнения для развития фонематического слуха и лексико-грамматической стороны речи у дошкольников — занятие трудоемкое, требующее времени.
Предлагаем вам речевые пятиминутки, которые содержат интересный методический материал по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, мелкой моторики, формированию лексико-грамматической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с лексическими темами детского сада.
Представленный речевой материал поможет учителям-логопедам, воспитателям и родителям организовать речевую активность детей второй младшей группы во всех режимных моментах.
Тема «ОВОЩИ»
1. Артикуляционная гимнастика «Жуем помидорчик-огурчик»
Помидорчик и огурчик
(Надуть щеки — «помидорчик», затем губы вытянуть вперед трубочкой — «огурчик».)
Выросли на грядке.
Мы их радостно жуем —
(Жевательные движения.)
Очень они сладкие!
(Широко улыбнуться.)
2. Дыхательная гимнастика «Ахни! Охни!»
Дедушка, бабушка и внучка собирают урожай. Они очень удивляются, какие крупные овощи и фрукты у них уродились. (Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.)
3. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трем,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим,
(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем.
(Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)
4. Физкультминутка «В огороде»
Дети шли, шли, шли,
В огород они зашли.
Там увидели урода,
И скорей из огорода.
(Изобразить испуг, один ребенок изображает огородное пугало.)
5. Развитие фонематического слуха, упражнение «Разговоры овощей»
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, па-пу!» Огурец: «Пы-бы, пы-бы».
6. Грамматический строй речи, упражнение «Два зайца»
Воспитатель демонстрирует детям зайцев (зайцы-перчатки бибабо надеты на руки воспитателя) и объясняет, что у большого зайца-папы большие овощи, а у маленького зайчика — маленькие. Далее воспитатель предлагает детям внимательно послушать:
У зайца-папы огурец.
У зайчика огурчик.
Покажите, у кого огурец?
(Дети показывают жестом на большого зайца.)
А у кого огурчик?
(Дети показывают на зайчика.)
7. Словарный запас по теме «Огород»
Демонстрируется картинка «Зайчики в огороде». Воспитатель задает детям вопросы: Что растет у зайчиков в огороде?
(Морковь, капуста.)
Как назвать одним словом, что растет у зайчиков?
(Овощи.)
Тема «ФРУКТЫ»
1. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Трубочка»
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Упражнение «Улыбка-трубочка»
За бананом потянулись
И, конечно, улыбнулись —
То слоненок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
2. Дыхательная гимнастика
Увидели очень большое яблоко.
(Вдох носом — повернуть голову влево. Выдох ртом с произношением звука О-О-О.)
Какая огромная груша!
(Повернуть голову направо. Вдох носом, выдох ртом.)
3. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!
4. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили.
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так.
Медвежата те дружили.
Мишки фрукты собирали.
Дружно яблоньку качали,
Вот так, вот так.
Дружно яблоньку качали,
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.
5. Развитие фонематического слуха, «Разговоры фруктов»
Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов.
Яблоко сердится на гусеницу: «Фу-фа!»
Вишни просят скворцов не клевать их: «Пта-пты, пта-пты!»
Яблоки падают на траву: «Бом-бум!»
6. Грамматический строй речи, «Скажи ласково»
Уточнить у детей, какие фрукты они знают.
(Яблоко, лимон, банан, мандарин и т.д.)
Предложить назвать их ласково.
Яблоко — яблочко.
Лимон — лимончик.
Банан — бананчик.
Мандарин — мандаринчик.
7. Словарный запас, «Корзина»
Логопед демонстрирует корзинку с фруктами и просит детей назвать их.
Какое яблоко? Какой апельсин? Какая слива?
Тема «НАСЕКОМЫЕ»
1. Артикуляционная гимнастика «Хоботок комарика»
Упражнение «Трубочка»
«Я тоже слон, — сказал комар. —
Хоть я пока уж-жасно мал,
Вам подтвердит любой цветок,
Что я имею хоботок».
В. Левин
Упражнение «Улыбка»
Дети улыбаются комарику.
Упражнение «Любопытный язычок» (выполнять 5 раз)
Полагаясь на удачу,
(Улыбнуться, слегка приоткрыть рот.)
К нам комар влетел на дачу.
(Делать движения языком вперед — назад.)
Дать сумел нахалу сдачи
(Язык положить на нижнюю губу, затем убирать его в рот.)
И с позором выгнал с дачи!
(Рот остается открытым.)
С. Островский
«Поймай комара»
(Упражнение «Накажем непослушный язычок».)
Комарики песенку звонкую пели.
Но всем почему-то они надоели.
Ну дайте еще пожужжать, хоть немножко.
Не надо так громко хлопать в ладошки!
Е. Володина
2. Дыхательная гимнастика «Прогоним комарика»
Вот летит комар-пискун,
(Дети делают вдох носом.)
Ах, какой же он хвастун!
(Резкий выдох через рот.)
Не боимся комара,
(Губы вытягивают трубочкой.)
И прогоним со двора,
(Дуют на комара, чтобы прогнать его.)
Улетай быстрей отсюда,
А не то придется худо.
3. Пальчиковая гимнастика «Пчелки»
Домик маленький на елке,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы расставлены (елка).)
Дом для пчел, а где же пчелки?
На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей).
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
(«Улей» прижат к «елке». Дети заглядывают в «улей».)
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
(Сжимать кулачки. Стучать кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Разводить руки, расставлять пальцы и шевелить ими (пчелки летают).)
4. Физкультминутка «Песенка стрекозы»
Я летала, я летала,
(Дети плавно взмахивают руками.)
Устали не знала, Села, посидела,
(Опускаются на одно колено.)
Опять полетела.
Я подруг себе нашла,
(Летательные движения руками.)
Весело нам было,
Хоровод кругом вела,
(Водят хоровод.)
Солнышко светило.
5. Развитие фонематического слуха, упражнение «Кто танцует?»
Логопед медленно ударяет в бубен — дети показывают шмеля (руки на пояс), звенит бубном — дети показывают муху (отводят руки назад и «машут крыльями»).
Пчелы водят хоровод —
Брум, брум.
Старый шмель в бубен бьет —
Бум, бум, бум!
Стали мухи танцевать —
Тир-ля-ля! Тир-ля-ля!
Так, что начала дрожать
Вся земля.
Шведская песенка.
6. Грамматический строй речи, упражнение «Назови ласково»
Пчела — пчелка,
мошка — мошечка,
муха — мушка,
комар — комарик.
7. Словарный запас, упражнение «Чудесный мешочек»
Оборудование: мешочек, игрушки-насекомые.
Ребенок достает из мешочка игрушку-насекомое и называет ее.
Тема «ЛЕТО»
1. Артикуляционная гимнастика
Облака повеселели,
(Упражнение «Улыбка».)
Шубки белые надели
(Надуть щеки.)
И в неведомые дали,
Как лошадки, поскакали
(Упражнение «Лошадка».)
По небесному ковру,
Развлекая детвору.
(Упражнение «Лопата».)
М. Пиудунен
2. Дыхательная гимнастика «Свежий ветерок»
Дует свежий ветерок,
(Подуть на левое плечо.)
Дует прямо на восток,
(Подуть на правое плечо.)
Гонит облака по небу,
Будет дождичек к обеду.
(Подуть вверх.)
А. Тесленко
3. Пальчиковая гимнастика «Сто забот»
А у солнца — сто забот:
(Ладони сложить, пальцы расставить — «солнышко».)
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
(Загибать пальцы, начиная с мизинца.)
На веранде погостить,
После ливня на бегу
Сделать радугу-дугу.
(Разгибать пальцы одно- временно и поднять руки вверх.)
И Наташке-хохотушке
На нос бросить конопушки.
(Резко выбрасывать паль- цы из сжатых кулачков.)
Р. Карапетян
4. Физкультминутка «Будем летом мы играть»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Скачут по кругу.)
Будем летом мы играть,
Будем плавать и качаться,
(«Плывут».)
Будет прыгать и кататься,
(«Прыгают».)
Будем бегать, загорать.
(Бегают по группе.)
И грибочки собирать.
5. Развитие фонематического слуха, упражнение «Переменчивый ветер»
Теплый ветерок поет тихую песенку: «У-у-у», а сильный холодный ветер поет громкую песню: «У-У-У». Когда ветерок тихий, летают бабочки (педагог предлагает детям махать «крыльями», как бабочки), когда ветер сильный, даже деревья начинают наклоняться (поднять руки и делать наклоны вправо-влево).
Далее педагог произносит «У-у-у» тихо или громко, а дети показывают бабочек или гнущиеся деревья.
6. Грамматический строй речи, упражнение «Чего много?»
Лето звонкое пришло
Много ягод принесло,
Бабочек и мотыльков,
И цветочков, и грибков.
Н. Воронина
Чего много летом?
Летом много цветов, бабочек, жуков, ягод, грибов…
7. Словарный запас, упражнение «Что взять с собой»
То на даче, то на море!
Даже с Витькой на заборе
В брызгах солнечного света
Мы встречали дружно лето!
С. Цапаева
Логопед задает наводящие вопросы (например, Даша хочет поехать к бабушке на дачу. Но она не знает, что ей с собой взять. Подскажите ей. Марина собирается отдохнуть на море. Что ей понадобится?), побуждая детей к диалогу. Развернутые ответы отмечаются.
