Я люблю посёлок свой… Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
В.Н. Токмакова, воспитатель, МДОУ Детский сад комбинированного вида № 12, пос. Бегуницы, Волосовский район, Ленинградская область
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: дать представление о том, что такое малая родина.
Задачи:
– закрепить знания о нашей Родине (россиянин, столица Родины – город Москва, флаг, герб, гимн; президент В.В. Путин);
– дать представление о том, что в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: посёлок, дом, улица, где он родился и вырос – это его малая родина;
– уточнять и расширять знания детей о родном посёлке Бегуницы, познакомить с выдающейся личностью;
– воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать свой посёлок лучше; воспитывать устойчивый интерес к самостоятельной и коллективной деятельности; побуждать к использованию знаний и умений в практической деятельности.
Предварительная работа. Просмотр видеоматериала о посёлке. Прогулки к наиболее значимым зданиям посёлка. Экскурсии по улицам посёлка, знакомство с их названиями. Прослушивание и заучивание произведений о Родине (стихи, музыкальные произведения, пословицы, поговорки, загадки).
Словарь: Родина, Россия, россиянин, малая родина, флаг, герб, гимн, президент, чемпионка.
Материалы и оборудование. Кукла в русском национальном костюме. Карта России. Флаг. Герб. Портреты президента РФ В.В. Путина, лыжницы О. Завьяловой. Ноутбук, аудиозапись «Песни о Родине» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Игрушка сердечко. Яркий мяч.
Листы бумаги, материалы для рисования (краски, карандаши, восковые мелки, гуашь).
Методическое содержание
1-й этап: Психологический настрой (приветствие)
2-й этап. Вводно-организационный момент
Сюрпризный момент – появление куклы в русском национальном костюме. Малоподвижная игра «Давайте представимся». Беседа о России. Чтение стихотворения «Родина» А. Прокофьева. Прослушивание гимна России (в неурочное время).
3-й этап. Мотивационно-побудительный
Упражнение «Что такое малая родина»? Беседа о родном посёлке, просмотр видео. Слушание «Песни о Родине». Словесная игра «Передай сердечко и скажи словечко».
4-й этап. Восприятие и усвоение нового
Рассказ об уроженке Бегуниц, российской лыжнице, двукратной чемпионке мира Ольге Завьяловой.
5-й этап. Динамическая пауза
6-й этап. Совместная деятельность (эмоциональный настрой на самостоятельную деятельность)
Изобразительная деятельность «Любимый уголок моей малой родины».
7-й этап. Заключительный (подведение итогов)
Применение полученного результата в игровой деятельности. «Мини-экскурсия» по любимым местам малой родины, отражённым в рисунках детей.
Ход ОД
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Чтобы утро было добрым, поприветствуем друг друга!
Здравствуй, солнце,
Здравствуй, небо,
Здравствуй, вся моя земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем тебя!
Мы продолжаем создавать в группе уголок «Моя Родина – Россия», и я хочу порадовать вас: пришла посылка ещё с одной куклой. Хотите посмотреть? (Достаёт из коробки куклу в русском национальном костюме.) Ребята, что за костюм на кукле?
Дети. Кукла одета в русский национальный костюм. На ней красный сарафан, белая рубаха, на голове кокошник, у куклы красивая русая коса.
Воспитатель. Как мы назовём нашу куклу? (Дети совещаются между собой и выбирают имя Маша.) Да, вы правы. На Руси девочек чаще всего называли Машами. А какое самое распространённое имя было у мальчиков?
Дети (после короткого обсуждения). Ваня.
Игра «Давайте представимся»
Дети, стоя в кругу, по возможности называют полностью свои фамилию, имя, отчество, передавая друг другу мячик.
Воспитатель. У каждого есть имя, фамилия и отчество. Кто же вам дал имя, фамилию и отчество?
Дети. Родители.
Воспитатель. Правильно, это ваши любимые родители.
Давайте подойдём к карте и найдём на ней нашу большую Родину – Россию. Что вы знаете о ней?
Дети. У каждого из нас есть Родина – страна, где мы живём. Наша страна называется Россия, а мы, жители этой страны, – россияне. Наша страна по территории самая большая в мире, в ней много разных городов, деревень, посёлков. В России разнообразный растительный и животный мир. В России проживают люди разных национальностей.
Воспитатель. Послушаем, что говорит наша гостья.
Кукла Маша (голос в записи). Здравствуйте, ребята! Я живу в самой большой стране в мире, в России. Есть разные страны, их много. В разных странах живут разные люди, они отличаются цветом кожи и внешностью, они говорят на разных языках. У них свои традиции, свои национальные костюмы. И несмотря на эти различия, всем людям нужно дружить.
Воспитатель. Мы живём в России. Это огромная страна.
У нас леса густые,
У нас берёзки белые.
Солдаты наши смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые,
И в целом мире нету
Столицы страны нашей.
Скажите, ребята: как называется столица нашей Родины?
Дети. Столица нашей Родины – город Москва.
Ребёнок читает стихотворение З. Александровой «Родина».
Воспитатель. Ребята, у каждой страны есть…
Дети. Флаг. Герб. Гимн. Президент. Наш президент – Владимир Владимирович Путин. (Демонстрируются изображения.)
Воспитатель. Ребята, я предлагаю найти на карте место, где мы с вами живём. Как называется наш посёлок? (Ответы детей. Воспитатель уточняет.) Мы живём в Ленинградской области, Волосовском районе, в посёлке Бегуницы.
Почему это место мы называем малая родина?
Упражнение «Что такое малая родина?»
Дети, стоя в кругу, передают флажок по кругу и произносят:
«Малая Родина – это место, где мы родились и живём.
Малая Родина – это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
Малая Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.
Малая Родина – это место, где находится наш детский сад.
Малая Родина – это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне».
Воспитатель. Вы правы, ребята.
Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, мой детский сад.
Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
У каждого человека есть малая родина – то место, где он родился, где сделал свои первые шаги, где впервые сказал слово «мама», где узнал, что такое любовь близких и дружба со сверстниками. Наша малая родина – Бегуницы.
Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о любимых местах нашего посёлка – надеюсь, вы узнаете их и назовёте. (В ходе просмотра дети называют знакомые места: улицы, дома, магазины, детский сад, школа и т. д.)
А теперь послушайте «Песню о Родине». (Дети в записи слушают «Песню о Родине».)
Воспитатель. Ребята, а вы любите свою малую Родину?
Игра «Передай сердечко и скажи словечко»
Дети, стоя в кругу, говорят, за что они любят свой посёлок, и передают игрушку сердечко по кругу:
«Я люблю свой посёлок, потому что он красивый.
Я люблю свой посёлок, потому что в нём живут мои друзья.
Я люблю свой посёлок, потому что здесь живут бабушка и дед.
Я люблю свой посёлок, потому что здесь живут хорошие люди». (И т. д.)
Воспитатель. Да, гордиться есть кем. Я расскажу вам о выдающейся женщине, знаменитой лыжнице Ольге Завьяловой. Она родилась и жила в нашем посёлке – это её малая родина. (Рассказывает о спортивной карьере О. Завьяловой, знакомит с с фактами биографии спортсменки, показывает её фотографии.)
Физминутка
Здравствуй, мир! (Поднимают руки вверх.)
Это – я! (Кладут руки на грудь.)
А вокруг страна моя! (Раскидывают руки в стороны.)
Солнце в небесах горит (Поднимают руки вверх.)
И земля у ног лежит! (Делают наклон вперёд.)
Там – леса! (Делают широкий жест правой рукой, поворачивая корпус вправо.)
А там – поля! (Выполняют то же движение влево.)
Здесь – друзья, и здесь друзья. (Делают повороты головы вправо и влево.)
Здравствуй, дом – ты самый лучший! (Делают над головой «крышу» руками.)
Здравствуй, край родной, могучий! (Разводят руки в стороны и смотрят вверх.)
Здравствуй же, страна моя! (Вытягивают руки вперёд.)
Край родной, люблю тебя! (Двумя руками «рисуют» в воздухе сердце.)
Воспитатель. Ребята, я вижу, вы любите свой посёлок. Думаю, у каждого из вас есть в нём своё любимое местечко. Предлагаю нарисовать его, а затем объединить рисунки в одну большую выставку. Мы сможем проводить мини-экскурсии для педагогов, родителей и детей. Вы согласны? (Дети соглашаются.) Я тоже нарисую своё любимое местечко, а вы попробуете его угадать. (Дети рисуют под негромко звучащую музыку. По завершении работы рисунки вывешиваются не доске.)
Ребята, какой красивый посёлок на ваших рисунках! Вы использовали яркие краски и продемонстрировали творческий подход к работе. Видно, что вы любите свою малую родину, наш посёлок. Вы догадались, какие места отражены в рисунках? Может, расскажете о них?
Дети по очереди (по желанию) выходят и рассказывают, что изображено на их рисунках.