Игры-головоломки  «на новый лад»

Игры-головоломки «на новый лад»

Глушкова Галина Владимировнакандидат педагогических наук, методист, ГБОУ Школа № 1598, Москва; Мусиенко Светлана Игоревнаконсультант, ЧУОО Школа «Морозко», Москва

Решение логических задач, разгадывание головоломок — одно из самых интересных и увлекательных занятий. Изобретение хитроумных задач, развивающих мышление, познавательные способности и интеллект, умение концентрировать внимание и находить оригинальные решения, относится ко времени Пифагора и Архимеда. С тех пор головоломки распространились по свету, находя всё новых поклонников.

Уважаемые коллеги, а задумывались ли вы, почему игры-головоломки так популярны у детей, в частности у дошкольников? Прежде всего, на наш взгляд, такие игры привлекают своей занимательностью, да и выполнение игровых заданий в них не требует большого запаса математических знаний.

Следующей по значимости является возможность играть вместе со взрослыми и сверстниками.

Сегодня мы предлагаем вам поиграть с детьми в известные игры «на новый лад». И помогут в этом современные наборы, в состав которых входят объемные фигуры. Мы покажем на примере одного из таких наборов кубиков, как можно перевести привычные геометрические игры-головоломки в объемный формат (с использованием кубиков размера 2x2x2 см; фото 1, 2), придав им новое звучание и расширив их дидактический потенциал. С этой целью мы воспользуемся набором Академии Наураши «Математика» (компании «Научные развлечения»), а вы можете взять для этого любой другой подходящий материал.

Игры-головоломки  «на новый лад»

Авторы статьи благодарят педагогические коллективы детских садов ГБОУ Школа № 1598 и ГБОУ Школа № 1502, ЧУОО Школы «Морозко» г. Москвы за активное участие в работе по апробации набора для игры «Танграм на новый лад».

История и легенды

Когда именно появилась одна из самых известных и популярных в настоящее время головоломок — танграм? Кто ее автор? Вы не сможете найти точных ответов на эти вопросы. По некоторым сведениям, танграм придуман более 4000 лет назад. Другие источники утверждают, что он изобретен не четыре тысячелетия, а менее четырех столетий назад. Но практически все сходятся во мнении, что эта занимательная игра пришла к нам из Китая и что сначала танграм использовался для обучения, а не для развлечения.

Существует несколько легенд. Приведем лишь две из них. Первая связана с ремесленником родом из Китая, из рук которого выпала дорогая фарфоровая плитка и разбилась на семь осколков. Мастер ужасно огорчился — ведь фарфор был очень дорог! — и пытался поспешно собрать плитку, однако раз за разом получал все новые и новые комбинации деталей. Его оплошность послужила основой появления увлекательной игры.

Другая легенда гласит, что сын — наследник одного из императоров Китая не хотел учиться. Император призвал к себе трех мудрецов — математика, философа, художника — и приказал им придумать игру, забавляясь которой мальчик освоил бы азы математики, научился видеть особенности мира внимательными глазами художника, стал бы настойчивым в достижении цели и терпеливым, как истинный философ и, кроме этого, понял, что сложные вещи состоят из более простых… После долгих раздумий мудрецы представили на суд императора танграм — квадрат, разрезанный на семь частей (фото 3).

Итак, танграм — это китайская игра-головоломка, состоящая из семи плоских геометрических фигур (та- нов), полученных разрезанием квадрата на семь частей: два больших, два маленьких и один средний треугольник, один квадрат и один параллелограмм, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. Этот набор дает простор для миллионов вариаций получения целого, и их число постоянно растет.

Так, например, выглядел вариант игры «Танграм» в «Календаре школьника 1943 г.» (фото 4). Обратите внимание: в образцах для самостоятельного конструирования есть самолет, бронемашина и танк — приметы военного времени.

 

Игры-головоломки  «на новый лад»

В 1980-е гг. в СССР головоломка выпускалась под названием «Пифагор» (фото 5, 6). В набор входили пластмассовые детали и инструкция по сборке фигурок. Предназначалась игрушка младшим школьникам.

Игры-головоломки  «на новый лад»

Объемный танграм

Мы предлагаем поиграть с детьми старшего до- школьного возраста в объемный танграм, собранный из кубиков и призм своими руками (фото 7, 8).

Игры-головоломки  «на новый лад»

Цель. Развитие различных видов мышления (логического, пространственного, образного, конструктивного) и воображения старших дошкольников. Освоение способов трансформации фигур за счет изменения расположения их отдельных частей (элементов).

Задачи. Способствовать развитию произвольно- го внимания, памяти, сообразительности и быстро- ты мышления, речи. Развивать пространственные представления, вырабатывать умение работать по схеме, обучать детей способам самостоятельного поиска решений.

Правила игры

При создании изображений необходимо соблюдать три основных условия.

  1. Каждая собранная фигура должна состоять из всех семи элементов головоломки.
  2. При конструировании детали головоломки прикладываются друг к другу. Каждый из элементов должен примыкать хотя бы одной своей стороной или вершиной к другим элементам.
  3. При составлении фигур нельзя накладывать детали танграма друг на друга.

    Традиционно танграм предполагает работу с плоскостными фигурами из бумаги, картона, тонкого пластика или дерева. Танграм, собранный из разноцветных кубиков, добавляет объем получаемым образам (фото 9, 10).

    Игры-головоломки  «на новый лад»

    Описание набора

    Для организации самостоятельной работы детей с объемными фигурами мы разработали набор карточек:

    • одна двусторонняя со схемами сборки деталей танграма из маленьких кубиков и составления из них квадрата;
    • 12 карточек с заданиями разного уровня сложности.

    Задания, обозначенные одной звездочкой (*), — наиболее простые, двумя (**) — посложнее, тремя (***) — самые сложные.

    • Карточки с заданиями первого уровня (фото 11–13) практически «тренировочные». Ребенок может наложить каждую реальную деталь танграма на ее изображение, чтобы в одном случае получился домик, а в другом — кораблик.

    На других карточках — изображения людей, животных, предметов, цифр, которые необходимо собрать из готовых заранее собранных деталей с опорой на цвет и расположение каждого элемента.

    Игры-головоломки  «на новый лад»

    Уже на этом этапе работы можно предложить детям творческое задание — попробовать придумать и составить свою фигурку. На практике прекрасно себя зарекомендовала следующая форма работы: дети придумывают свои варианты схем из деталей танграма, дают им названия. Педагог фотографирует получившиеся фигуры, а потом эти изображения или аппликации пополняют уникальный альбом фигурок, придуманных детьми и сотрудниками конкретной группы.

    • На карточках с заданиями второго уровня сложности (фото 14) участникам предлагаются незавершенные фигуры (Ответы на эти задания также приводятся на карточках.)
    • При работе с карточками третьего уровня сложности (фото 15) необходимо сложить фигурки по рисунку со сплошной заливкой.

    Игры-головоломки  «на новый лад»

    Задание сложить все семь частей танграма в квадрат является традиционным, многие выполняют сборку «по памяти», не задумываясь, «на автомате». А сможете ли вы, уважаемые взрослые, из семи частей танграма сложить два одинаковых квадрата? Треугольник?

    Отлично, если вы справились с этими заданиями самостоятельно, но если и воспользовались нашей подсказкой, ничего страшного. Интерес к танграму и понимание всех возможностей этой головоломки приходят с опытом.

    Варианты заданий

    Рассмотрим, какие варианты зданий можно использовать при игре в «Танграм на новый лад».

    Игры-головоломки  «на новый лад»

    • Предложите детям собрать детали танграма (из кубиков разного цвета) или сделайте это вместе с ними. Изменение цвета деталей заставляет по-новому взглянуть и на задания, и на результат. Все зависит от фантазии и сосредоточенности дошкольников (фото 16-18).
    • Используйте танграм в квестах (квестовых заданиях). Например, чтобы проникнуть в замок к злому волшебнику и разрушить его чары, нужно собрать и зажечь свечу (фото 19), а чтобы получить заветный ключик от потайной дверцы — придумать оригинальный предмет (карнавальная маска из двух наборов, фото 20) или собрать, допустим, морского котика (фото 21).

    Больше заданий, карточек и фотографий в полной версии статьи, которая опубликована в журнале «Ребенок в детском саду» № 10 2022.

    Купить журнал 

    5 1 голос
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    0
    Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x