Игры-головоломки «на новый лад»
Глушкова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, методист, ГБОУ Школа № 1598, Москва; Мусиенко Светлана Игоревна, консультант, ЧУОО Школа «Морозко», Москва
Решение логических задач, разгадывание головоломок — одно из самых интересных и увлекательных занятий. Изобретение хитроумных задач, развивающих мышление, познавательные способности и интеллект, умение концентрировать внимание и находить оригинальные решения, относится ко времени Пифагора и Архимеда. С тех пор головоломки распространились по свету, находя всё новых поклонников.
Уважаемые коллеги, а задумывались ли вы, почему игры-головоломки так популярны у детей, в частности у дошкольников? Прежде всего, на наш взгляд, такие игры привлекают своей занимательностью, да и выполнение игровых заданий в них не требует большого запаса математических знаний.
Следующей по значимости является возможность играть вместе со взрослыми и сверстниками.
Сегодня мы предлагаем вам поиграть с детьми в известные игры «на новый лад». И помогут в этом современные наборы, в состав которых входят объемные фигуры. Мы покажем на примере одного из таких наборов кубиков, как можно перевести привычные геометрические игры-головоломки в объемный формат (с использованием кубиков размера 2x2x2 см; фото 1, 2), придав им новое звучание и расширив их дидактический потенциал. С этой целью мы воспользуемся набором Академии Наураши «Математика» (компании «Научные развлечения»), а вы можете взять для этого любой другой подходящий материал.
Авторы статьи благодарят педагогические коллективы детских садов ГБОУ Школа № 1598 и ГБОУ Школа № 1502, ЧУОО Школы «Морозко» г. Москвы за активное участие в работе по апробации набора для игры «Танграм на новый лад».
История и легенды
Когда именно появилась одна из самых известных и популярных в настоящее время головоломок — танграм? Кто ее автор? Вы не сможете найти точных ответов на эти вопросы. По некоторым сведениям, танграм придуман более 4000 лет назад. Другие источники утверждают, что он изобретен не четыре тысячелетия, а менее четырех столетий назад. Но практически все сходятся во мнении, что эта занимательная игра пришла к нам из Китая и что сначала танграм использовался для обучения, а не для развлечения.
Существует несколько легенд. Приведем лишь две из них. Первая связана с ремесленником родом из Китая, из рук которого выпала дорогая фарфоровая плитка и разбилась на семь осколков. Мастер ужасно огорчился — ведь фарфор был очень дорог! — и пытался поспешно собрать плитку, однако раз за разом получал все новые и новые комбинации деталей. Его оплошность послужила основой появления увлекательной игры.
Другая легенда гласит, что сын — наследник одного из императоров Китая не хотел учиться. Император призвал к себе трех мудрецов — математика, философа, художника — и приказал им придумать игру, забавляясь которой мальчик освоил бы азы математики, научился видеть особенности мира внимательными глазами художника, стал бы настойчивым в достижении цели и терпеливым, как истинный философ и, кроме этого, понял, что сложные вещи состоят из более простых… После долгих раздумий мудрецы представили на суд императора танграм — квадрат, разрезанный на семь частей (фото 3).
Итак, танграм — это китайская игра-головоломка, состоящая из семи плоских геометрических фигур (та- нов), полученных разрезанием квадрата на семь частей: два больших, два маленьких и один средний треугольник, один квадрат и один параллелограмм, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. Этот набор дает простор для миллионов вариаций получения целого, и их число постоянно растет.
Так, например, выглядел вариант игры «Танграм» в «Календаре школьника 1943 г.» (фото 4). Обратите внимание: в образцах для самостоятельного конструирования есть самолет, бронемашина и танк — приметы военного времени.
В 1980-е гг. в СССР головоломка выпускалась под названием «Пифагор» (фото 5, 6). В набор входили пластмассовые детали и инструкция по сборке фигурок. Предназначалась игрушка младшим школьникам.
Объемный танграм
Мы предлагаем поиграть с детьми старшего до- школьного возраста в объемный танграм, собранный из кубиков и призм своими руками (фото 7, 8).
Цель. Развитие различных видов мышления (логического, пространственного, образного, конструктивного) и воображения старших дошкольников. Освоение способов трансформации фигур за счет изменения расположения их отдельных частей (элементов).
Задачи. Способствовать развитию произвольно- го внимания, памяти, сообразительности и быстро- ты мышления, речи. Развивать пространственные представления, вырабатывать умение работать по схеме, обучать детей способам самостоятельного поиска решений.
Правила игры
При создании изображений необходимо соблюдать три основных условия.
- Каждая собранная фигура должна состоять из всех семи элементов головоломки.
- При конструировании детали головоломки прикладываются друг к другу. Каждый из элементов должен примыкать хотя бы одной своей стороной или вершиной к другим элементам.
- При составлении фигур нельзя накладывать детали танграма друг на друга.
Традиционно танграм предполагает работу с плоскостными фигурами из бумаги, картона, тонкого пластика или дерева. Танграм, собранный из разноцветных кубиков, добавляет объем получаемым образам (фото 9, 10).
Описание набора
Для организации самостоятельной работы детей с объемными фигурами мы разработали набор карточек:
- одна двусторонняя со схемами сборки деталей танграма из маленьких кубиков и составления из них квадрата;
- 12 карточек с заданиями разного уровня сложности.
Задания, обозначенные одной звездочкой (*), — наиболее простые, двумя (**) — посложнее, тремя (***) — самые сложные.
- Карточки с заданиями первого уровня (фото 11–13) практически «тренировочные». Ребенок может наложить каждую реальную деталь танграма на ее изображение, чтобы в одном случае получился домик, а в другом — кораблик.
На других карточках — изображения людей, животных, предметов, цифр, которые необходимо собрать из готовых заранее собранных деталей с опорой на цвет и расположение каждого элемента.
Уже на этом этапе работы можно предложить детям творческое задание — попробовать придумать и составить свою фигурку. На практике прекрасно себя зарекомендовала следующая форма работы: дети придумывают свои варианты схем из деталей танграма, дают им названия. Педагог фотографирует получившиеся фигуры, а потом эти изображения или аппликации пополняют уникальный альбом фигурок, придуманных детьми и сотрудниками конкретной группы.
- На карточках с заданиями второго уровня сложности (фото 14) участникам предлагаются незавершенные фигуры (Ответы на эти задания также приводятся на карточках.)
- При работе с карточками третьего уровня сложности (фото 15) необходимо сложить фигурки по рисунку со сплошной заливкой.
Задание сложить все семь частей танграма в квадрат является традиционным, многие выполняют сборку «по памяти», не задумываясь, «на автомате». А сможете ли вы, уважаемые взрослые, из семи частей танграма сложить два одинаковых квадрата? Треугольник?
Отлично, если вы справились с этими заданиями самостоятельно, но если и воспользовались нашей подсказкой, ничего страшного. Интерес к танграму и понимание всех возможностей этой головоломки приходят с опытом.
Варианты заданий
Рассмотрим, какие варианты зданий можно использовать при игре в «Танграм на новый лад».
- Предложите детям собрать детали танграма (из кубиков разного цвета) или сделайте это вместе с ними. Изменение цвета деталей заставляет по-новому взглянуть и на задания, и на результат. Все зависит от фантазии и сосредоточенности дошкольников (фото 16-18).
- Используйте танграм в квестах (квестовых заданиях). Например, чтобы проникнуть в замок к злому волшебнику и разрушить его чары, нужно собрать и зажечь свечу (фото 19), а чтобы получить заветный ключик от потайной дверцы — придумать оригинальный предмет (карнавальная маска из двух наборов, фото 20) или собрать, допустим, морского котика (фото 21).
Больше заданий, карточек и фотографий в полной версии статьи, которая опубликована в журнале «Ребенок в детском саду» № 10 2022.