Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с животным миром

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с животным миром

Е.Н.Смирнова, воспитатель, ГБОУ «Школа № 2070», г. Москва

 

В статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Описаны этапы работы по знакомству с миром животных с использованием метода моделирования, даны методические рекомендации по использованию дидактических игр познавательной направленности.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственно – ценностного опыта взаимодействия с предметно – природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с ней. Это общение должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

 

Анализ проблемы

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются основы экологического мышления, закладываются базовые элементы экологической культуры. Но происходит это при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В настоящее время проблема воспитания основ экологической культуры у ребенка дошкольного возраста рассматривается многими педагогами, среди них известны такие имена как: Рыжова Н.А, Николаева С.Н, Кондратьева Н.Н., Саломахина Г.И., Каменева Л.А, Матвеева А.К., Маневцева Л.М., Саморукова П.Г, Галанова А.С., Попова Т.И, их взгляды противоречивы, подходы разнообразны. Основой всех трудов является становление экологической воспитанности дошкольника посредством ознакомления с миром природы.

Основная цель познавательного развития дошкольников по направлению познавательное развитие дошкольников согласно ФГОС ДО —  формирование  начал экологической культуры  у детей   через ознакомление с миром животных, путем использования в работе комплекса  занятий,  игровых обучающих ситуаций, создание предметных моделей, как основных отражений отношения детей к природе.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

В нашей ДОО разработан и апробирован  комплекс занятий, игр,  направленный на совершенствование работы по ознакомлению дошкольников с миром животных.

Система НОД разработана как картотека наблюдений  за животными, бесед, дидактических игр, на материале предметного моделирования  формирующих и систематизирующих уже  имеющиеся у детей знания о животных.

Воспитателю дошкольной группы необходимо владеть багажом знаний о видах, особенностях передвижения, способах выживания, классификации животных, поэтому нами собрана уникальная методическая копилка основных сведений о животных, доступных детям.

 

Система педагогической работы по формированию у детей 6-7 лет обобщенных представлений о  животных

 

Этап воспитательно-образовательной работы Цель Виды эколого-природоведческой работы
I. Подготови-

тельный этап

1.Уточнение представлений детей о различных животных:

отличительных признаках их внешнего вида, образа жизни, поведения, передвижения.

 

2.Формирование представлений о среде обитания животных (воздушная, водная, наземная, подземная).

 

3. Формирование  операции группировки  диких и домашних животных

Занятие-игра «Эти забавные животные»

Занятие-инсценировка «В гостях у лесных жителей»

Комплексное занятие «Зверигород»

Наблюдение за живым объектом – кот.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов домашних и диких животных

Загадывание загадок о животных.

Дидактические игры и упражнения:

«Угадай-ка»

«Кто в лесу живет»

«Узнай животное (по изображению)»

«Узнай животное по описанию»

«Назови детенышей»

«Кто что ест» (с картинками)

II. Процесс создания предметно-схематических моделей 1. Разработка совместно с детьми предметно-схематических моделей с целью формирования обобщенных представлений о различных видах животных домашних и диких животных по следующим существенным признакам:

— среда обитания;

— покров;

— строение конечностей;

— приспособленность к среде обитания

 «Дикие животные — часть живой природы»

— рассматривание готовых предметно-схематических моделей;

— изготовление альбома «Мир диких животных» (с зарисовкой моделей и подбором иллюстраций диких животных каждого класса)

III. Обобщающий 1.Применение моделей существенных признаков различных видов диких животных в практической деятельности детей.

2. Проведение исследовательской деятельности – проект.

Занятие-игра с использованием моделирования «Что может делать животное»; «Кто как передвигается», «Кто, чем питается»

Чтение художественной литературы

Составление детских рассказов о животных

 

При проведении работы, направленной на расширение и углубление представлений дошкольников о животных, учитывалось следующее.

  1. Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка и начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает овладение детьми элементарными понятиями, такими, как «животные», их передвижение, способы передвижения и т. д. Решить успешно эти задачи помогает моделирование.
  2. Дошкольники ощущают потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет интерес и пробуждает активность в освоении окружающего мира.
  3. Дидактическая игра вызывает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в обучении. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность.
  4. В дидактической игре дошкольники проявляют творчество, при этом задействуются ощущение, восприятие, память и т. д., активизируются все познавательные процессы.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях диких животных, их связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с дикими животными наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществлялось в следующей последовательности:

  1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
  2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.
  3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.
  4. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых признаков (например, отбор и моделирование признаков диких и домашних животных).
  5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких, как «дикие животные», «домашние животные», и т. д.

Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение различных классов диких животных.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности   животных и закономерные связи, существующие между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления о диких животных.

Приятные эмоции  помогают дошкольникам с интересом выполнять задания, которые носят игровой характер.

Система работы по данному направлению включает в себя три этапа (см. таблицу). Каждый из этапов, плавно переходит в последующий, обеспечивая, тем самым, систематизацию знаний.

Первый этап проходит в легкой ненавязчивой обстановке, стимулируя и развивая познавательную активность детей.

 

 «В гостях у лесных жителей».

Цель: познакомить с особенностями жизни животных, закрепить знания о диких животных (как они заботятся о своих детенышах, как готовят их к взрослой жизни); развивать умение вос­принимать красоту окружающего мира, воспитывать заботливое отношение к природе.

В ходе проведения данного занятия детей увлекла работа по карте леса. Они с удовольствием рассказывали о птицах, обозначая их место жительства. Были небольшие трудности в ходе отгадывания загадок, но применяя метод наводящих вопросов удалось подвести детей к правильному ответу. Музыкальная минутка «Можно – нельзя» подняла настроение дошколят и они с удовольствием перешли к следующей части занятия.  Когда воспитатель предложила решить спор животных о месте жительства, один ребенок настолько проникся желанием заботиться о  животных, что хоть и неправильно, зато эмоционально и гуманно предложил: «лучше всего животному будет у меня дома, я за ним буду ухаживать».

Занятия в виде викторины мы практикуем потому что они имеют ряд преимуществ. Разделив детей на команды, мы вносим элемент соревнования. Чтобы детям было интереснее, мы использовала на занятии природный материал — кору деревьев, шишки, веточки, а также красочные эмблемы. Так как в викторине много вопросов и заданий, задействованы все дети и от каждого из них зависит успех команды. Детям не хотелось подводить свою команду, и они очень старались. На музыкальной разминке мы попыталась выяснить знания детей о некоторых особенностях обитателей леса. Дети с заданием справились. Для дополнения мы приготовили вопросы по питанию различных животных. Данные вопросы затруднения у детей не вызвали.
Затем последовало занятие «Дикие животные», цель — обогащать представления детей о животных, отмечать характерные признаки представителей диких животных; уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д.; развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

 

«Как дикие животные к зиме относятся»

Цель: продолжать обогащать представления детей об образе жизни диких животных. Развивать любознательность. Активизировать детей театрализованной деятельностью.

 

«Домашние животные»

Цель: продолжать знакомить детей с классификацией домашние и дикие животные. Закрепить умение сравнивать, находить сходства и различия. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными.

В ходе проведения наблюдения за живым объектом дети учились, используя модель, рассказывать об особенностях данного животного. Основная цель данного занятия: развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост).

Учить различать характерные признаки кота: тело животного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти. Характерная пища: мясо, рыба, молоко. Способ питания: грызет зубами, лакает языком. Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта.

Дидактические игры для обогащения представлений о животных использовались с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей среднего дошкольного возраста. При этом мы учитывали, что процесс формирования представлений о диких животных у детей идет от усвоения ими знаний об особенностях жизни конкретных диких животных, отдельных связей и межвидовых отношений к установлению цепочки биоценологических связей, и на их основе — к освоению закономерностей функционирования различных природных сообществ.

Дидактические игры проводились с небольшими подгруппами детей, использовались вариативно в зависимости от уровня сформированности представлений о диких животных у дошкольников.

Игры проводились в свободное время, на прогулке, в процессе специально организованных занятий. Использовались игры  как в вербальной форме, так и с использованием иллюстративного материала. Игры с иллюстративным материалом содействуют формированию конкретных представлений о диких животных, приобретению более точных знаний об их признаках. Эти виды игр проводились преимущественно с детьми, имеющими низкий уровень сформированности представлений о диких животных.

Среди игр были следующие: «Угадай-ка», «Кто в лесу живет»,  «Узнайте животное», «Узнайте животного по описанию»,  «Кто что ест», «Угадай, где мы живем», «Большие и маленькие»,  «Кто чем питается». Проведенные игры дублировали друг друга, что во многом позволяло систематизировать ранее полученные знания дошколят. Здесь было ярко прослежено стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх, организованных педагогом, представления о  животных и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности. Чтобы поддержать такую инициативу детей, в группах в отдельных уголках был размещен материал для организации детьми игр о животных: планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением диких животных и т. п.

В ходе проведения второго этапа  дети вместе с педагогом  составляли предметные модели и апробировали их в ходе игры. Дети не всегда умело  выделяли признаки животных, не всем удавалось, используя предметную модель, рассказывать и животных. Сложней усваивались модели, составленные о диких животных. Трудности вызывали способы  передвижения,  обозначение животных, впадающих в спячку.

Третий этап нашей системы НОД   позволили научить  дошколят  принимать участие в проектно – исследовательской деятельности . Нами был проведен проект «Дикие и домашние животные». Основными задачами его  было способствовать расширению представлений детей о животном мире: о приспособленности животных к среде обитания, выраженном во внешнем строении, поведении животных, способах их существования; создать условия для ориентировочно — исследовательской деятельности; воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать экологически ценный опыт общения с животными.

В ходе проведения данного проекта был создан тематический  словарь «Дикие и домашние животные».

Кроме основных практических действий в ходе проекта было введено использование творческой деятельности рисования.

Инсценировка сказки «Кот,  петух и лиса» позволила обеспечить не только умение актерки проиграть необходимую роль, но и в облике своего героя  отобразить его знакомые повадки, что также позволило закрепить   знания о животных.

Сюжетно-ролевая игра привела к тому, что дошкольники стали отображать жизнь домашних и диких животных.

Одним из приемов было также использование составления рассказов детьми о животных.  Часть детей придумывали  рассказы про волшебных животных, часть детей,  оперируя уже знакомыми данными, умело  придумывали  очень занимательные рассказы.  Закрепить полученные знания позволило чтение художественной литературы.

Важно учесть тот факт, что ведущим фактором в познавательном развитии детей 6-7 лет является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной детям, усваивается. Поэтому в работе мы использовали неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими. Все, что можно было дать детям в руки, мы предлагали им для обследования, включая как можно больше органов чувств. Например, дети брали в руки хомячка, кошечку или птичку. Гладили и рассматривали, слушали звучание, то есть обследовали  всеми сенсорными способами. Каждое ощущение мы обозначали словом, просили детей повторять за нами. Дети проявляли большую инициативу во время наблюдения, проведения опытов. Особой активностью отличались дети с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Они комментировали свои действия, аргументировали свои ответы, делали предположения, простейшие умозаключения.

Дидактические игры, используемые во время работы, также вызывали положительные эмоции. Детям было радостно, и они были готовы воспринимать и усваивать все, что несла в себе игра. С игрой даже дети с низкими показателями быстрее стали включаться в деятельность, вникали в ее содержание, запоминали  информацию. Посредством игровых ситуаций даже у средних дошкольников начало формироваться осознанное отношение к животным. Дети стали понимать, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуется определенные условия; дети добровольно стали включаться в уход за ними.

Итогом работы в рамках данной системы НОД для дошкольников   стало понимание ценности жизни, недопустимости нанесения какого-либо вреда живому существу. Знание о живом организме, связи со средой обитания оказали влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к растениям и животным, к сохранению среды их жизни.

 

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x