Фольклорный праздник «Встреча  Весны» с детьми 6 – 7  лет

Фольклорный праздник «Встреча Весны» с детьми 6 – 7 лет

Задачи.
1.   Приобщить детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.

2.   Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.

3.   Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.

4.   Создать благоприятный музыкальный фон для эстетического развития детей.

5.   Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

Оформление зала.

Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенёчки. Центральная стена  оформляется накладными цветами, на полу крепится зеленая трава.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение песен,  беседы о наступающей весне, разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, народных игр, хороводов. Проведение занятия по ознакомлению детей с календарно-обрядовым праздником «Встреча Весны».

Музыкальное сопровождение.

Аудиозаписи:  русская народная мелодия «Как под наши ворота», украинская народная песня «Веснянка», песня А. Филиппенко «Весенняя песенка».

Оборудование и атрибуты. Для детей:  сарафаны, кокошники,  бусы, рубахи, шапочки весенних птиц, яркие платочки для девочек, шапочка для Солнышка, канат.Музыкальные инструменты: бубенцы, шумовики, дудочка, деревянные ложки, барабан, свистулька. Сюрприз – каравай от Солнышка. Лоток для музыкальных инструментов. Ведра для колодца, тучка-поливайка. Костюм для ведущей – сарафан, для Весны – сарафан, блуза, ленточка на голову.

Персонажи: Весна – взрослый, весенние месяцы, дождик, скоморохи, солнышко – заранее подготовленные дети.

Ход праздника.

Ребенок. 

Сегодня здесь весну встречаем

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться,

И смеяться, и резвиться.

Дети под русскую народную музыку заходят в зал и рассаживаются свободно на стулья.

Ведущая. Вот  и  кончилась  зима. Наступила  весна.  Ребята, назовите ее приметы.

Дети отвечают.

Приложение. «Веснянка» украинская народная песня

Ведущая.  Весну встречают несколько раз. Первый раз в конце февраля или в начале марта, когда устраивают гулянья, игры, ходят в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь — символ очищения. Сжигают и соломенное чучело — символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды. Второй раз встречают весну в конце марта. Поют заклички — веснянки, ждали прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других. Взрослые пекут из теста образы птиц, и целый день дети бегают с ними, зазывая весну и тепло.

Заранее подготовленные дети  исполняют заклички.

Дети. 

Ласточка – ключница,

Вылети с Заморья,

Вынеси ключи,

Отомкни летечко.

Отомкни летечко,

Замкни зимушку.

Лето теплое,

Зима холодная.

Кулик из заморья,

Лети, лети до моря,

Неси, неси по воле

Весну в подоле.

Ведущая. Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба — пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба.

Заранее подготовленные дети  исполняют закличку «Весна».

Дети. 

1. Весна, весна красная,

Весна, весна ясная,

Приди весна, с радостью,

Приди весна с милостью.

2. С солнцем горячим,

С дождем обильным.

Принеси урожай

В наш родной край!

3. Приди, весна,

Приди, красна!

Приди, весна,

Приди, красна!

Появляется персонаж Весна-взрослый, с ней трое детей – весенние месяцы.

Весна. 

Я — Весна, Весна красная!

Пришла я к вам с радостью,

С радостью, с милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Пришла я к вам не одна. Со мною и весенние месяцы пришли. Первый месяц – Март-протальник.

Март.

В марте солнышко печет,

В марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок –

Первый мартовский цветок

Звучит украинская народная песня «Веснянка».

Весна. Второй месяц – Апрель-снегогон, ведет весну воды, проливаются первые весенние дождички. Я Весна — хозяйка должна землю умыть, последний снег растопить. Весенние дожди пролью на леса, на поля, на луга.

Весна поливает вокруг из самодельной тучки (с брызгалкой).

Дождь. (заранее подготовленный ребенок)

Дождик, дождик, поливай,

Будет славный урожай!

Будет и малина, и рябина,

И калина.

А в лесу вырастут грибы,

В огороде — бобы,

В поле вырастет рожь,

А в саду всякую садовинку соберешь.

Мой дождь теплый, веселый, добрый.

Апрель.

Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает

С веселой ласточкой к тебе.

Ребенок.

Как после мартовских метелей,

Свежи, прозрачны и легки,

В апреле –

Вдруг порозовели

По-вербному — березняки.

Весенним заморозком чутким

Подсушен и взбодрен лесок

Еще одни, другие сутки,

И под корой проснется сок.

И зимний день березовой

Зальется пеной розовой.

(А. Т. Твардовский)

Весна. Последний месяц весны – Май-травень, месяц зеленой травы и душистых цветов.

Май. Май леса наряжает,  Лето в гости ожидает.

Ведущая. И для мая мы песню споем.

Звучит песня «Весенняя песенка» А. Филиппенко.

Весна. Молодцы, ребята! Вижу, что вы знаете стихи и песни о весне.

Вбегают скоморохи под русскую народную мелодию.

1-ый скоморох.    

Как при сказочном царе,

При Горохе,

Шли веселою гурьбой

Скоморохи.

2-ой скоморох.

Нес Иван большой барабан (показывает и играет).

1-ый скоморох.   

А Игнат — крепкий канат.

2-ой скоморох.    

Что за славный денек!

Собирайся народ!

Кто частушки поет?

Дети исполняют частушки.

Весна. Со мной вместе птицы возвращаются из теплых краев. Вот вы их и позовите.

Игра «Птицелов». Дети в шапочках весенних птиц под музыку «летают» между игроками, стоящими в кругу, держащимися за руки – «клетка». С окончанием музыки игроки, изображающие «клетку», опускают руки, стараясь не выпустить «птичек». Выигрывают самые ловкие игроки.

1-ый скоморох. 

Сядем рядышком на лавку,

Вместе с вами посидим.

Загадаем вам загадки,

Кто смышленый — поглядим.

Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

(Дверь.)

2-ой скоморох.   

В избе — изба,

На трубе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь.)

1-ый скоморох.  

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп, да ложки.

(Стол.)

2-ой скоморох.    

Межи деревянные,

А поля – стеклянные.

(Окно.)

Весна.  

А теперь скорей вставайте,

Да в игру «Родничок» с нами поиграйте.

Проводится игра «Родничок».

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль ручейка – обозначенного на полу двумя шнурами.

Все поют:

Разлился родничок,

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый снеговой.

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам.

У-ух!

Закончив песню, перепрыгивают через ручей боком на другую сторону. При этом придерживают, мешают друг другу, стараясь толкнуть в воду. Кто коснется воды, выбывает из игры.

Ведущая.     

Спасибо вам за игры.

Весною вся природа оживает,

И русская березка нам кивает.

Вокруг березки мы пойдем,

Хоровод наш заведем.

И тебя, весна, будем по кругу водить,

Да веселить!

Дети поют песню Т. Попатенко  «Ай, да береза» и водят хоровод вокруг березы.

http://slavyanskaya-kultura.ru/news/prazdniki/page-2

Ведущая. Березка одарила нас яркими платочками.

Весна.   

Эти яркие платочки,

Как весенние цветочки.

Ведущая. Девочки платочками помашут,

Да для нас они спляшут

Исполняется хоровод «Как под наши ворота».

Весна.   Нравится   мне   у   вас,   ласково   встречаете.   Пусть  я   буду подольше в памяти вашей. Подарю вам свои приметы. Слушайте:

Март сухой, да мокрый май —

Будет каша да каравай.

1-ый скоморох. Посеешь в пору — соберешь зерна с гору.

2-ой скоморох. Весенний дождь лишним не бывает.

Ведущая. А мы тоже в долгу не останемся. Стихи и пословицы расскажем. Послушай, Весна-красна!

Дети исполняют стихи и пословицы.

Весна. 

Издавна на Руси любили веселиться.

Как музыка заиграет,

Глаза засияют,

Щеки запылают.

Эй, музыканты игровые,

Ударьте в струны

Оркестр — дети играют на музыкальных инструментах под русскую плясовую.

Весна. Изгоним же последней стужи след из наших душ и обратимся к солнцу!

Все. 

Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвети.

На темные лесочки,

На сырые борочки,

На речку, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород

На весь народ!!!

Ведущая. 

Пусть будет славный урожай — рожь и жито,

Чтоб всем было сыто!

Появляется Солнце — ребенок с караваем.

Солнце. 

Я Солнышко лучистое,

Тепло и свет несу.

Улыбки возвращаю вам

И каравай дарю!

Ведущая.

Спасибо, Солнышко!

Мы весну, ребята, встретили,

Танцевали и играли.

Нам с весною было весело,

И она осталась с нами!

 

Использованная литература:      

1.   Аникина В., Русский фольклор. Москва. Художественная литература, 1985.

2.   Буренина А.И., журнал Музыкальная палитра. № 2, Москва 2004.

3.   Бахметьева Т. И., Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль. Академия развития, 1997.

4.   Веретенникова С.А., Клыкова А.А. Четыре времени года. М.: Просвещение, 1971.

5.   Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1999.

6.   Князева О.Л. Как жили люди на Руси, Санкт-Петербург, 2000.

7.   Куприна Л.С, Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным  творчеством, Санкт-Петербург, 1999.

8.   Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  Программа Учебно-методическое пособие. г.Санкт-Петербург, 1999.

9.   Литвинов М.Ф. Русские народные игры. Санкт-Петербург, 2000.

 

Альфинур Хидиятвна Козлова, воспитатель,

АУ «ДОУ ДСОВ № 15 «Росинка»

Ханты-Мансийский  автономный округ Югра, город Радужный.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x