Кругосветное путешествие

С. Акберова, педагог дополнительного образования, Детский реабилитационный центр «Росток», руководитель студии «Акварелька», искусствовед, город Каменск-Уральский, Свердловская область

Я руковожу студией «Акварелька» уже более 15 лет, в которой занимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Основной целью считаю развитие у детей творческой фантазии и воображения, свободы выражения своих чувств и мыслей на бумаге. Разрабатываю авторские программы, использую различные методы и технологии. Включаю в занятия иллюстративный материал, стихи, музыку, провожу несложные опыты и фокусы. Мы рисуем на занятиях не только предметы, но и музыку, запахи, вкус, настроение. На занятиях дети работают с различными материалами (ткань, бумага, крупа, перья, вата, листья, пластилин, соленое тесто). Стараюсь знакомить детей с различными методами и способами рисования, рассказать и показать особенности всевозможных изобразительных материалов для рисования. Одной из моих разработок, которая называется «Кругосветное путешествие», мне захотелось поделиться с коллегами.

Идея «кругосветного путешествия» с детьми при помощи красок и кисточек пришла внезапно. Это было как озарение. Детали вырисовывались по мере продумывания. Мысли обгоняли друг друга. Что, если показать опыт по подъему воздушного шара?Использовать настоящую карту и отслеживать по ней пройденный путь? Назначать капитанов и выдавать им соответствующие их положению атрибуты? В общем идея захватила меня и не отпускает до сих пор. Более того, оказалось, что маршруты такого путешествия можно бесконечно варьировать, никогда не повторяясь. Что же происходит на занятиях по мере продвижения по маршруту «кругосветного путешествия»?

  • Дети знакомятся с планетой Земля. Они узнают, что Земля круглая и как это стало известно.
  • Запоминают названия материков и океанов, узнают, где они находятся, в чем их особенности, какова флора и фауна.
  • Учатся рисовать разных животных, в том числе птиц и рыб.
  • Знакомятся с обычаями разных народов, их жилищами, храмами, одеждой.
  • Знакомятся с разными видами транспорта.
  • Пробуют себя в роли лидера коллектива и многое др.

Вот, например, остановка в местах, где живут индейцы Америки. Дети учатся строить вигвам из ткани, ниток и веточек. Он получается похожим на настоящий. С ним можно играть, поселяя в нем маленькие игрушки из киндер-сюрпризов. Можно играть и с ловушкой для шарика. Эта игрушка развивает ловкость и глазомер, а еще она очень подходит для чересчур торопливых детей – учит терпению, аккуратности и точности.

Рассказ об Атлантическом океане можно разнообразить сказкой П. Ершова «Конек-горбунок». Возможно, чудо-юдо рыба-кит плавала именно здесь. Полет фантазии ничем не ограничен – выдумывайте и рисуйте! Тихий океан можно пересечь в подводной лодке, а заодно познакомиться с самой лодкой, глубоководными впадинами и рыбами, которые там обитают. Если использовать заранее навощенные и зачерненные листы бумаги и объяснить, как их процарапывать, то перед детьми предстанет чудо. Чудо, когда из ничего возникает нечто яркое и причудливое: хочу – рисую рыбу с острыми зубами, хочу – стайку светящихся креветок или огромную розовую медузу.

«Пролетая» над Индийским океаном на воздушном шаре, можно показать принцип устройства этого шара. Для этого достаточно подержать расправленный целлофановый пакет над горящей свечой. Пакет наполнится теплым воздухом и взлетит на глазах у изумленных детей. Рассказывая о страшных штормах и ураганах, которые поджидают морских путешественников, можно показать, как эти шторма возникают. Для этого достаточно наполовину заполнить прозрачную пластиковую бутылку водой и добавить в нее немного подсолнечного масла. Можно туда же поместить маленький плавучий кораблик. Теперь достаточно положить бутылку горизонтально и начать ее качать – волны будут видны замечательно.

Рассказы об особенностях того или иного места очень полезно иллюстрировать при помощи опытов, фокусов, необычных картинок и сказок. Это приводит к тому, что дети живо участвуют в процессе и хорошо запоминают увиденное, а следовательно, отлично и с интересом рисуют.

Итак, «Кругосветное путешествие с красками» начинается.

Капитан дает сигнал к отплытию. Рисуем парусник с мачтами и развернутыми парусами, море, берег вдали (см. рис. 1).

  1. Отплытие

    • Рассказ «Представления людей о форме Земли». Опыт с глобусом и моделью парусного корабля для доказательства того, что Земля имеет форму шара.
    • Объяснение цели путешествия.
    • Назначение капитана (вручение ему подзорной трубы и свистка).
  2. Атлантический океан

    • Капитан дает сигнал к отправлению.
    • Отмечаем на карте путь корабля.
    • Рассказ об Атлантическом океане: о природе, животном мире;
    • Рисуем акул, дельфинов, китов.
  3. Северная Америка

    • Назначение главного ковбоя (вручение ему бинокля и ковбойской шляпы), который дает сигнал к отправлению.
    • Рассказ об особенностях природы и животного мира.
    • Рисуем Ниагарский водопад (губка и набрызг) (см. рис. 2).
    • Рисуем дикобраза, бизона.
  4. Северная Америка. В гостях у индейцев

    • Рассказ о коренном населении Америки.
    • Головной убор индейцев надеваем на голову, добавляя перо (украшаем кусочками цветной бумаги полоску, сворачиваем ее в кольцо).
    • Изготовление модели вигвама из ткани, веточек и пластилина (см. рис. 3).
    • Делаем игрушку для развития ловкости (в дно пластмассового стаканчика продеваем толстую нитку с бусиной на конце).
  5.  Северная и Южная Америка

    • Выбор проводника по пустыням Мексики и джунглям Бразилии (вручение ему бинокля и шляпы) – он дает сигнал к отправлению.
    • Прослеживаем на карте пройденный путь.
    • Рассказ о природе Мексики.
    • Рисуем огромные кактусы на фоне гор(см. рис. 4)
    • Рассказ о джунглях, горах, реках.
    • Рисуем попугаев; высокие горы со снежными шапками.
  6. Тихий океан

    • Назначение капитана подводной лодки (вручение ему подзорной трубы и свистка).
    • Прослеживаем путь на карте.
    • Рассказ о природе и особенностях океана; рисуем подводный мир: рыбы, медузы, водоросли (см. рис. 5).
    • Рисуем подводную лодку (см. рис. 6). Выполняем графический рисунок «Глубоководные рыбы» (процарапывание навощеной цветной бумаги) (см. рис. 7).
  7. Тихий океан. Необитаемый остров

    • Превращаем стеклянную банку с крышкой в остров с пальмами (внизу банки – пластилин, ракушки, выше – рыбки из блестящей бумаги, на крышке из пластилина и бисера – песок и пальмы).
  8. Япония

    • Назначение воина-проводника (вручение ему повязки на голову).
    • Рассказ о природе и обычаях Японии.
    • Рисуем пагоду.
    • Учимся писать иероглифы.
    • Рисуем цветущую сакуру (см. рис. 8).
  9. Австралия

    • Назначение проводника (вручение ему бинокля, свистка и шляпы).
    • Отмечаем пройденный путь на карте.
    • Рассказ о необыкновенном животном мире Австралии.
    • Рисуем кенгуру, страусов (см. рис.  9).
  10. Австралия

    • Рисуем ехидну, коалу.
    • Делаем коллаж: на цветном фоне выполняем из салфеток крокодилов и приклеиваем (см.рис. 10).
  11.  Индийский океан. Полет на воздушном шаре

    • Назначение капитана воздушного шара (вручение ему подзорной трубы и свистка).
    • Отмечаем пройденный путь на карте.
    • Рассказ об океане.
    • Рассказ о воздушном шаре и демонстрация опыта, показывающего, как эти шары летают (наполнение легкого мешочка теплым воздухом).
    • Аппликация «Мы летим на воздушном шаре над океаном» (из ткани, ниток и цветной бумаги) (см. рис.11).
  12. Африка

    • Назначение проводника (вручение ему бинокля и свистка).
    • Рассказ о природе Африки (страна рекордсменов среди животных).
    • Рисуем жирафа в саванне и льва (см. рис.12, 13).
  13. Африка

    • Рисуем слонов на водопое и леопарда на дереве (см. рис.14, 15).
  14. Африка

    • Прослеживаем пройденный путь на карте.
    • Посещаем Египет. Рассказ о фараонах, пирамидах, о древнеегипетской письменности иероглифами.

       

    • Рисуем верблюдов на фоне пирамид (см. рис. 16).
    • Изображаем портрет египтянки времен фараонов (см. рис. 17).
  15. Африка.

    • Рассказ о необычных птицах фламинго, гиппопотамах.
    • Рисуем фламинго и бегемотов.
  16. Африка

    • Мастерим из пластилина и трубочек для коктейлей жирафов, кактусы.
    • Вспоминаем африканских животных.
  17. Путь домой

    • Назначение капитана современного океанского лайнера (вручение ему подзорной трубы, свистка, фуражки).
    • Отмечаем пройденный путь на карте.
    • Рисуем корабль, попавший в шторм.
    • Рисуем маяк в порту.

Включая в занятия с детьми «кругосветное путешествие», каждый педагог может решать свои задачи, добавлять свои темы, использовать те методы, какие ему кажутся наиболее подходящими.

Мы отправляемся в «кругосветное путешествие» в нашей студии уже третий год. Дети любят путешествовать и после его окончания получают на память от педагога коллаж, включающий их фотографию на фоне тех мест, где они были капитаном (см. рис.18), а также грамоту об успешном завершении «кругосветного путешествия»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x