Педагогический пробег

И. Бондарева, заместитель заведующей по воспитательно-образовательному процессу, МДОУ – детский сад № 8 «Ягодка», Закрытое административно-территориальное объединение «Комаровский», Оренбургская область

Педагогический пробег, традиционно именуемый педсоветом, – орган коллегиального решения актуальных вопросов воспитательно-образовательной работы. Он должен способствовать развитию творческой активности педагогов, помогать в решении задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности. Известно, воспитатели часто с неохотой идут на педсовет, поэтому мы решили проводить их в нетрадиционной форме, чтобы каждому захотелось поучаствовать, поделиться своими знаниями и узнать что-то новое.

Цель.Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.

Подготовка. Тематический контроль «Эстетическое развитие дошкольников. Анализ художественно-педагогической деятельности воспитателей».Семинар-практикум «Развитие творческого воображения педагогов через освоение различных изобразительных техник».Семинар-практикум «Основы музыкально-ритмических движений, пения, слушания, музыкальных игр».

Просмотр открытых занятий по темам «Сказка в лепке», «Первые шаги в театрализованную деятельность», «Сказка в математике».

Оборудование.Магнитные доски; диск с записью легкой музыки; карточки с заданиями; тарелочки для фишек; портрет И.И. Шишкина и репродукции картин «Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом лесу»; портрет В.М. Васнецова и репро­дукции картин «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»; репродукции картин, написанных в теплых тонах (Т. Ульянов. «Натюрморт с книгами»; Ю. Васнецов. «Ладущки»; В. Лебедев. Иллюстрация к разноцветной книге С. Маршака»; Н.П. Крымов. «Когда цветут липы»); репродукции картин, написанных в холодных тонах (Д.Я. Александров. «Зимняя сказка» и «Московский дворик»; Л.А. Токмаков. Иллюстрация к кН. «Русские сказки про зверей»); диск «Музыкальные шедевры».

Ход педсовета

Ведущий.Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. В пробеге участвуют две команды педагогов, начальник пробега, начальники станций, которыми назначены: заведующий МДОУ (станция «Актуальная»), руководитель изостудии (станция «Изобразительная»), музыкальный руководитель (станции «Музыкальная» и «Театрализованная»), специалист по развитию речи (станция «Художественно-речевая»), заместитель заведующей по воспитательно-образовательному процессу (станция «Раздумье»).

СТАНЦИЯ АКТУАЛЬНАЯ

Итак, особое внимание мы уделяем художественно-эстетическому развитию, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.

Вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать актуальным.Его можно решить, но при наличии у каждого ребенка художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.Одна из отличительных особенностей дошкольника – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства.. В ДОУ дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, театром.

Целью работы мы считает создание в ДОУ условий, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.

В ДОУ произведения искусства используются в трех направлениях:

  • как неотъемлемая часть эстетической среды в повседневной жизни;
  • как содержание образования (детей знакомят с разными видами искусства, а также с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными средствами).
  • как эталоны прекрасного в разных видах художественной деятельности, что служит развитию детского художественного творчества.

Художественно-эстетическое воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе программ«Истоки» и «Росток» (изобразительная деятельность) и технологий В. Швайко (изобразительная деятельность), О. Радыновой, В. Петровой, К. Тарасовой, А. Бурениной (музыкальное воспитание), Т. Петровой (театрализованная деятельность).

Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети, педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.

СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯПедагогический пробег

В процессе рисования, лепки ребенок радуется красиво­му изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не полу­чается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окру­жающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенно­сти и детали, овладевает изобрази­тельными навыками и умениями, учит­ся осознанно их использовать. Занятия рисованием и други­ми видами художественной деятель­ности создают основу для полноцен­ного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполня­ют терапевтическую функцию, отвле­кая детей от грустных, печальных со­бытий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, припод­нятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состоя­ние. Поэтому так важно широко вклю­чать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее пол­но проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной дея­тельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и разви­тию творческого потенциала. Занятия по изобразительной деятельности начинают проводить с раннего возраста. В младшей и средней группах проводят два занятия в неделю (рисование и ленка). Начиная со старшей группы еженедельно проводят три занятия (два рисованием и одно лепкой). Итак, отправляемся в путешествие по стране изобразительной деятельности.

Первая остановка «Мозговой штурм»

Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.

  • Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.(Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
  • Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Что такое живопись?(Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
  • Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
  • Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
  • Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
  • Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

Вторая остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «На­родно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделен­ных вы сможете прочитать на­звание русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.(Дерево.)
  3. Материал, из которого изготавли­вают дымковскую игрушку. (Глина.)
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
  5. Благодаря этому цвету хохлому ча­сто называют так. (Золотая.)
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
  7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
  8. Поскольку изделия малой декора­тивной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских масте­ров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
  9. Предмет домашней утвари, кото­рым особенно прославились Городецкие мастера.(Прялка.)

Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Первая команда

. Как называют художника, отдающе­го предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?

. Выберите из представленных порт­ретов портрет В.М. Васнецова и из репро­дукций репродукции его картин(«Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»).

. Выберите из представленных репродукций картины, написанные в холодных тонах.

. Перечислите все виды изобрази­тельного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.

. Выскажите предложения по исполь­зованию продуктов творческой деятель­ности детей группы в общей системе вос­питательно-образовательной работы.

Вторая команда

  • Как называют художника, отдающе­го предпочтение изображению приро­ды? Животных? Цветов, фруктов, неоду­шевленных предметов?
  • Выберите из представленных порт­ретов портрет И.И. Шишкина и из пред­ставленных репродукций («Сосна», «Рожь», «Три медведя») репродукции его картин.
  • Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.
  • Перечислите все виды изобрази­тельного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
  • Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы.

СТАНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯПедагогический пробег

Проблема развития речи в широком понимании является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного возраста, формирования общих художественно-творческих способностей детей. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников также входит развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.

Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности (метафоры, аллегории, сравнения). Знакомя детей с литературными произведениями, необходимо серьезное внимание уделять развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической – во взаимосвязи с развитием связной речи. Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.

В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывают способность наслаждаться художественным словом, закладывают основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности.

Занятия по развитию речи в ДОУ проводятся во всех возрастных группах.

Задания для педагогов

  1. Какие основные методы вы используете при обучении детей родному языку?(Словесные, наглядные, игровые.)
  2. С какими жанрами художественной литературы знакомите детей? (Рассказ, сказка, басня, стихотворение.)
  3. Одно из важнейших средств выражения мыслей, идей. (Слово.)
  4. Назовите детских писателей. (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина, З. Александрова, Б. Заходер, В. Берестов, К. Ушинский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков, Н. Носов, В. Осеева, К. Чуковский, Б. Житков, Е. Пермяк, В. Степанов, В. Сутеев и др.)
  5. Продолжите строки.

Мой веселый звонкий мяч…(ты куда помчался вскачь).

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж… (картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).

Моем, моем трубочиста чисто, чисто… (будет, будет трубочист чист, чист, чист).

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?

(а потом позвонили мартышки: «Пришлите, пожалуйста, книжки!»).

В доме восемь дробь один у заставы Ильича (жил высокий гражданин по прозванью каланча).

Мне теперь не до игрушек: я учусь по букварю… (соберу свои игрушки и Сереже подарю).

6. Знаете ли вы басни?

Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! («Стрекоза и муравей» И. Крылова.)

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна» И. Крылова.)

 7. Назовите авторов и сказки, о которых говорится в загадках.

 Появилась девочка в чашечке цветка,

 И была та девочка чуть больше ноготка.

 В скорлупе ореха девочка спала.

 Что за чудо-девочка в том цветке жила? (Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка».)

У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный? (А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)

8. Скажите, из каких сказок предметы?

Стрела («Царевна-лягушка»).

Туфелька («Золушка»).

Зеркало («Сказка о мертвой царевне»).

Умывальник («Мойдодыр» К. Чуковского).

Корыто (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»);

Горошина (Г.Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»).

СТАНЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯПедагогический пробег

В настоящее время все чаще говорится о том, что необходимо использовать все имеющиеся ресурсы для эффективного развития ребенка. По мнению современных ученых, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова и др.). Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, соединяет средства выразительности отдельных видов искусства и тем самым создает условия для воспитания творческой личности. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

Театрализованная деятельность способствует

  • формированию модели поведения в современном мире;
  • повышению общей культуры ребенка, его приобщению к духовным ценностям;
  • ознакомлению детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствованию навыка воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей детей. Наибольшая ценность театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве эффективного, но ненавязчивого педагогического средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

Занятия по театрализованной деятельности в ДОУ проводятся начиная со средней группы.

Вопросы педагогам

  1. В каких направлениях театрально-игровой деятельности проявляется творчество детей? (Продуктивное: сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское: речевое, двигательное, актерские способности; оформительское: декорации, костюмы.)
  2. Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности? (Просмотр кукольных спектаклей и беседы о них; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры- драматизации.)
  3. Какие виды театра используются в работе ДОУ? (Бибабо, пальчиковый, театр масок, театр ложек, театр жетонов, настольный театр.)
  4. Прочтите предложение удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
  5. Покажите, как здоровается Снежная Королева, как радуется Карлсон.
  6. Покажите с помощью пантомимы отрывок из сказки.

СТАНЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯПедагогический пробег

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитием музыкальных способностей, формированием основ музыкальной культуры нужно начинать заниматься с самого раннего детства.Музыка оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Чтобы овладеть речью, необходима речевая среда, а чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия различных полноценных в художественном отношении произведений. Дошкольное детство – наиболее оптимальная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Большое значение имеет личность музыкального руководителя, его взаимодействие с педагогами, работающими с каждой группой. Активность ребенка на занятии зависит от возраста, видов музыкальной деятельности, степени усвоения музыкального материала.

Воспитатель, общаясь с детьми в быту, руководя самостоятельной деятельностью детей, может закрепить музыкальные впечатления детей, полученные на занятиях, праздниках, развлечениях. Он может обратиться к произведениям, не звучавшим на них (музыкальные сказки, диафильмы, озвученные музыкой). Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или совместно с музыкальным руководителем (кукольный театр, инсценировки).

Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

 Музыкальные занятия в дошкольных образовательных учреждениях проводятся во всех возрастных группах.

 Блиц-опрос

  • Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)
  • Ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)
  • Что такое серенада? (Изначально это песня, исполняемая для возлюбленной обычно в вечернее или ночное время и часто под ее окном. Такой жанр был распространен вСредневековьеи эпоху Ренессанса. В эру бароккосеренадой стали называть кантаты, исполняемые на открытом воздухе в вечернее время.)
  • Что такое фольклор? (Народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.)
  • Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, хореографию, драматургию, изобразительное искусство. (Опера.)
  • С помощью каких ключей можно прочесть музыкальную запись?(Скрипичный и басовый ключи.)
  • Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)
  • Назовите основное средство выражения музыки. (Звук.)
  • Назовите разновидности песни (колыбельные, похоронные, свадебные, детские, серенады, романсы); танца (полька, вальс, чарльстон, фокстрот, румба, твист, рок-н-ролл); марша (детский, военный, спортивный, свадебный(торжественный), похоронный, цирковой).

Творческие задания

  • Пропойте имя своей команды.
  • Сочините движения к «Вальсу цветов» П.И. Чайковского и «Шутке» И.С.Баха.
  • Определите характер музыкального произведения (Н.Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; М. Глинка. «Марш Черномора»; Р.Шуман. «Грезы»).
  • Угадайте мелодию. («Песенка мамонтенка», муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего; «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера; «Кабы не было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.)

СТАНЦИЯ РАЗДУМЬЕ

Уважаемые педагоги, вы выполнили все задания на уже пройденных станциях. Что еще оказывает влияние на развитие и формирование эстетического отношения к окружающему, интеллектуальных и художественно- творческих способностей детей? Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающаяэстетически развивающая средав образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Эта эстетическая развивающая среда является частью экологии среды обитания человека вообще и ребенка в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.

Что включает в себя эстетически развивающая среда? 

В детском саду эстетически развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

  • внутреннее убранство группы,где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей: стен, потолков, пола, спокойные тона, царство гармонии и уюта);
  • световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;
  • соответствие возрастным психологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для игр и занятий доступны детям и радуют их не только своим назначением, но и внешним видом; произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.

Эстетическая среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством эстетического, нравственного воспитания и духовного развития детей. Эстетическая среда немыслима без природного со­держания, которое является важнейшим средством эколого-эстетического и нравственного воспитания детей. Природа в дошкольном учреждении может быть представлена растениями, аквариумами с рыбками, птицами, иногда и некоторыми животными.

Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей. В детском саду работает изостудия, где проходят занятия с детьми по рисованию и лепке, в изостудии собран богатый методический материал, литература, пособия, оформляются выставки детских работ, декоративно-прикладного искусства, здесь можно познакомиться с творчеством художников. Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, имеют красивый внешний вид, доступны для детей.

На творческой стене в фойе организуются тематические выставки, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по рисованию. В детском саду ежегодно проводятся совместные выставки детей и родителей. В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.

Для самостоятельной деятельности в группах оборудованы театральные уголки, где дети могут экспериментировать, пробовать, импровизировать. Занимаясь в музыкально-театральном кружке «Сказочное лукошко» дети узнают о волшебном мире театра, познакомятся с основами актерского мастерства, научатся радости общения и смогут развивать способности к песенному, игровому и танцевальному творчеству.

Большое значение в жизни ребенка имеет игруш­ка.В детском учреждении игрушки широко представ­лены разными видами и являются неотъемлемой час­тью интерьера. Их рассматривание способствует акти­визации и развитию познавательной и творческой де­ятельности ребенка. Яркие, необычные игрушки акти­визируют его самостоятельную деятельность. Не­обходимо умело и тактично, ненавязчиво направлять эту деятельность детей: воспитатель, родители могут включаться в процесс рассматривания, обратив вни­мание на гладкость поверхности, яркость, нарядность узора или светлую поверхность натурального дерева (богородская игрушка), подвижность частей, возмож­ность действий с игрушкой.

Это будет способствовать интеллектуально-эстети­ческому воспитанию и развитию ребенка через по­знание формы предмета, пропорций, строения того или иного вида народных игрушек (дымковских, филимоновских, городецких, богородских и др.), его декоративных особенностей. Надо стараться вызывать у детей эмоционально положительный отклик, чув­ство радости при восприятии ярких, нарядных деко­ративных игрушек, формировать жизнерадостное ми­роощущение, заложенное в игрушки мастером-худож­ником.

Игрушки играют большую роль в эстетическом воспитании детей, создают эмоцио­нально положительный микроклимат, формируют положительное отношение к окружающей среде.

Большую роль играет эстетическое воспитание и развитие детей средствами природы. Природа – один из самых эффективных «воспитателей». Это мир, который начинают познавать с детства. Ребенка все интересует: и движущаяся букашка, и яркий цветок, и эту особенность надо учитывать, удовлетворяя его неисчерпаемое любопытство.

Одной из главных задач является осуществление интегрированного подхода к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у детей средствами природы, для чего необходимо при описании и характеристике объектов и явлений природы привлекать разные виды искусства: поэзию, музыку, изобразительное искусство. Это позволит углубить эмоциональные переживания детей при эстетическом восприятии и оценке природы.

РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА

  • Продолжать осуществлять комплексный подход к эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности детей, желание осуществлять свои замыслы с помощью умений, полученных ранее, знакомя их не только с основными видами искусства, но и со всеми жанрами, доступными детскому восприятию.
  • Включать в обучающий педагогический процесс интегрированные занятия.
  • Провести выставку семейных творческих работ «Мастерская Деда Мороза. Конкурс новогодних игрушек»
  • Провести родительские собрания в дошкольных группах на тему «Совместное творчество взрослых и детей. Как развивать творческие дарования».
  • Пополнить папку консультаций для родителей по данной теме.

Рекомендуемая литература

  1. Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009.
  2. Голицын Н.С.Копилка педагогических идей. М.: Скрипторий-2003, 2007.
  3. Кокоткина О.Как организовать работу по самообразованию// Дошкольное воспитание.2004. № 8.
  4. Комарова Т.С.Программа эстетического воспитания дошкольников. М.; Педагогическое общество России, 2005.
  5. Штанько И.В.Воспитание искусством в детском саду. М.: Сфера, 2007.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x