Ландшафтный дизайн

М. Девятых, заведующая, МДОУ – детский сад общеразвивающего вида № 28 «Пчелка», город Великий Устюг, Вологодская область

Мы, педагоги, отчетливо понимаем, что пребывание в дошкольном образовательном учреждении  – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка, ведь здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени, здесь учится дружить, общаться со взрослыми и сверстниками. Здесь постигает азы грамоты, математики, рисования…  От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной  будет среда,  в которой  ребенок  живет и развивается, зависит его физическое и психическое состояние. Понимая это, мы поставили  перед следующие  цели:  

  • превратить  территорию  детского  сада  в   территорию  красоты, сказки  добра;
  • создать   неповторимый  природно-ландшафтный  комплекс, а так как наш детский сад углубленно работает над эстетической стороной  предметно-развивающей среды, то сделать это так, чтобы все элементы вписались в современный облик здания.

Мы отказались от использования традиционных для детских садов   материалов: старых шин, пластиковых бутылок, природного материала, что сделало стиль оформления детского сада современным, лаконичным, не похожим на другие дошкольные учреждения.  Достигнуть  поставленные цели помог проект модернизации предметно-развивающей среды на участках детского сада «Ландшафтный дизайн».

Задачи проекта

  1. Совершенствовать  организацию  экологического пространства территории детского сада.
  2. Обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы.
  3. Организовать  работу  по  повышению  профессиональной компетенции педагогов.
  4. Расширить знания дошкольников в области растениеводства, садоводства.
  5. Включить  детей  и  взрослых  в  активную  созидательную деятельность.

Участниками проекта стали педагоги и  сотрудники детского сада, дети и их родители. Реализация проекта началась в апреле 2010 г. Данный  проект  был рассчитан  на  летний период и включал несколько этапов.

Первый, подготовительный этап

  • Провели анализ имеющихся условий.
  • Создали творческую группу педагогов для разработки методического обеспечения и организации работы по реализации проекта.
  • Определили пути решения поставленныхзадач и составили план проведения работ.
  • Составили смету для реализации проекта.
  • Провели ярмарку  сбора средств на покупку необходимого инвентаря.
  • Организовали индивидуальную работу с родителями по оказанию помощи в оформлении территории.
  • Составили ландшафтный проект.

Второй,  исследовательский этап

  • Изучили  температурный и световой режимы,  особенности ухода и агротехники выращивания растений.
  • Подобрали растения в соответствии с имеющимися условиями.
  • Разработали интересные варианты оформления (декоративный пруд, рокарий, рабатки).
  • Наблюдали  за приживаемостью растений в новых  условиях.
  • Изучали роль детей в уходе за для растениями с учетом их возможностей (диагностика).

 Третий, практический этап

  • Завезли землю, камни, песок, грунт и оформили цветочные клумбы, рабатки, газоны.
  • Провели акцию  среди родителей «Зеленей, наш детский сад!» по приобретению с семян, рассады цветов и саженцев деревьев и элементов  оформления (вазоны, декоративные заборчики, малые формы), которые    украсили наш участок.
  • Работая над дизайн-проектом,   спланировали и выделили место для различных тематических зон: «Зеленой аптеки» (см. рис. 1),  рокария с декоративным прудом (см. рис. 2). Появился птичий столб, пасека, метеостанция, огород, клумбы «Бабочкина поляна» с медоносами (см. рис. 3) и «Золотое ожерелье» из цветов от оранжевого до лимонного оттенков (см. рис. 4).
  • Дополнили природными объектами экологическую тропу: появилась  сосенка, рябина, яблоня, березовая роща возле забора детского сада (см. рис. 5).
  • Провели конкурс среди педагогов «Лучшая грядка», который  помог  воплотить творческие находки, дизайнерские идеи по оформлению огорода ДОУ.
  • Использовали комнатные растения (колеус, герань, маранта, сансивьера)  для оформления цветочных композиций, наблюдали за тем, как чувствуют себя растения в другой среде. Экспериментальным путем выявили растения, которые «дружат» (морковь и лук, картофель и календула, настурция и капуста).

Четвертый, итоговый этап

  • Подвели итоги проектной деятельности.
  • Проанализировали  работу творческой группы.
  • Определили перспективы деятельности.
  • Обобщили педагогический опыт и начали его пропаганду.

Результаты   реализации проекта

Данный проект помог расширить формы экологического образования дошкольников. В нашем арсенале появились занятия и игры на экологической тропе ДОУ и в фитоогороде,  наблюдения за обитателями водного мира в декоративном пруду  и лесными птицами около птичьего столба и в скворечниках.

Провели  наблюдения в рокарии, вырастили  экологически безопасный урожай огородных растений, познакомились с правилами экологической безопасности в огороде детского сада. Наблюдали  за погодой в метеоцентре. Дети занимались элементарной трудовой деятельностью  в огороде и на клумбах.

Можно подвести итоги.

  • Созданы условия  для комфортного пребывания детей, родителей, сотрудников в детском саду.
  • Произведено озеленение территории в соответствии с современными требованиями.
  • Отмечена динамика позитивного изменения  качества знаний и представлений детей о необходимости растений в жизни человека и  правильном уходе за ними.. . . Зафиксирован  рост профессионального мастерства и компетентности педагогов по данному направлению деятельности.

Все это привело к увеличению числа родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и желающих привести ребенка в наш детский сад, что, в свою очередь, влияет на повышение имиджа ДОУ в районе, городе и области.

В планах на будущее: продолжать  создавать  природно-ландшафтный  комплекс,  который  будет  рациональным  в использовании  и  зна-чимым  в  образовательном  процессе.

В заключение хочется отметить, что сотрудничество человека и природы рождает красоту!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x