Анонс журнала «Дошкольное воспитание»

Читайте в 4-м номере 2024 года

 

НАУКА

Формирование первичных этнических представлений у старших дошкольников (Полковникова Н.Б., канд. пед. наук, Москва).

Программа формирования первичных этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Обоснована актуальность программы, определены цель и задачи педагогической работы в области поликультурного образования старших дошкольников, раскрыты критерии оценки планируемых результатов. Представлены календарный план проведения различных форм и методов организации образовательной деятельности с детьми, краткие конспекты педагогических мероприятий.

Воспитание как антропологическая задача: от прошлого к современности (Слепцова И.Ф., канд. пед. наук, Москва).

Рассматривается проблема воспитания как антропологическая задача в контексте суверенизации образования. С учетом национальных интересов государства формулируется идеология России – суверенитет и традиционализм. Раскрываются взгляды ученых и педагогов на проблему воспитания: педагогические идеи Л.Н. Толстого; воспитательное наследие К.И. Мая; идеи гуманной педагогики Ш. Амонашвили. В новой парадигме образования воспитание выступает морально-нравственным целеполаганием государства. Новая гуманитарная политика определяет миссию педагога как служение Отечеству.

 

РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Физкультура. Спорт. Безопасность

Энциклопедия физической культуры ребенка. Коньки (Щербак А.П., канд. пед. наук, г. Ярославль).

Обучение детей 6–7 лет катанию на коньках в соответствии с требованиями федеральной образовательной программы дошкольного возраста. Виды спорта на коньках и минимальный возраст для занятий. Минимальное содержание физических упражнений. Основы методики передвижения на коньках.

ДЕТЯМ. ♦ Осторожно – сосульки! ♦ Хоровод дружбы (гимнастика для детей 4–6 лет).

Культурно-гигиенические навыки. Дидактическое пособие «Рот» (Антонова В.В., г. Александров, Владимирская область).

Сценарий мероприятия по познавательному развитию для детей 5–8 лет с применением дидактического пособия и интерактивной доски для обобщения и закрепления знаний и навыков в области культурно-гигиенических навыков.

Офтальмотренажеры (Зимина Л.В., Сидорова З.В., Тарасова Л.М., г. Курск).

Описание игрового тренажера для глаз и игровых заданий для детей в форме сказок.

 

ПРАКТИКА

Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники (Буслова Н.С., Усова Е.Е., г. Тобольск, Тюменская область).

Упражнения с использованием мнемотехники (мнемотаблиц), которые помогут довести речь ребенка до условной нормы.

Кораблики Победы. Фото-статья (Вергунова Е.В., село Георгиевское, Краснодарский край).

Патриотическая акция для детей, их родителей и педагогов, посвященная Дню Победы.

«Поздравь солдата». Патриотическая акция (Шульпина Т.С., Турбаева С.Н., г. Химки, Московская область).

Акция призвана поддержать и поздравить военнослужащих, находящихся вдали от дома во время праздников; передать теплые пожелания, создать позитивное настроение тем, кто стоит на страже нашей безопасности. В рамках акции участники делают  поздравительные открытки с праздником, которые будут отправлены через волонтеров военным, находящимся на передовой или в лечебных учреждениях. Эта акция позволяет создать атмосферу поддержки и понимания для военных и показать им, что их помнят, им благодарны за их службу Родине.

Гражданско-патриотическое воспитание. Организация работы (Козлова Г.И., Яшмолкина И.П., Леонтьева О.Н., г. Чебоксары, Чувашская Республика).

Опыт системы патриотического воспитания детей в ДОО, реализуемой через круг традиционных событий и праздников: День народного единства, день рождения детского сада, День космонавтики, День памятников, День чувашского языка, День Победы, День России, День Республики, День города Чебоксары. Представлен сценарий патриотического фестиваля.

Приобщение к культуре чувашского народа. Векторы работы (Матвеева Н.Н., г. Чебоксары, Чувашская Республика).

Представлена система ознакомления дошкольников с культурой чувашского народа, основу которой составляют игра, творческая деятельность, общение в повседневной жизни, а также использование разнообразных культурных практик, способствующих освоению каждым ребенком знаний об особенностях национальной культуры чувашей. Описаны формы работы по трем основным векторам: работа с воспитанниками; укрепление связей с родителями; взаимодействие с профессиональным педагогическим сообществом.

Приключение кузнечика Кузи (Кузьмина Т.В., Колупаева Т.В., г. Мариинск, Кемеровская область).

Сценарий познавательно-патриотического спектакля, посвященного малой Родине.

Путешествие с волшебными облаками. Интегрированное мероприятие по развитию эмоциональной сферы (Головкова И.Н., Угрюмова Ю.В., г. Северодвинск, Архангельская область).

Встречи детей 4–5 лет с необычными облаками, у которых разное настроение: радость, грусть, страх. Психолог и музыкальный руководитель показывают детям, как разными средствами можно поддерживать позитивное настроение и исправлять/корректировать негативное.

Научная игрушка «Бабочка на пальце». Сделай сам (Моргун М.В., Москва).

С такими игрушками, как птичка-балансир, вертушки, калейдоскоп и др., в основе которых лежат физические законы, ребенок знакомится задолго до изучения школьных наук. Занимательные игрушки в силу своей необычности, зрелищности, «волшебства» притягивают внимание ребенка и ненавязчиво помогают стать ближе к серьезным научным законам, закономерностям. Игрушка «Бабочка на пальце» иллюстрирует физическое понятие устойчивого равновесия.