buchkova_3_2017

Мальчики и девочки, или ребенок первый и ребенок второй. Разница в воспитании стирается?

Журнал «Дошкольное воспитание» представляет новую рубрику «Актуальный разговор». Ведет ее детский психолог, кандидат социологических наук Алла Ивановна Бучкова. В предыдущих номерах были затронуты темы «Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях?» и «Малыш сам на себя не похож: капризы, крики, истерики… Возрастные кризисы одного года, трех и семи лет». Предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в третьем номере журнала, и приглашаем к обсуждению!

 

«У вас кто будет: мальчик или девочка?», «Ты скоро станешь папой», «У нас растет сын», «Она очень хорошая мама» – какие обычные, ничем не примечательные, привычные для нас фразы. Но сегодня в ряде стран их сочтут странными и даже оскорбительными. Набирает обороты тенденция по общению в семье только с использованием слов «родитель» и «ребенок», то есть исключая любую половую принадлежность. В официальных документах США и Европы вы нередко встретите сочетания «родитель № 1» и «родитель № 2», а не привычные для нас «мать» и «отец». Интересно, какими словами в этих странах теперь называют бабушку и дедушку?
В связи с угрожающими зарубежными тенденциями вообще отказаться от обозначения пола вопрос полового воспитания актуализируется и в России. Нам это кажется чуждым и странным, но под влияние извне могут попасть и наши дети, которые погружены в информационное интернет‐поле, выходящее, как известно, далеко за рамки государственных границ.
Итак, сегодня рассмотрим особенности полового воспитания. Но сначала зададимся вопросом: необходима ли разница в воспитании мальчиков и девочек или нам впору идти в ногу с зарубежными тенденциями?
Половые различия между девочками и мальчиками в науке часто отделяют от гендерных.
Благодаря американскому психологу Р. Столлеру этим понятием начиная с 60‐х годов прошлого века обозначают не столько биологические отличия, сколько особенности поведения и деятельности мужчин и женщин. Это и стало основой для спекулирования понятиями «пол» и «гендер». Зарубежные исследователи утверждают, что различия между мальчиками и девочками минимальны и совершенно не связаны с полом, а появляются под влиянием установок общества, поэтому воспитание вполне может быть бесполым. На несомненные анатомические, физиологические и психологические отличия наши зарубежные коллеги иногда закрывают глаза или считают их несущественными. Все это и привело к стиранию границ в воспитании девочек и мальчиков, а как следствие – к дезориентации ребенка. Ведь для малыша очень важны четкие ориентиры и правила, он восприимчив к посылам, исходящим от родителей, ищет опору у взрослых при столкновении с новым и неизведанным. В этом возрасте проще всего, убрав любые половые установки, дестабилизировать ребенка, заставив его метаться в поисках своей половой принадлежности. Или, что еще хуже, внушить мальчику, что он – девочка, и наоборот. Вот к чему может привести бесполое воспитание, которое преобладает в некоторых странах. Тенденция современная и даже научно обоснованная. Однако спорным остается вопрос ее уместности и применимости в нашем обществе. Ведь мужчины и женщины отличаются друг от друга, в том числе восприятием, мышлением и даже предназначением.
Соответственно, в дошкольном возрасте самое время вам, родителям, продемонстрировать мальчику, что он мальчик, а девочке – что она девочка, и дать ребенку четкие ориентиры на будущее. Тогда и зарубежное влияние удастся минимально обесценить. Предлагаю обратиться к российской точке зрения, ценностям и взглядам на воспитание девочек и мальчиков.
Впервые половые различия ребенок начинает осознавать не ранее двух–трех лет. До этого и мальчики, и девочки привязаны к маме. Но после кризиса трех лет ситуация меняется. Почву для этого готовят родители, которые сознательно или бессознательно с рождения обучают ребенка его половой роли: «Ты же девочка, а девочки так не одеваются… аккуратные… не дерутся… умеют готовить и убираться…», «Ты ведь у меня мужчина, а они не плачут… не играют в куклы…  защищают девочек… сильные и смелые…».
С трех до восьми лет девочки идентифицируются с мамами, а с пяти до семи лет – мальчики с отцами. Что значит «идентифицируются»?
Это уподобление другому человеку, отождествление себя с ним:
выгляжу как мама/папа;
веду себя как мама/папа;
общаюсь с другими как мама/папа;
выбираю себе такую же женщину/мужчину, как мама/папа;
веду себя с ней/с ним, как мама/папа.

Конечно, отождествление является неосознанным, но сильно влияет на дальнейшую жизнь ребенка. В большинстве случаев малыш перенимает образцы поведения от родителей: сын – от папы, а дочка – от мамы. Причем девочки будут идентифицироваться преимущественно с матерями (с близкой им женщиной, которая их воспитывает). Мальчики в этом отношении более гибкие, чаще всего они идентифицируются с отцами, но могут отождествлять себя и с дедушками, дядями, соседями и даже с героями любимого кинофильма. Главное условие здесь – интерес мальчика и время, проведенное с мужчиной, которому он подражает.
ВАЖНО, чтобы в эти периоды у ребенка любого пола перед глазами были адекватные взаимоотношения между мамой и папой. Если семья неполная, то адекватные отношения матери или отца с противоположным полом (лучше, чтобы они были стабильными и постоянными).
В свою очередь, для родителей важно ставить на первый план не отношения с ребенком, а отношения друг с другом, демонстрировать интерес, внимание, но самое главное – уважение друг к другу. Этого ребенку на данном этапе достаточно, все остальное остается скрытым от детских глаз за дверями родительской спальни. Если у папы и мамы есть претензии друг к другу, недовольство, скрытая агрессия, то это все может отразиться на ребенке. Вот почему работать нужно прежде всего над гармонизацией супружеских отношений, они стоят на первой позиции, так как их качество повлияет и на отношения с детьми.
Остановимся отдельно на особенностях развития и воспитания мальчиков и девочек.

Мальчики. Физиологические особенности развития до семи лет

Ученым удалось установить, что уже у новорожденных мальчиков и девочек по‐разному функционирует мозг, отличаются процессы восприятия и анализа информации. По мнению ряда исследователей, у мальчиков правое полушарие, отвечающее за невербальные процессы и воображение, созревает быстрее, чем левое. В отличие от девочек развитие происходит на наглядно‐образном уровне, что влияет на характер мыслительных процессов. По статистике, среди левшей также больше мальчиков.
При этом у мальчиков избирательно активны лобные ассоциативные доли обоих полушарий головного мозга, ответственные за целеполагание и смыслообразование. Это содействует развитию их творческого мышления. В три года мальчики начинают демонстрировать превосходство в мысли‐
тельной деятельности, своего пика это опережение достигнет к концу дошкольного возраста.
Психологические особенности развития мальчиков до семи лет
Уже через три недели после рождения мальчики меньше спят и обнаруживают больше беспокойства. Плачут в основном при появлении пугающего их стимула, как правило незнакомого им. Это свидетельствует не столько о проявлении эмоций, сколько об исследовательской реакции. Также как и то, что им больше интересны неодушевленные предметы, чем лица. В целом они, по сравнению с девочками, обнаруживают большую подвижность и исследовательскую активность.
Мальчики больше общаются со сверстниками своего пола. Нередко нацелены на соревнование и конкуренцию. Содержание общения часто ориентировано на получение информации.
Для игр нуждаются в большем пространстве, чем девочки, поэтому игры на природе особенно предпочтительны. Часто играют большими группами. Могут играть с теми, кто им не особенно нравится: содержание деятельности оказывается превыше симпатий. В большинстве случаев, не приемлют игр «девчонок».
Воспитание сына. Первые двенадцать месяцев своей жизни мальчик полностью находится под маминым влиянием. Это норма, в основе которой лежит чувство единства ребенка с матерью. После кризиса одного года начинается первое знакомство сына с отцом, однако общение с мамой все равно преобладает. Часто это связано с особенностями семейного устройства, например с тем, что мать сидит дома с сыном, отец много работает или ему неинтересно с маленьким ребенком, который только учится ходить и говорить.
После кризиса трех лет сын начинает по‐новому воспринимать маму. Часто проявляется его
влюбленность в нее, вплоть до скрытого или явного намерения жениться на ней в дальнейшем. Этот феномен был впервые описан З. Фрейдом и назван «эдиповым комплексом». До сих пор продолжаются споры о его влиянии на развитие ребенка, так как комплекс проявляется не у всех детей. Но тем не менее, в своей практике сталкиваюсь с ним нередко. Папа в это время не просто отходит на второй план, ребенок может ревновать к нему маму. При этом мальчик испытывает страх и вину за скрытое желание занять место отца и за чувства к матери. В норме к шести–семи годам эти чувства и фантазии ребенка уходят. Основная задача матери в этот период – показать мальчику, какой доброй, заботливой и ласковой она может быть, что она всегда поддержит и накормит. Но главное здесь – не переборщить. Важно аккуратно продемонстрировать ребенку, что он любим обоими родителями, но не может заменить отца, мягко, но уверенно не позволять мальчику влиять на ваши супружеские отношения.
В это время, особенно начиная с периода половой идентификации (четыре–пять лет), ребенок внимательно наблюдает за отношениями между мамой и папой. В результате в его подсознании откладывается характер отношения матери к отцу, ее основные реакции на это, а также внимание со стороны папы, его инициативность или пассивность. Если сын поймет, что отношения матери и отца гармоничны, то чувства эдипова комплекса постепенно оставят его. Это поражение в борьбе за маму – важный и неизбежный этап его развития.
В семь лет мальчик начинает тесно контактировать с отцом. Он должен покинуть «мамину половину» и навсегда уйти в «мужской лагерь». Иногда это очень тяжело для матери, но ей необходимо «отпустить» сына, перестать тискать и сюсюкать, баловать и жалеть его. В этом возрасте обожание и восхищение матери, «вытирание соплей» и «мамина юбка» могут превратить его в «маменькиного сынка». А мы ведь этого не хотим, правда?
Очень важно активное подключение отца к воспитанию сына, демонстрация того, что значит быть настоящим мужчиной, какими качествами он обладает, как общается с женщинами и относится к ним. Речь идет именно о демонстрации, ведь это девочки будут слушать объяснения, а мальчикам нужен прежде всего личный пример отца. Папе необходимо показать сыну, что значит брать на себя ответственность, честно побеждать, быть надежным и всегда держать свое слово. Полезными будут совместные мужские интересы отца и сына, разговоры о дедах и истории рода, различные мужские истории. Лучше, чтобы в конфликтах со сверстниками разбирался отец, сексуальное воспитание мальчика также ложится на его плечи. Чем больше времени в этом возрасте будет проводить сын с папой, тем лучше. С учетом загруженности родителей, минимум – 4–5 часов в неделю, но главное, чтобы это было качественное активное времяпрепровождение. Летом полезны совместные поездки с сыном на несколько дней и даже на пару недель.
Мама все равно дарит внимание сыну, заботится о нем, но ее основная задача в этот период – не мешать мужчинам, не вмешиваться в их дела, не насаждать сыну свои интересы. В приоритете должно быть укрепление отношений с мужем. При этом мальчик нуждается в одинаковой поддержке и матери, и отца.

Девочки. Физиологические особенности развития до семи лет

Левое полушарие, отвечающее за вербальные процессы и аналитическое мышление, у девочек созревает быстрее, чем правое. Соответственно, они начинают говорить раньше примерно на три–четыре месяца. Дальнейшее развитие идет через речевые процессы, а не через наглядно‐образные, как у мальчиков. Изначально у девочек выше и скорость созревания скелета, после двух–трех лет этот разрыв составляет почти полгода. Хотя, как мы знаем, мальчики в конечном итоге догонят девочек и будут выше их.
В целом девочки рождаются более зрелыми почти на месяц, а к концу дошкольного возраста эта разница достигнет одного года. Уже в шесть месяцев девочки начинают опережать мальчиков в речевом развитии, очередной явный виток обнаруживается после трех лет и продолжается вплоть до юношеского возраста.

Психологические особенности развития девочек до семи лет
Девочки чаще плачут в случае лишения общения и даже при потенциальной угрозе такого ограничения. Соответственно, их плач часто является коммуникативной реакцией. По сравнению с мальчиками обнаруживают большую усидчивость и аккуратность, а также, как правило, меньшее беспокойство и подвижность.
Девочки более активно общаются с матерью. Также, по сравнению с мальчиками, больше контактируют со взрослыми и сверстниками противоположного пола. В общении чаще ориентированы на установление контактов и отношений.
Их игры могут быть ограничены в пространстве. Обычно объединяются в группы по двое–трое. Играют преимущественно с теми, кто им изначально нравится. Спокойнее относятся к играм «мальчишек».
Воспитание дочери. Так же, как и мальчики, девочки до одного года полностью находятся под маминым влиянием. Знакомиться с папой, с его мужской энергией дочка, как и сын, начинает после кризиса одного года. Однако видеть в отце противоположный пол она начнет только после трех лет, со стартом половой идентификации. С этого же периода возможно появление так называемого «комплекса Электры», который аналогичен эдипову комплексу и характеризуется проявлением интереса к отцу одновременно с ревностью по отношению к матери. Чувства и страхи девочки и мальчика в данном случае аналогичны, только разнонаправленны. Это нормальное развитие ребенка. Комплекс может проявляться более или менее ярко, может быть совсем незаметен и должен полностью сойти на нет к семи–восьми годам. В данном случае родителям также необходимо быть внимательными и заботливыми, одновременно тактично не позволяя ребенку влиять на супружеские отношения. Девочка должна понять, что она еще маленькая, а мама – взрослая женщина, в результате не только уйдет комплекс, но и установится связь с матерью как с достойным примером для подражания.
Период половой идентификации (с трех до восьми лет) – один из важнейших в воспитании девочки. Именно в это время она узнает о качествах своего отца: его силе, мужестве, доброте, щедрости, внимательности. Девочка наблюдает за тем, как папа относится к маме, как она отвечает своему мужу, и запоминает все это.
Отношения между дочкой и папой влияют на проявления женственности в будущем, на характер ее дальнейших взаимоотношений с противоположным полом, на выбор партнера. Не зря говорят, что избранник женщины нередко похож на ее отца. Для девочек очень важны похвала и тактильные прикосновения: посадить на колени, погладить. Но здесь важно соблюсти меру, отношения между дочерью и отцом должны быть доверительными, но сдержанными и тактичными. Папа должен проявлять искреннее внимание к дочери, поддерживать ее. Помните, что девочка запомнит все: и равнодушие, и восторженные отзывы, и критику. Поэтому желательно только в положительном ключе говорить о том, что мать с дочерью похожи, ни в коем случае не сравнивать их (слова «лучше» и «хуже» убираем). Если делаете критические замечания, то постарайтесь одновременно с этим обязательно сказать о хороших качествах дочери и о ее способности стать лучше. Чтобы роли не путались, используйте исключительно обращения по имени и производные от роли «дочь» (например, доченька, дочка, дочурка), но не «девочка».
Общение отца с дочерью в этот период должно быть очень осторожным и дозированным. Достаточно посвящать дочери всего 10–15 минут, но важно, чтобы это было ежедневно. Конечно, если есть такая возможность, совместное времяпрепровождение может длиться гораздо дольше.

После восьми лет девочка полностью уходит в женский мир, ее главным союзником становится мама. Мать учит дочку рассказами и своим примером, что значит быть женщиной, каковы женские интересы и заботы, женские истории и материнство, рассказывает о бабушках и других предках. Тайну взросления девочки и ее сексуального развития также раскрывает мама. Несмотря на то что влияние папы на дочку резко ослабевает, важно, чтобы отец продолжал проводить время с ней. Девочки могут быть очень ранимы, поэтому появляется много ограничений: не входить в ванную и туалет, когда там дочь, не входить в ее комнату без стука, избегать нелестных отзывов о ее внешности или привычках, тисканья, разговоров на тему сексуального развития. Опять же, поддержку девочка должна получать и от отца, и от матери.
Итак, резюмируем. Несмотря на различия в воспитании мальчиков и девочек, они одинаково нуждаются во внимании, заботе и личном времени каждого родителя. Они будут глубоко переживать обиду, безразличие и грубость, ведь вы для них пока – самые лучшие, вы – боги! Но это ненадолго, поэтому будьте благодарны и дарите себя своим детям, чтобы они в дальнейшем подарили вам частичку себя. Впереди и у дочек, и у сыновей еще подростковый возраст, когда они начнут практиковаться в своих половых ролях. Но это только предстоит и детям, и их родителям. А пока ваш ребенок еще маленький, в вашей власти направить его половое воспитание в то русло, которое вы считаете наиболее верным. Как видите, мальчики и девочки отличаются друг от друга и физиологически, и психологически. Однако ряд различий опосредован обществом, в котором мы живем, и акцентирование на них во многом зависит от воли родителей. Только вам решать, стирать границы или четко определить направленность полового воспитания. При этом помните о двух важных моментах: сейчас вы закладываете в ребенка то, что повлияет на успешность его собственной семейной жизни, и совсем скоро, в подростковом возрасте, уже ничего изменить вы не сможете.

Под занавес – основной лейтмотив статьи: наилучший воспитательный эффект на сына или дочь произведут ваши собственные гармоничные взаимоотношения с супругом или супругой. Семья – это приятная, но энергозатратная и порой хлопотная РАБОТА. Пусть этот труд будет интересным и счастливым!

Традиционные вопросы для размышления и самопроверки

1. Какова ваша точка зрения: в России необходимо сохранить различия в воспитании девочек и мальчиков или ориентироваться на мировые тренды?

2. Что такое идентификация и в чем будет проявляться половая идентификация ребенка?

3. В каком возрасте проходит наиболее интенсивная половая идентификация у мальчиков:

с 3 до 7 лет;
с 3 до 9 лет;
с 5 до 7 лет;
с 5 до 9 лет;
с 6 до 7 лет;
с 7 до 10 лет.

4. В каком возрасте проходит наиболее интенсивная половая идентификация у девочек:

с 3 до 6 лет;
с 3 до 8 лет;
с 5 до 8 лет;
с 5 до 9 лет;
с 7 до 8 лет;
с 7 до 10 лет.

5. С кем обычно отождествляет себя дочь, а с кем – сын?

6. О ком идет речь: о мальчике или девочке?

Правое полушарие созревает быстрее;
раньше начинает говорить;
раньше начинает ходить;
обнаруживает большую исследовательскую активность;
больше общается со сверстниками своего пола;
в общении ориентирован на получение информации;
игры ограничены в пространстве.

7. Каковы основные различия между девочками и мальчиками в:

физиологических особенностях;
психологических особенностях;
вопросах воспитания.

8. Какие интересные традиции воспитания сына или дочки сложились в вашей семье?

9. Что такое «эдипов комплекс» и «комплекс Электры»? Проявлялись ли подобные феномены у ваших детей? Когда и каким образом?

10. Как вы считаете, в каком возрасте мать должна «отпустить» своих детей? Почему?

11. Какие воспитательные приемы не зависят от пола ребенка?

12. Что меняется в воспитании мальчиков и девочек при подготовке к поступлению в школу?

 

Наступила долгожданная весна, а это значит, что всего полгода осталось до начала обучения вашего ребенка в школе (конечно, если ему более шести лет). Уверена, что вы уже начали подготовку к школе. Что, по вашему мнению, включает в себя психологическая готовность? Какие ее аспекты сегодня наиболее важны? Слышали ли вы что‐нибудь о программе по психологической подготовке к школе? Обсуждению этих вопросов будет посвящена наша следующая беседа. Не пропустите!

 

PageLines