Как дети Кузю играть учили
Конспект музыкального развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие музыкальных способностей детей с использованием народных и современных музыкальных игр.
Программное содержание:
— познакомить детей со старинными русскими народными и современными играми;
— способствовать укреплению устойчивых детских объединений;
— развивать внимание, память, воображение;
— совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности;
— формировать чувство партнерства в совместной двигательно-игровой деятельности;
— развивать ловкость, смелость, быстроту движений;
— прививать элементарные правила общения, умение ориентироваться в игровом пространстве;
— воспитывать чувства коллективизма;
— способствовать формированию у детей положительных эмоций (чувство восторга, радости) в процессе игры;
— воспитывать уважение, интерес к культуре русского народа.
Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма организации детей: групповая.
Форма проведения: беседа, игровая деятельность.
Предварительная работа:
— знакомство с играми, которые ещё не знакомы детям;
— беседа с детьми «О правилах игры».
Роль домового Кузи играет воспитатель (он держит в руках куклу и озвучивает ее) или ребенок из подготовительной группы.
Ход развлечения
Дети заходят в музыкальный зал. Из кладовки слышится плач.
Дети вместе с музыкальным руководителем открывают дверь кладовки, к ним выходит домовой Кузя. Он плачет.
М. Р. Ребята, кто же это?
Дети предлагают варианты ответов. Домовой слышит своё имя.
Кузя. Всё верно, я – домовой Кузя, уже давно живу в вашем детском саду.
М. Р. А почему ты плачешь? Кто тебя обидел?
Кузя. Да вот заснул я, и проспал, наверно, очень долго. Здесь всё изменилось (рассматривает зал), стало совсем по-другому. А какой сейчас год?
Дети. 2016!
Кузя ещё громче заплакал.
Кузя. Как много лет я проспал! Целых полвека! Совсем от жизни отстал, столько всего интересного пропустил… (плачет) А я так любил раньше играть с ребятишками в разные игры. Те дети, конечно, стали давно взрослыми. Да, я, наверное, и все игры забыл. А новых и тем более не знаю…
М. Р. Ребята, нужно помочь Кузе, успокоить его. А как мы ему можем помочь?
Дети предлагают рассказать Кузе про их любимые игры – «старые», в которые играли очень давно, и «новые», которые придумали в наше время.
М. Р. Не расстраивайся, Кузя! Наши ребята тебе помогут вспомнить старые игры и новым научат.
Кузя. (перестаёт плакать): Правда? Я очень рад!
М. Р. Тогда давайте сначала вспомним игры, в которые играли много-много лет назад ваши прабабушки и прадедушки, когда были ещё совсем маленькими, такими же, как вы.
Дети называют народные игры.
Кузя. (грустно) Что-то знакомое для меня вы называете, а как играть – совсем не помню…
М. Р. Ребята, что же делать?
Дети предлагают поиграть.
Игра «Гори, гори ясно»
Дети, держась за руки, образовали круг. В центре стоит ребёнок (водящий) с платочком в руке. Все идут вправо по кругу, а водящий – влево, платочек держит в вытянутой руке перед остальными детьми. Дети поют:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.»
Дети останавливаются. И продолжают речитативом: «Раз, два, три – беги»!
После этих слов двое детей, между которым оказался платочек водящего, бегут в разные стороны вдоль круга. Выигрывает тот, кто быстрее пробежит круг и возьмёт у водящего платочек. Теперь он становится водящим. Игра продолжается.
Игра «Золотые ворота»
Двое детей (водящие) берутся за руки и поднимают их вверх «воротиками». Остальные дети тоже берутся за руки и проходят цепочкой друг за другом через эти «воротики». Водящие поют слова:
«В золотые ворота проходите детвора.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.»
После этих слов «водящие» опускают руки вниз. «Пойманный» ребёнок встаёт сзади одного из ведущих. Игра повторяется до тех пор, пока все дети не будут пойманы и не окажутся за спинами водящих
Игра «У бабушки Маланьи»
Все дети встали в круг. В центре круга – ребёнок, изображающий старушку Маланью. Дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо. Маланья пританцовывает на месте. Дети поют:
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей,
Все без бровей (останавливаются).
С такими ушами, с такими глазами,
(дети показывают большие уши и глаза)
С такими носами, с такими усами,
(показывают длинный нос и усы)
С такой головой, с такой бородой
(показывают большую голову и бороду)
Ничего не ели, на неё глядели, делали вот так!
(Маланья пляшет, дети повторяют за ней плясовые движения)
Кузя. (радостно) Вспомнил! Вспомнил! Это же была моя самая любимая игра! А вы, ребята, тоже любите эту игру?
Дети отвечают.
М. Р. Кузенька, а я ведь тоже когда-то была маленькая и ходила в детский сад.
Кузя. Правда? А сейчас вы совсем взрослая! И в игры вы тоже играли?
М. Р. Конечно, играла. У меня тоже была в детстве любимая игра, и я научила в неё играть ребят.
Кузя. Вот здорово! А меня научите?
Дети отвечают.
Игра «Ворон»
Дети снова встали в круг. Заранее выбирается «ворон» — он стоит в центре круга. Все поют:
«Ой, ребята, та-ра-ра! | Все дробным шагом идут к центру, |
На горе стоит гора, | сужая круг. |
А на той горе дубок, | Тем же шагом идут назад, расширяя круг. |
А на дубе воронок. | «Ворон» остаётся в центре круга. |
Ворон в красных сапогах, | «Ворон» кружится, раскрыв руки в стороны. |
В позолоченных серьгах. | |
Чёрный ворон на дубу, | «Ворон» изображает игру на трубе, остальные- |
Он играет во трубу. | поочерёдно выставляют ногу на носок и пятку |
Труба точеная, позолоченная, | Все хлопают, «ворон» пляшет. |
Труба ладная, песня складная.» |
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга и, обегая его, незаметно дотрагивается до кого-нибудь, после чего встаёт в общий круг. Кто будет «вороном» — становится известно лишь в тот момент, когда все, сойдясь в круг, начнут из него снова расходиться: новый «ворон» останется в центре.
Кузя. Очень интересная игра! Мне она тоже понравилась! Ребята, а какие игры у вас самые любимые?
Дети отвечают.
Кузя. Дразнилка? Я тоже такую игру знаю! Это надо всех вокруг дразнить, вот так (начинает корчить рожицы и дразнить детей).
М. Р. Ребята, в такую «Дразнилку» вы хотите Кузю научить играть? (Дети отвечают).
Кузя. Нет? А в какую? Я больше никак дразниться не умею…
М. Р. Сейчас ребята тебе расскажут и покажут «новую» Дразнилку.
Проводится игра С.Г.Насауленко «Дразнилка» — дети стоят в две шеренги на противоположных сторонах зала, напротив друг кдруга (в одной шеренге девочки, в другой мальчики). Между шеренгами в центре зала канатом выложен круг.
Девочки поют:
Вы мальчишки – забияки, | шеренга девочек подходит к шеренге мальчиков |
Вы не можете без драки! | |
Вам бы целый день толкаться, | отходят назад |
Бегать с палками и драться! |
Мальчики:
А мы ваших слов не понимаем, | шеренга мальчиков подходит к шеренге девочек |
Захотим – и вас сейчас поймаем! | |
А мы ваших слов не понимаем, | отходят назад |
Захотим – поймаем! | девочки бегут в круг, и встают так, чтобы мальчики их не смогли достать, стоя за кругом |
По сигналу м. р. дети снова строятся в шеренги.
Мальчики поют:
Вы, девчонки – сладкоежки, | шеренга мальчиков подходит к шеренге девочек |
Вам бы грызть одни орешки, | |
И конфетки, и тянучки, | отходят назад |
К маме проситесь на ручки. |
Девочки поют те же слова, что и мальчики в первой игре.
По окончании слов мальчики бегут в круг, а девочки пытаются их достать.
Кузя. Вот здорово! Какой замечательной игре вы меня научили!
Подходит к стоящему на столике ноутбуку, рассматривает его.
Кузя. А это что ещё за чемоданчик? До того как я заснул, полвека назад, таких в детском саду не было.
М. Р. Конечно не было, Кузенька! Это – ноутбук, и появился он в детском саду совсем недавно.
Кузя. А для чего он вам нужен?
М. Р. Ребята, а вы знаете, для чего нам нужен ноутбук на музыкальных занятиях?
Дети отвечают.
Кузя. А мне расскажите, пожалуйста, а то я совсем от жизни отстал (грустно).
Дети рассказывают, как и для чего используется ноутбук на музыкальных занятиях. Кузя, слышит слово «игры».
Кузя. И с этим чемоданчиком вы играете в игры? А как же с ним играть? Не понимаю!
М. Р. Сейчас мы тебе все объясним. Я включаю ноутбук и показываю детям игры. Они в ноутбуке особым образом записаны. Объяснить, как они записаны, очень сложно. Поэтому мы тебе просто покажем интересную игру.
Игра «У оленя дом большой»
Дети встают в кругу и по тексту песни показывают движения.
У оленя дом большой, | делают «крышу» над головой |
Он глядит в своё окошко, | показывают «окно» руками |
Зайка по лесу бежит, | перебирают «лапками» перед грудью |
В дверь к нему стучится, | |
Тук, тук, дверь открой, | стучит кулаком в воздухе |
Там в лесу охотник злой, | имитация стрельбы из ружья |
Зайка, зайка – забегай, | машут руками на себя — зазывают |
Лапу мне давай. | руки вперёд |
Игра повторяется несколько раз с ускорением.
Кузя. Ух, какая весёлая и замечательная игра! Правда, я не совсем успеваю за ребятами (грустно).
М. Р. Не переживай, Кузенька, у ребят тоже не сразу стало получаться, со временем и ты научишься.
Кузя подходит к проектору, внимательно оглядывает его, обходит со всех сторон. Потом смотрит на экран.
Кузя. А это что такое? Простыню какую то повесили…
М. Р. Это, Кузенька, не простыня, это – экран. А этот аппарат называется проектор.
Кузя. Какое слово интересное, я и не слыхивал такого! А зачем он вам нужен? Неужели с ним тоже можно играть? (дети отвечают)
М. Р. Ребята, а зачем нам нужен в играх проектор? Как мы его используем?
Дети отвечают.
Кузя. Картинки на нём показываете? Это как? Откуда они там появляются?
М. Р. Да. Так устроен проектор. Это современная техника — и проектор, и ноутбук.
Кузя. Покажите мне, пожалуйста, какую-нибудь игру с помощью проектора!
Дети предлагают, в какие игры можно поиграть с использованием проектора.
Игра «О чём они поют?»
На экран выводится кадр из известного мультфильма. Задача детей вспомнить, какую песню поют герои этого мультфильма и напеть её. (Например: Крошка Енот – песня «Улыбка»; Крокодил Гена – песня «Пусть бегут неуклюже…»; Кот Леопольд – песня «Если добрый ты» и т.д.) После этого включается запись песни, дети подпевают. Кто отгадает как можно больше песен, тот и выигрывает.
Кузя. Здорово! Удивительная, замечательная техника! Очень долго я проспал. Столько всего появилось интересного. Спасибо вам, ребята за то, что показали мне много новых интересных игр. И мне было приятно, что вы знаете и старинные игры. За это я вас угощу орешками и конфетами.
Кузя угощает детей орешками и конфетами.
Кузя. До свидания, ребята. Я возвращаюсь в кладовку. Когда вы еще будете играть, пригласите меня! Вместе поиграем.
Домовой Кузя уходит.
М. Р. Ребята, мы помогли домовёнку Кузе? (Дети отвечают.) А как мы ему помогли? (Дети отвечают.) Те дети, которые считают, что справились со всеми заданиями, возьмут снежинки и повесят их на самую верхушку ёлочки, а те ребята, которым было сегодня трудно – повесят снежинки чуть пониже. (Дети повесили снежинки на деревянный макет ёлочки). Молодцы! Теперь пойдём обратно в группу и попробуем орешки и конфеты, которыми нас угостил Кузя.
Все возвращаются в группу.
О. Клепикова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №13» г. Красавино