Аппликация «Здание»
Занятие в подготовительной к школе группе.
Цель. Учить изображать фасад дома из блоков (деталей) в соответствии с проектом (образцом), передавать его симметричное строение. Закреплять умение складывать бумажную полоску в несколько раз, ровно разрезать по сгибу. Принимать участие в обсуждении готовых работ. Формировать уважительное отношение к строительным профессиям.
Материал. Образец изображения фасада здания. Листы цветного картона и цветной бумаги. Клеящие карандаши. Ножницы. Клеёнки.
Воспитатель беседует с детьми о профессиях. Дети охотно называют профессии своих родителей: менеджер, врач, учитель, парикмахер.
Арсений. Сначала мой папа был военным, а сейчас работает строителем и строит дома.
Воспитатель. Что делает строитель?
Дети. Строит разные здания – больницы, школы, детские сады, театры, магазины.
Воспитатель. Человек всегда нуждается в зданиях, где он мог бы жить, учиться, работать, отдыхать. Поэтому работа строителей так важна и необходима.
Сегодня вы будете строителями, и каждый построит своё здание. Перед работой подумайте, для кого и для каких целей будет предназначен ваш дом.
Дети отрезают от листов цветной бумаги полоски. Полоску складывают «гармошкой», разрезают по сгибам и получают квадраты и треугольники. Затем, сверяясь с образцом, располагают детали на листах картона и наклеивают.
По окончании работы выставляют аппликации на стенд и выбирают три самые лучшие, объясняя свой выбор: «Мне очень понравилось это здание, потому что оно красивое, ровно наклеены окна. Всё так аккуратно сделано!»
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше занятие. Я думаю, некоторые из вас станут строителями и построят надёжные и уютные дома, которые украсят нашу родную Москву.
Один мальчик закрыл лицо руками и плачет.
Воспитатель. Арсений, что случилось?
Арсений. Почему же не выбрали мою работу, почему? Я же построил здание для жизни людей – «Дом жизни».
Воспитатель. Дети выбрали лучшие работы. А чем твоя работа лучше?
Арсений. Не знаю! Я просто хочу, чтобы моя работа была лучшей.
Воспитатель успокоила мальчика. После занятия они вместе сравнили две работы – лучшую, выбранную детьми, и работу Арсения.
«Алёна Александровна, я в следующий раз постараюсь сделать аккуратнее», – сказал мальчик.
«И тогда твоя работа обязательно понравится ребятам», – убеждённо ответила воспитатель.
Высказывания детей о своих работах во второй половине дня.
Влад. У меня здание называется «Дом для домашних животных». Там будут жить собаки, кошки, ручные крысы, кролики. Моё здание очень уютное для животных.
Даня. Я своё здание построил в Испании для мамы, папы, сестрёнки и брата. Назвал его «Королевство семьи». Когда делал свою работу, я чувствовал удивление, что строил дом в первый раз.
Алёша. У меня здание построено на поляне в лесу, для себя. Назвал его «Живой замок», потому что он красивый, как будто живой. Поселю там собак, кошек и попугаев в клетке. Когда делал работу, чувствовал радость.
Сева. В моем здании всё хорошо. Это «Отельный дом». Я построил его в Америке для людей, у которых нет домов. Когда делал этот дом, чувствовал радость, потому что там можно кого-то поселить.
Дима. Дом построил на пустом месте. Это «Арбузный домик».
Воспитатель. Почему ты так назвал свой дом?
Дима. Потому что вокруг будет много рынков, и ещё я построю там детские площадки. А поселю в этот дом продавцов. У меня дом красивый, «технологический» – в нём будет много техники.
Вика. А в моём доме все окна зеркальные, потому что я очень люблю в нарядных платьях смотреться в зеркало. Дом называется «Дом Вики».
Ваня. Я построил дом в Китае, потому что там люди умные и все помогли бы мне. Я хочу жить с умными людьми. Поселил туда всю мою семью: папу, маму, сестру, брата, бабушек, себя. Когда делал свою работу, чувствовал, что у меня ничего не получится, а у меня получилось. Старался всё сделать поровнее. В начале всё было сикось-накось, а потом я всё подделал.
Сказка Вани, придуманная на следующий день.
Жили-были в одном городе два маленьких ребёнка-сироты. Однажды они встретили строителя, который всё-всё умел. Попросили они его дом построить. Строитель построил. Малыши хотели ему отдать за дом что-нибудь, а он им ответил: «Мне это ничего не стоит». И ушел.
На следующий день строитель пришёл к сиротам и принёс еду. С тех пор они подружились.
Потом у детей появилась мама. Это была строительница, которая работала на другой стройке. Они стали жить вместе: дети, мама и папа, и было у них всё хорошо.
Диалог.
Ваня. Если бы я был строителем, я построил бы дом в Минске и там поселил всех сирот и тех, у кого нет денег. Квартиры там были бы из чистого золота и серебра. А рядом построил бы дом для собак и кошек, чтобы им не было тоскливо. Потом поехал бы в Россию и начал строить дом для тех, у кого есть всего одна монетка. Потом я поехал бы в другие страны и строил бы дома, чтобы всем помочь. Я объехал бы весь мир на грузовом корабле, на котором можно перевозить всё для строительства.
На Севере я построил бы дом из кирпичей для тех людей, которые живут в ледяных холодных домиках.
Арсений. Твой кирпичный дом может лёд проломить.
Ваня. Ну я же не на льду его поставлю.
Арсений. А где?
Ваня. На снегу! Где же ещё?!
Е.А. Трихункова,
воспитатель, ГБОУ Школа № 1741, дошкольное отделение «Солнечные лучики», Москва
Автор статьи рассказала педагогу-психологу ГБДОУ Л.А. Никифоровой о возникшей на занятии ситуации с Арсением. Педагог-психолог разработала и провела занятие «Я хочу. Я научусь. Я умею», конспект которого будет опубликован в № 5 журнала «Ребёнок в детском саду».