Занятие № 3

Занятие № 3. Невидимые силы

Невидимые силы

Цель. Опытным путём выявить свойства предметов, скрытые на первый взгляд. Закрепить знания детей об электричестве, магните. Развивать умение определять существенные признаки магнита (притягивает, «магнитит»), видеть пользу магнита и электричества для человека. Стимулировать желание исследовать и проводить опыты для познания объекта.

Материалы и оборудование. Портреты Б.В. Шергина, А.А. Борисова, М.В. Ломоносова, С. Г. Писахова, Петра I.

Магниты, скрепки; воздушные шары; пластиковая палочка или трубочка, конфетти, кусок шерстяной ткани.

Последовательность работы

Воспитатель. Дорогие друзья, наше занятие посвящено знаменитому человеку, отгадайте, про кого я загадаю загадку: «Мать — крестьянка, отец — рыбак, а сын над всем миром царствует». Кто это? Правильно, это Михаил Васильевич Ломоносов. Кто быстрее найдет портрет М. Ломоносова?

Перед детьми ряд портретов: Б.В. Шергина, А.А. Борисова, М.В. Ломоносова, С. Г. Писахова, Петра I. Они выбирают нужное изображение ученого.

Воспитатель. Что мы уже знаем про Ломоносова? Всему миру известно имя М.В. Ломоносова, великого ученого. Дети, как вы думаете, почему Ломоносов стал ученым?

После учебы за границей Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург. В своей химической лаборатории он проводил различные опыты. Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом. Удалось доказать, что весь мир состоит из атомов и молекул — таких маленьких, невидимых частиц. Исследовал электричество. Проводя опыты с электричеством, изобрел громоотвод.

Занятие № 3

Сейчас я вас прошу пройти в нашу лабораторию и провести некоторые опыты по физике.

Дети подходят к столу с табличкой «Лаборатория».

Воспитатель. Перед вами магниты. Кому из вас знакомы свойства магнита? Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю поднести к магниту скрепку, а к ней присоединить другую, затем третью. Что показывает этот опыт? Скрепка стала как бы «магнитиком», т.е. стала продолжением магнита. Цепочка образовалась потому, что скрепки намагнитились. Вывод: после взаимодействия с магнитом скрепки приобрели новое свойство, которого не было раньше.

Воспитатель. М.В. Ломоносов много занимался «небесным электричеством», описывал электрические явления и способ получения электричества искусственным путем — труд «Об електрической силе…».

Занятие № 3

Ломоносов высказал очень важную мысль о возможности передачи электричества на большие расстояния и о практическом использовании электричества для металлизации поверхности металлов. В течение столетий молния и гром, причину которых еще не знали, разрушали храмы и колокольни, убивали людей и животных, вызывая страх и ужас. Со своим другом Г.В. Рихманом они проделали множество наблюдений и опытов с небесным электричеством — молнией, северным сиянием. В своем доме на Васильевском острове Рихман соорудил установку для улавливания «громовой силы». Сквозь черепичную крышу он выдвинул наружу железный прут длиной метра полтора. От него вниз, в сени, шла изолированная проволока. Это был громоотвод — не заземленный и потому крайне опасный. Подобную же «громовую машину» сделал в своем доме и Ломоносов. 6 августа 1753 года, когда оба ученых были в Академии, небо закрыла огромная грозовая туча. Гроза могла разразиться с минуты на минуту. Не теряя времени, Рихман и Ломоносов поспешили домой. Рихман захватил с собой художника-гравера Ивана Соколова, которому предстояло зарисовать ход опыта.

  Занятие № 3  

Полчаса спустя Ломоносов был уже у своей «громовой машины». Михаил Васильевич вспоминал: «Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я руку держал у железа, и искры трещали. Все от меня прочь побежали». Однако электрическая сила пошла на убыль. Во время опытов в ходе наблюдения грозовых явлений Г.В. Рихман был убит ударом молнии. М.В.Ломоносов тем не менее продолжал эти исследования и пришел к самостоятельной теории атмосферного электричества. Он объяснил электрические явления в атмосфере, которые называют грозой и северным сиянием, движением тёплых и холодных слоев атмосферы. В стихотворении «Вечернее размышление…», написанном под впечатлением необычно яркого северного сияния, наблюдавшегося в Петербурге в 1743 г., М.В.Ломоносов рассуждает о причинах этого удивительного явления природы:

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?..

Физкультминутка.

Гром гремит на всю округу.
Грому рады — ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что всё вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнёт вокруг вдруг ярко.
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.
Сэф Р.

Воспитатель читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют за ним предложенные игровые действия.

Воспитатель. Теперь и мы вернемся к нашим опытам. Хотите ли вы познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей?

Опыт № 2. «Гром и молния».

Опыт проводится в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите шерстяной тканью, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры — как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как мини-гром.

Опыт № 3.

Надутый шарик приложите к стене – он падает вниз. Затем этот же шарик потрите шерстяной тканью.
А). Поднесите его к стене – он «прилипнет» к ней.
Б). Поднесите шарик к голове – волосы «встают дыбом».

Воспитатель. Вывод: мы наблюдали новые свойства шарика после действия на него шерсти — электрическое притяжение.

Занятие № 3

Электрическое притяжение в действии

Опыт № 4.

Насыпьте на стол немного конфетти. Если нет конфетти, можно нарезать салфетку на мелкие кусочки или опорожнить дырокол. Энергично натрите пластиковую палочку шерстяной тряпочкой или шалью. Теперь поднесите палочку к конфетти. Как по волшебству, конфетти начнут подпрыгивать и прилипать к палочке.

Воспитатель. Ребята, что мы сегодня узнали о магните и электричестве? Какой опыт вам понравился больше всего?

Занятие № 4. Бездна звезд

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x