Особенности коммуникации воспитателя и ребенка, сопряженные с их национальной ментальностью

Особенности коммуникации воспитателя и ребенка, сопряженные с их национальной ментальностью

Аннотация. Исследование включает описательный, качественный и количественный анализ коммуникации и взаимодействия воспитателя и ребенка в двух культурных средах (муниципальный детский сад и частный детский сад). Цель статьи – сравнительный анализ способов взаимодействия воспитателей с детьми двух национальных групп. Предполагалось, что репертуар способов взаимодействия обусловлен национальным менталитетом. Выборку составили 90 воспитателей и 158 детей (6–7 лет) двух национальных детских садов (русский и еврейский Ростова-на-Дону). Использовались методика измерения типа менталитета и качественные и количественные методы оценивания параметров взаимодействия и коммуникации. Экспериментально показано, что способы взаимодействия воспитателей с детьми различны в двух национальных группах по признакам оценивания, оказания поддержки, частоты коммуникативных функций, структурирования, контроля действий ребенка, ограничений и поощрений. У русских воспитателей с преобладанием инновационного менталитета проявились оценивающие, мотивирующие и корректирующие коммуникации и трансакции. У еврейских воспитателей с традиционным типом менталитета преобладали поддерживающие, побуждающие и оформляющие коммуникации и трансакции.

Ключевые слова. Способы взаимодействия, коммуникативные стратегии, вербальные и невербальные коммуникации, репрезентация менталитета, национальный менталитет, игра, занятие, свободное действие, интеллектуальная, познавательная активность.

Автор: Пищик В.

Communication features caregiver and child associated with their national mentality

Annotation. The research employed the descriptive, qualitative and quantitative analyzes of communication and interaction between the caregiver and the child in two cultural environments. The aim of the article is to carry out a comparative analysis of modes of interaction between the caregivers and children in two national groups. It was assumed that the repertoire of interaction patterns is determined by the national mentality. The sampling comprised 90 caregivers and 158 urban children (6–7 years old) from two national kindergartens (Russian and Jewish). The methods used included the type of mentality measuring technique and qualitative and quantitative methods of estimating parameters of interaction and communication. The experiment shows that the methods of interaction between the caregivers and children in two national groups differ in ways of evaluation, giving support, frequency of communicative functions, structure, control over the child’s activities, constraints and incentives. The Russian caregivers with the predominance of innovative mentality demonstrated evaluating, motivating and corrective types of communication and transactions, while the Jewish caregivers with the traditional type of mentality predominantly showed supportive, encouraging and forming types of communication and transactions with the children.

Keywords. Modes of interaction, mentality representation, national mentality.

Author: Pishichik V.