Зеленые ладошки

Уважаемая редакция журнала «Здоровье дошкольника»! С большим интересом познакомилась со статьей кандидата биологических наук, заведующего ботаническим садом Москвы А. Цицилина «Зеленые доктора»  (2009. №.1).  Наш детский сад находится в небольшом городке, но  проблемы, поднятые в статье, актуальны и  для нас. Именно поэтому мы много работаем над проблемой сохранения и укрепления  здоровья  наших подопечных. Уверены, здоровье и экология связаны теснейшим образом, поэтому я и хочу поделиться своим опытом работы по экологическому воспитанию, которое  способствует познанию красивого не только в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства,  доброты, сопереживания всему живому и в итоге оздоровлению ребенка через общение с природой.

Зеленые ладошки

Развитие ребенка, сохранение его здоровья в общении с природой

Статистика неумолима: каждый второй ребенок нашего города страдает нервно-психическими заболеваниями (неврозами и невритами), каждый шестой – заболеваниями глаз. Я работаю в коррекционной группе для детей с нарушениями зрения, где эти проблемы наиболее актуальны. Мы, жители городов, испытываем дефицит общения с природой, который неизбежно возникает  в результате жизни в стандартных домах,  шума машин, чуть ли не постоянно работающего  телевизора или компьютер.  То, что мы испытываем на уровне  ощущений, ученые не так давно стали определять термином «видеоэкология».  Они  утверждают, что механизм движения глазного яблока таков:  периодически  глаз ищет, за что бы «зацепиться», чтобы немного отдохнуть. Эту роль наилучшим образом выполняет природа. Поэтому, заботясь о здоровье детей, мы  должны создавать условия для их постоянного и полноценного  общения  с природой.

В Концепции дошкольного воспитания отмечается необходимость приобщения детей  к общечеловеческим ценностям, в том числе к природе. В разделе  «Воспитание дошкольников»  важнейшей ценностью называется  «возникновение у ребенка стремления бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатства природы», а задача взрослого при этом вовлекать ребенка в область сохранения окружающей среды. В «Рекомендациях парламентских слушаний» в статье «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98) признано «считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны – развития, совершенствования, обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности». Недаром педагогика, ориентированная на сбережение здоровья, опирается на классиков физиологии (И. Сеченов, И. Павлов), педагогов-классиков (К. Ушинский,  В. Сухомлинский,  А. Макаренко),  психологов (Л. Выготский , А. Леонтьев), а также  на опыт современных педагогов (Н. Рыжова,  О. Воронкевич, В. Волчкова, С. Николаева и др.).

Существует немало программ и методик ознакомления детей с окружающим миром, но большинство из них рассчитано на наличие в штате дошкольного учреждения эколога. Что делать там, где ставка эколога не предусмотрена?  Поэтому я создала  технологию обучения детей и их родителей экологической культуре через работу кружка «Зеленые ладошки». Ведущей идеей является обеспечение интеллектуального, личностного развития детей, сохранение их физического и психологического здоровья посредством общения с природой.  Содержание технологии  делится на четыре цикла:

1. «Научно-исторические данные»  (основная задача – развитие интереса к миру природы, знакомство с научно-историческими фактами);

2. Наблюдения и эксперимент» (формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов); 3. «Творческий мир» (развитие творческого потенциала, фантазии и воображения);

4. «Нам жить вместе»  (воспитание эмоционального отношения к миру природы и на его основе потребности беречь его).

Использование такой модели дает ряд преимуществ: возможность изучения объектов от простых к более сложным; многократное повторение материала (реализация разноуровневого обучения); возможность начать изучение предмета на любом этапе, так как последовательность циклов повторяется, что позволяет решать задачи подготовки к школе даже  неорганизованных детей; закрепление и обогащение пройденного материала в творчестве; привлечение родителей к воспитательному процессу.

Первый цикл «Исторические данные»

 «Чтобы помогать природе, нужно не только жалеть ее, но и очень много знать». Эти слова послужили девизом первого цикла. Считаю, что дети должны получать научно достоверную информацию, но в адаптированном для их возраста виде, поэтому использую в работе чтение художественной литературы, работу с энциклопедическими изданиями и развитие у детей старшего дошкольного возраста информационной компетентности, опережающее погружение в проблему накануне занятий, которое активизирует субъективный опыт и познавательную активность детей.

Приобщаясь к новому материалу сначала в семье, ребенок узнает мнение близких взрослых на эту проблему, пополняет знания по энциклопедическим книгам. Это помогает ребенку в детском саду: он уже может поделиться своими знаниями о растениях, животных, опираясь на полученные в семье сведенья, со сверстниками или сказочным персонажем – профессором Большое Ухо. С помощью родителей и педагога дети выясняют историю конкретных объектов, их появление  в России, узнают интересные научно-исторические факты, создают  подборку наглядных материалов о растениях: фотографии, книги, открытки, вырезки и т. д.

 Помогают родители и в создании мини-энциклопедий о различных объектах природы. Интересные научно-исторические факты и случаи из жизни, рецепты некоторых блюд, воспоминания родственников заносится в книжки-самоделки.  Все вместе мы прослеживали путь миграции некоторых животных и птиц из других стран, создали «Карту растений», где отмечали родину растения и его путь до границ России. Удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как семейные дневники. Они необходимы не только для сбора информации об окружающем мире, но и для последующего совместного обсуждения приобретенного опыта, анализа событий, рефлексии, а также последующего проектирования. Такие семейные дневники отражают результаты разнообразной совместной экологической деятельности взрослых и детей.

Эффективно проходили  «Семейные уроки», на которых родители рассказывали детям о своей профессии или увлечении, связанном с природой, например: папа, работающий лесничим, рассказал о своей профессии, мама Лены увлекается разведением фиалок, а дедушка Егора –  плетением из лозы. Такие уроки являются хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте любви к природе и обогащения знаний детей о ней. Дети видят, как общаются их родители в детской среде, испытывают гордость за них.

Все это способствует  приобретению детьми новых знаний об окружающем  мире, у них пробуждается и развивается интерес к разнообразным объектам природы и  к природоохранной деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, одобрение взрослых – создают  уверенность в себе и своих силах, побуждают к поиску новых знаний и проверке имеющихся, повышению самооценки и самостоятельности.

Второй цикл «Наблюдения и эксперименты»

Для успешного решения задач второго цикла необходимо создание мини —  лаборатории с различным оборудованием. Элементарная поисковая деятельность как форма ознакомления детей с природой обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности. А мини-лаборатория способствует развитию у детей познавательного интереса и формированию научного мировоззрения. Поэтому большое внимание в кружковой работе  уделяется  исследовательской деятельности: проведению опытов, циклических наблюдений, исследовательских игр. Все их результаты дети фиксируют в дневнике наблюдений. Анализируя  полученные данные, создают обобщенные модели развития разных растений. Благодаря экспериментированию дети знакомятся с разными видами размножения растений, стали более внимательно относиться к ним. Приходя в детский сад, спешат на них посмотреть, поздороваться с ними, найти изменения, проверить, в чем они нуждаются.

Создана  подборка дидактических игр, в том числе и авторских, где задействованы все органы чувств: слух, зрение, обоняние, вкус. Дети обследовали натуральные овощи и фрукты, угадывали предметы в «волшебном сундучке», участвовали в специальных играх. В результате у них развивались сенсорные способности, воображение, память, мелкая моторика.

Экскурсии (интерактивные, тематические, экскурсии-походы) помогают детям узнать много нового через элементарное экспериментирование. Например, что легче –  шишка или лист (подкидывая их в воздух); где север, а где юг (можно узнать при помощи мха,  растущего на стволах деревьев) и т.д.  Кроме этого, походы и экскурсии дают возможность для общения с различными природными объектами в среде их обитания: дети могут обнять дерево, отдавая ему свою отрицательную энергию и получая взамен положительную; прислониться щекой к коре дерева, обхватив его ствол ладошками. Между детьми и растениями складываются  особые отношения: дети приходят в гости к растениям, а они помогают им укрепить физическое и психическое здоровье.

Большую роль в проведении и организации физкультурно-оздоровительных походов («Родник – источник здоровья», «Лес – наше богатство» и др.) сыграли родители. Цель таких мероприятий не только совместный отдых, но и  обучение детей и родителей элементарным способам детско-взрослой природоохранной деятельности. Совместно с родителями мы убирали мусор с полян, расчищали родник, пересаживали мальков из высыхающей лужи в речку и т.д. Впечатления от совместных  мероприятий отражали  в рисунках, рассказах, а в последующем оформлялись  книги. В них вошли рассказы как взрослых участников походов, так и детей.

Стало хорошей традицией  отмечать «День травника» походом в лес, где дети знакомятся с лекарственными растениями в их природных условиях. На территории детского сада  создали фитоклумбу, на которой  выращиваем лекарственные растения: тысячелистник, пустырник, чистотел, мяту, лимонник и др. Эти растения обогащают воздух полезными веществами, помогая проводить фитотерапию в естественных условиях.

Третий цикл «Творческий мир»

Знания, накопленные детьми в первом и втором циклах, позволили успешно решать и задачи третьего цикла. Все свои сведения о природе дети стремились воплотить в творчестве: сочинении сказок и стихов, создании детских выставок из поделок и рисунков.  Взрослые вместе с детьми создавали сад, который состоит из деревьев из бисера, бусинок, стекляруса. Деревья в этом саду разные, но все  сделаны с любовью.

Сочиняя, мы находили сказочных героев в мире природы, придумывали сюжет, наполняли его удивительными событиями, используя «сказочные» языковые средства. Так, в наших сказках оживали кактус и картошка, с елкой происходили необыкновенные чудеса, а лук становился другом мальчику Мите. У комнатного растения спатифиллиума исполнилась его заветная мечта: над зеленым морем листьев распустился белый парус – цветок.

Постепенно дети стали сочинять и стихи. Мы записывали их. Когда стихов стало много, решили  смастерить книгу. Для этого  понадобились художники. Дети сами проиллюстрировали стихи различными изображениями. Так у нас возникла традиция создавать книжки о растениях своими руками. Сейчас в нашей группе собрана небольшая библиотечка сказок и стихов о растениях, сочиненных и иллюстрированных самими детьми. При создании книг использовали информационные технологии: иллюстративный ряд к сказке «Росток» состоял из детских рисунков, созданных на компьютере.

Большой интерес у детей вызвали музыкально-театрально-экологические постановки. Вместе с музыкальным руководителем старались задействовать всех в сказочной  постановке. Детям предоставлялась возможность различными способами передать выразительность взятых на себя образов. Мы создали видеоархив наших спектаклей и с удовольствием пересматриваем экологические сказки: «Осенью в лесу», «День рожденье Елки», «Овощной бал». Проведение таких экологических праздников  является важным фактором личностного развития ребёнка, удовлетворения его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь с родителями, детьми других групп, сотрудниками детского сада. Отзывы родителей, впечатления детей об этих праздниках неоднократно печатались в газете детского сада «Ручеек».

Все вместе стали издавать собственный журнал «Мир вокруг нас». К сотрудничеству были приглашены как родители, так и специалисты детского сада. Журнал состоит из нескольких рубрик: «Рисунки о природе», «Интервью с родителями », «Наши сочинялки», «Вы спрашиваете, специалист отвечает» и др. Родители могут ознакомиться с журналом в то время, когда ожидают своего ребенка в приемной, а дети неоднократно просматривают журнал, показывая его родным и близким. В конце учебного года все выпуски журнала выставляются для общего обозрения, можно выбрать наиболее понравившиеся статьи, рисунки, интервью.

Потребность детей в творчестве воплотилась и в экологических акциях, например «Берегите природу!», «Кормушка в каждый двор!» и др. Наши воспитанники принимали участие  в различных конкурсах, выставках рисунков «Образы Земли», «Берегите воду!», «Лес – наше богатство!».

 У детей появилось желание не только творить, но и показать результаты своего творчества, получить радость от создания нового, видеть пользу от результатов своей работы. И я, как педагог, счастлива: ведь они и в творчестве ощущают себя частью природы. Кроме того, творческая деятельность создает  состояние успешности. У детей повысилась самооценка, они утверждают свою значимость и познают себя, переживают первое чувство гордости от того, что создают сами.

Четвертый цикл «Нам жить вместе!»

Четвертый цикл – это практическое применения полученных детьми знаний. Его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с различными объектами живой природы. Поэтому на данном этапе нужно помочь детям осознать роль человека-творца, человека-труженика, не «царя природы», а ее части; подвести детей к мысли, что они могут помочь живому, растущему, ждущему помощи растению, насекомому, животному. Характерной чертой экологического воспитания является непосредственный контакт ребенка с объектом природы, живое общение с растением и животным, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.

Особенно ясной становится роль, которую мы уделили созданию зоны природы рядом с детьми. Чтобы научить их замечать красоту живой природы, объекты должны находиться  в благоприятных для них условиях.  Дети стали понимать эстетику живого с экологической позиции: красивое растение – это такое растение, которое имеет много сочных листьев, разветвлений, но не вытянутые стебли. Красивым растение становится в среде,  полностью соответствующей его потребностям.  В результате  у нас в группе   без особых трудностей уживаются растения, собранные со всего мира.  Америка представлена бегонией, фуксией, кактусами (кстати, мы с детьми создали целый кактусарий, где в специальной почве выращиваем различные виды кактусов); Африка – пальмами, алоэ, драценой, бальзаминами; Азия – фикусом, розой, цитрусовыми растениями; Австралия – эвкалиптом, а Европа – плющом, олеандром, цикламеном. Для растений, которым воздух группы оказался слишком сухим, мы устроили фиториум, где можно содержать любые тропические цветы:  воздух в нем имеет заданную влажность и равномерную, вполне определенную температуру, что чрезвычайно важно для растений.

Для экологически правильного ухода за растениями в уголке природы были составлены пиктограммы, где схематично, значками обозначали потребность этих растений в свете, тепле, питании. «Читая» эти пиктограммы, дети ведут правильный уход за каждым из объектов живой природы.

Экологическое пространство не ограничивается только помещением групповой комнаты, в детском саду  создан  «Зимний сад» с множеством специально подобранных растений, способствующих оздоровлению детей. В «Зимнем саду» они могут общаться с  растениями, наблюдать за ними, принимать посильное участие в создании и поддержании необходимых условий. На прилегающей к детскому саду территории располагаются цветники, клумбы, огород, фитогрядки, экологическая тропа, сохранился уголок нетронутой природы – всё это способствует приобщению детей к познавательной и практической деятельности.

Правильная организация и оборудование зоны живой природы позволяют проводить содержательную работу по формированию экологической культуры детей и взрослых. Идеально подходит для этого  проектный метод, который подразумевает осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Этот метод позволяет  осуществлять новые формы общения педагогов, детей и родителей, между ними развиваются партнерские отношения, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику экологического воспитания детей. Так, совместно с родителями  и детьми мы создали на территории детского сада «Аллею выпускников». Дети обследовали всю территорию детского сада, выяснили, какие деревья растут на ней. Вместе с родителями создали «паспорта растений». Дети и родители выполнили проект будущей аллеи, спланировали, какие виды деревьев, не представленные на территории детского сада, будут расти на аллее, достали нужные саженцы и высадили их на аллее, организовали выставку фотографий и рисунков «Создание аллеи выпускниками». Подвели итоги и наградили наиболее активных участников акции. Создание такой аллеи в нашем детском саду не только экологическая акция, но и здоровьесберегающая: пестрота разнообразных деревьев в любое время года создает  фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме, а это особенно актуально для детей с нарушенным зрением.

Мои дети понимают, что природа не только дает эстетическое наслаждение, но и является источником здоровья.   Очень хорошо зарекомендовала себя такая форма работы с детьми и родителями, как заседания семейного клуба «Здоровье» («Лекарственные растения», «Фитотерапия», «Растения против гриппа» и др.), который собирает наиболее заинтересованных родителей. Первая часть таких заседаний отводится  сообщению специалиста-медика и проводится только с родителями. Во второй части совместно с детьми организуются практические мероприятия, например  изготовление бус из чеснока против гриппа. В третьей части раздаются памятки, брошюрки, различные информационные буклеты по данной теме. На заседании клуба «Здоровье» по теме «Комнатные растения – друзья и враги» мы узнали, что абсолютно все растения обладают фитонцидными свойствами поражать бактерии, именно поэтому так хорошо дышится в лесу. Но бактерицидные вещества, поражающие бактерии, опасные для человека, обнаружены и у комнатных растений:  алоэ, лимона, апельсина. Так, хлорофитум очищает воздух, лимонник, герань благотворно влияют на зрение,  монстера перерабатывает вредные испарения и насыщает воздух кислородом, а фиалка служит «миротворцем».

То, что общение с природой благотворно влияет  на здоровье детей, подтверждаетулучшение среднегодового индекса здоровья, который рассчитывается по формуле:

Дети группы успешно участвуют в различных городских спортивных мероприятиях и праздниках и т.д.  Благодаря работе по технологии «Зеленые ладошки»,   дети научились взаимодействовать с природой на основе согласия и благотворного влияния друг на друга;  более качественным стало интеллектуальное и личностное развитие детей;  повысился уровень здоровья детей и их экологического мировосприятия, улучшилось общение в системе «педагог – родители – дети».

 Мной разработаны конспекты занятий экологического кружка «Зеленые ладошки», предлагаю познакомиться с двумя из них, рассчитанными на старший дошкольный возраст.

«Разнообразие хвойных пород»

Задачи. Познавательные: познакомить с разнообразием хвойных пород деревьев; учить отображать эти знания в рисунке. Оздоровительные: формировать представление о том, как хвойные деревья положительно влияют на здоровье человека. Развивающие:углублять интерес к исследовательской и поисковой деятельности в процессе экспериментирования и к самостоятельному получению знаний; закреплять умение использовать в изобразительной деятельности нетрадиционную технику (рисования «тычком»). Воспитательные: воспитывать умение контактировать с незнакомым человеком; видеть красоту природы, богатство ее форм, красок, запахов.

Материал.Шишки, семена, хвойное масло, образцы смолы; гуашь, щетинистые кисточки, тонированные листы бумаги с нарисованными стволами деревьев; раздаточные тарелочки, энциклопедии, лупы.

Активизация словаря.Энциклопедия, хвойные породы, смола, хвоя.

Ход занятия

Педагог.Здравствуйте! Скажите мне, пожалуйста, что за гостья приходит к нам каждый год на Новогодний праздник в зеленом наряде? (Елка.) Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Что это? Правильно, шишки. Видите, сколько их и какие они разные! Я думаю, из этих шишек получится целая коллекция, только нужно их разложить на группы. Помогите мне, пожалуйста.  (Дети разбирают шишки по внешнему виду.) Молодцы! Какая разнообразная коллекция шишек получилась! Может быть, вы подскажете мне названия деревьев, на которых выросли эти шишки? (Ответы..

Некоторые шишки остались без названия. Что делают люди, когда не знают ответ на вопрос? (Ответы.) Да, можно спросить у взрослых. Давайте спросим. (Выполняют.) А вы уверены в правильности их ответов? Мы можем все проверить с помощью умных книг – энциклопедий, ведь в них собраны сведения о разных растениях, нужно только выбрать необходимые. Чтобы удобнее было работать с книгами, давайте распределимся на группы. Возьмите все по одной шишке. Найдите тех, у кого такая же шишка. Это и будет ваша группа. И вы будете искать в энциклопедии сведения именно об этом дереве.

 Дети располагаются где им удобно и  работают с книгами, ищут название дерева, на котором выросла данная шишка.

Педагог. Давайте прочтем, что говорится в энциклопедии об этих деревьях.(Зачитывают небольшие отрывки о деревьях: ель, сосна, лиственница, сибирская сосна, секвойя.) Кто из вас узнал, что-нибудь новое из энциклопедий?(Ответы.) Молодцы, ребята! Сколько всего интересного вы узнали благодаря энциклопедиям!

Предлагаю провести физкультурную минутку, чтобы отдохнуть. Она называется «Рука к руке». Встаньте парами, представьте, что вы деревья в лесу. Налетел ветер, и дерево задело другое веточкой-рукой.

Рука к руке (дети встают парами и держат друг друга за руку).

Нога к ноге (дети должны дотронуться друг до друга ногами).

Щека к щеке. Нос к носу. Живот к животу (выполняют).

Вот мы с вами немного отдохнули. А вы помните, какие необычные листочки у всех этих деревьев? Как они называются? (Иголки, хвоинки.) Так как же называются деревья с такими листьями? (Хвойными.) Оказывается, хвоинки – это видоизмененные листья. Они узкие, твердые, острые на кончиках. Интересно узнать, а шишка это что? (Ответы.) Правильно, это плод, а семена находятся внутри шишек. А для чего нужны семена? (Дети называют свои предположения.)  Вы правы. С их помощью хвойные растения размножаются. Мы можем рассмотреть семена с помощью лупы.

Дети работают с лупой.

Педагог. Вы заметили, что семена немного отличаются друг от друга. Чем? (Ответы. Воспитатель предлагает подуть на семена, подкинуть их и т.д.) Как вы думаете, почему семена деревьев разносятся по всему лесу? (Ответы.) Вы правы, семена  разные. Для ветра семена с крылатками, для белочек с орешками, для птиц с семечками.

А еще хвойные деревья производят смолу. Я хочу показать вам  ее капельки. Посмотрите, здесь есть даже окаменевшая смола древних сосен – янтарь. Какая смола? Есть ли у нее запах? Вы знаете, что такое смола? (Предлагает посмотреть, понюхать, потрогать образцы смолы.) Да, обломилась ли веточка, отщепилась ли кора – хвойное дерево тут же начинает плакать. Смоляные слезы закрывают ранку прозрачной пленкой, как повязкой. Теперь никакие жуки-вредители, микробы не доберутся до открытой раны.

Хвойные деревья не только сами лечатся, но помогают людям бороться с болезнями. Они выделяют в воздух эфирные масла и вещества, которые убивают микробы, поэтому в хвойном лесу так хорошо дышится. (Дети вдыхают эфирное хвойное масло.) А еще еловые веточки можно заварить, как чай, и пить. Этот настой помогает при ангине и кашле. Я хочу научить вас массажу шишкой. Возьмите все по шишке и повторяйте за мной действия.

Шишкой я круги катаю (правой рукой катают шишку по левой ладошке).

Взад – вперед ее гоняю (левой рукой катают шишку по правой ладошке)

Ей поглажу я ладошку (шишкой гладят левую ладошку).

Будто я сметаю крошку  (смена рук).

Пальцем я ее прижму (соответственно)

И другой рукой начну (смена рук).

А теперь последний трюк (перебросить шишку из руки в руку).

Шишка полетела вдруг.

Вот какие полезные хвойные деревья! Дети другой группы нарисовали стволы хвойных деревьев. А вы по ним должны догадаться, какое дерево нужно изобразить. Можете выбрать любое дерево. Ваша задача –  нарисовать крону. Для работы нам понадобятся щетинистые кисти. Потрогайте, они такие же колючие, как хвоинки. Попробуйте потыкать ворс кисти о ладошку. Колется? Вот так же мы будем тыкать ворсом кисти по бумаге, оставляя на ней щетинистый отпечаток краски, очень похожий на хвою. Вы знаете, как называется такой способ рисования? (Ответы.) У кого есть вопросы? Тогда можно начинать.

Дети рисуют тычком хвою на ветках.

Педагог.Молодцы! Какие красивые разные хвойные деревья у вас получились! Вы можете назвать породу дерева, которое нарисовали? Чтобы ваше представление о хвойных деревьях было более полным, предлагаю добавить к коллекции шишек изображения хвойных деревьев. Очень хорошая коллекция получилась. А благодаря чему мы справились с работой? Благодаря тому, что вы такие любознательные, мы сумели много узнать о хвойных деревьях. Мне очень приятно было иметь дело со знающими людьми.

«Деревья – это наши друзья»

Цель.Дать представление о зависимости  растений от климатических условий, уточнить циклические изменения, связанные с деревьями, продолжать воспитывать любовь к растениям, бережное и заботливое отношение к ним.

Предварительная работа. Экскурсия в парк. Рассмотреть разные породы деревьев.Собрать осенние листья разных пород деревьев.Создать гербарий с осенними листьями.

Материал. Методическое  пособие «Зеленая корзинка», загадки о деревьях, букет из осенних листьев, звукозапись вальса. При составлении конспекта использовался материал из энциклопедии «Я познаю мир». Том «Растения». М.: АСТ, 1988.

Ход занятия

Педагог.Наш уважаемый профессор Большое Ухо вновь приготовил для вас «Зеленую корзинку». Что в ней находится, мы узнаем, отгадав его загадку – «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает». Что это такое? (Дерево.) Верно, это дерево. А профессор послал нам очень интересную и познавательную книгу – энциклопедию о растениях. Я хочу прочитать небольшой отрывок из этой книги. «Деревья – лучшие друзья всего живого на Земле, в том числе и человека. Ведь именно они вырабатывают кислород, благодаря деревьям вокруг планеты образовалась атмосфера – воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь. За миллион лет на Земле менялся климат и вместо единого материка – Гондваны – образовались современные части суши». Какие  современные материки вы знаете? (Азия, Африка, Австралия, Южная и Северная Америка, Антарктида.) «Ученые насчитали на нашей планете около 500 тысяч видов растений». Вы знаете, какие деревья растут в теплых странах?  (Пальмы, баобабы, кипарисы и т.д.)Назовите, пожалуйста, деревья, растущие в средней полосе. (Ель, берёза, липа и т.д.) Кто назовет деревья, растущие на севере? (Карликовая берёза, можжевельник, пихта.)

Профессор Большое Ухо спрашивает вас: «Почему в теплых странах деревья большие и высокие, а чем ближе к северу, тем ниже они становятся?». (Ответы.) Правильно, это зависит от природных условий. Чем больше  света, тепла, влаги получают растения, тем лучше они растут, поэтому экватор нашей планеты весь покрыт зеленью, а чем ближе к полюсам, тем меньше растительности. В  Антарктиде, находящейся на южном полюсе,  растений нет, потому что там нет условий для их роста. Наш профессор Большое Ухо просит помочь ему разделить изображения деревьев по климатическим условиям, в которых они растут. Возьмите по одной карточке, рассмотрите ее и расскажите о том, где, по вашему мнению, растет это растение.

Дети выполняют задание.

Педагог.Молодцы, помогли профессору, справились с его заданием.

Наша Кировская область покрыта лесами. В «Зеленой корзинке» профессор приготовил для нас загадки о деревьях. Отгадайте, что за деревья можно встретить в нашей области.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

(Береза.)

Весной зеленела, летом загорела.

Осенью надела красные кораллы.

(Рябина.)

Что за дерево стоит:

Ветра нет, а лист дрожит.

(Осина.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

 Будто снежный шар бела

 По весне она цвела,

 Нежный запах источала.

 А когда пора настала,

 Разом сделалась она,

 Вся от ягоды черна.

 (Черемуха.)

Чудное дерево!

И зиму, и лето зелено.

 Высоко торчит,

 Далеко глядит.

 Весной цветет,

 Летом плод дает,

  Осенью не увядает,

  Зимой не умирает.

  (Сосна, ель.)

 Педагог. Какие деревья нашей области вы еще знаете? (Ель, сосна, липа, орешник и т.д.) В корзинке находится букет из осенних листьев, я хочу раздать их вам. Назовите деревья, которым принадлежат эти листья. (Ответы.)

Давайте поиграем с ними в игру «С какого дерева лист».

 Под музыку дети вальсируют по группе, как только музыка останавливается, дети с одинаковыми листьями собираются вместе.

Педагог.Что же еще прислал нам профессор в корзинке? Посмотрите, на конверте написано – ребусы о деревьях. Отгадав зашифрованную запись, мы узнаем название дерева, изображенного на обратной стороне. (Дети вместе с воспитателем расшифровывают ребусы о деревьях.) В корзинке осталось еще несколько вещей, но я не могу понять, почему профессор положил их в корзинку. Это лапти, бумага, дудочка, варенье. Может быть, вы догадаетесь, как эти вещи связаны с деревьями? (Ответы.) Да, вы правы. Все эти вещи изготовлены из дерева или его плодов, как, например,  яблочное варенье. Посмотрите вокруг и скажите, где еще используется дерево. (Ответы.)

 Закройте глаза и  попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все деревья. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей за окном, нет яблонь в саду, пропали клены и березы. И группа сразу опустела. В ней стало неуютно без столов и стульев, деревянных игрушек и шкафчиков. А книги, бумага? Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви. Вам нравится в таком мире без деревьев? (Ответы.) Мы не можем обходиться без всех этих привычных для нас вещей и в то же время не можем жить без кислорода. Что же делать? (Относиться  к деревьям бережно,  не ломать ветки, посадить новые.)

Если вы будете много знать о растениях и расскажете об этом другим, то,  возможно,  люди,  находящиеся рядом с вами, не будут уничтожать растения. Чем больше растений на нашей планете, тем лучше людям, живущим на ней. Представьте, какой будет наша планета, когда на ней вырастет много разных растений. Давайте нарисуем   эту красивую планету и сделаем плакаты для жителей нашего города о том, что надо беречь природу!

 Дети изображают планету и вместе с воспитателем пишут лозунг «Берегите природу!»

 Педагог.  Предлагаю вам с родителями вечером, по дороге домой, развесить наши плакаты в разных уголках города.

С. СОЛОДЯНКИНА,
воспитатель высшей квалификационной категории,
 муниципальное дошкольное образовательное учреждение –  детский  сад компенсирующего вида № 1 «Ручеек»,
 город Вятские Поляны, Кировская  область

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x