Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Цель. Повышение интереса детей к встрече Нового года с использованием проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза».

Задачи.

Образовательные:

  1. Побуждать детей выделять выразительные средства в музыкальных произведениях;
  2. формировать у детей навыки звукового самоконтроля, закреплять навыки выразительного исполнения;
  3. совершенствовать умения детей в области художественного декорирования.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей любовь к родному городу, уважительное отношение к его культурным объектам;
  2. способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
  3. совершенствовать коммуникативные отношения между детьми.

Развивающие:

  1. Развивать у детей представления об изобразительных и выразительных возможностях музыки;
  2. развивать чувство ритма в процессе музицирования, упражнять в ритмичном выполнении движений и синхронности их исполнения;
  3. развивать умение воплощать художественный образ в пластике и движении;
  4. способствовать развитию креативности в процессе танцевальной импровизации и конструирования;
  1. обогащать образную речь детей посредством пословиц, художественного слова.

Словарь: виртуальный, глиссандо, декор, контрданс, пиктограмма

Методы и приемы:

  1. прием постановки целей и мотивации деятельности детей: введение в сказку, использование презентации;
  2. прием активизации детей: создание проблемной ситуации, экспериментирование; ИКТ;
  3. прием полисенсорных ассоциаций: использование элементов декора;
  4. метод контрастного сопоставления: слушание музыкальных произведений о временах года, декорирование шкатулок;
  5. моторно-двигательный метод: экспериментирование путем сочинения образно-танцевальных движений, элементы аэробики;
  6. метод оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Карта-схема «Тропы сказок», развивающая ритмическая дорожка (набор больших и маленьких снежинок), презентация со звуковыми файлами, мультимедиа-проектор, набор стаканов, музыкальный центр, «звучащие» шкатулки (шкатулки, заполненные предметами, издающими звуки, характерные для соответствующего времени года, например, осенняя: листья сухие — шелест, камушки стеклянные – звуки дождя, трубочка – ветер, пластиковая форма – потрескивание первого льда) – 4 шт., элементы для декорирования (листики, цветы, грибы, ягоды снежинки шишки), поделки из шишек, сундук (выполнен из коробки), ритмические палочки, металлофон, снежинки, «волшебная дверь» (сконструированный и расписанный под гжель дверной проём).

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, конструктивная.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование устойчивого интереса к объектам вотчины Деда Мороза;
  2. расширение знаний и активизация словарного запаса;
  3. развитие образности, выразительности жестов и мимики, умение перевоплощаться в образ;
  4. умение действовать самостоятельно;
  5. применение навыков культуры поведения, чувства доброты и взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей:

Области Интеграция
Здоровье упражнения-распевания и игра
динамическое упражнение «Весёлая зарядка»
Коммуникация Музицирование, совместное пение, речевая культура
Познание рассказ о полянах Тропы сказок
Чтение художественной литературы пословицы
Художественное творчество конструирование поделок из шишек, декорирование шкатулок
Социализация интерактивное общение с персонажем

План НОД:

Вводная часть

  1. Создание мотива деятельности детей (до начала НОД)
  • Просмотр презентации о тропе сказок
  • Создание проблемной ситуации. Определение цели: встреча и беседа с Шишкой

Основная часть

  • слушание пьесы П. Чайковского «Баба Яга», беседа;
  • дидактическая игра-распевание «Лесенка»;
  • музицирование в оркестре;
  • ритмическая дорожка;
  • музыкально-ритмическое упражнение для мальчиков;
  • презентация поделок из шишек;
  • песня «Зимняя сказка»;
  • пословицы;
  • исследование звуков из музыкальной шкатулки;
  • исполнение песни «Времена года»;
  • декорирование шкатулок
  1. Заключительная часть
  • рефлексия

Продолжительность НОД — 35 минут.

Порядок работы

Перед началом занятия музыкальный руководитель приходит в группу, привлекает внимание детей песней А. Киселева «Я живу в Великом Устюге», звучащей в аудиозаписи.

Музыкальный руководитель. Ребята, вы хотите послушать замечательную песню? Мне она очень нравится, а вам? А почему она вам понравилась? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. Действительно эта песня весёлая, праздничная. Кто её поёт? (Дед Мороз!) Где живёт Дед Мороз? (У нас, в Великом Устюге.) Как называются владения зимнего волшебника? (Вотчина.) А вам посчастливилось там побывать? Какая особенная тропинка есть в вотчине Деда Мороза? (Дети отвечают, что это Тропа сказок.)

Музыкальный руководитель. Действительно, это «Тропа сказок». А вы хотели бы вновь погулять по этой тропе? (Дети отвечают, что хотят.) Тогда я приглашаю вас в музыкальный зал!

Дети проходят в зал.

Музыкальный руководитель. Сегодня я вас приглашаю в необычное путешествие по Тропе сказок. Мы окажемся на вотчине Деда Мороза, не выходя из зала, а поможет нам в этом компьютер. Такое путешествие называется «виртуальным».

На экране демонстрируется презентации «Тропа сказок» с комментариями музыкального руководителя.

Слайд 1

Музыкальный руководитель. Начинается Тропа сказок почти от самых главных ворот вотчины да причудливо по лесу стелется. По Тропе этой прямо к дому Дедушки Мороза выйти можно. Волшебные помощники Деда Мороза по Тропе сказок гостей проведут, и всё про нее расскажут, и всё на ней покажут. А вот и один из них! (Слайд 2).

Слайд 2 — на слайде кадр с помощником Деда Мороза Шишкой.

Голос Шишки. Ребята, мне очень жаль, но путешествие по Тропе сказок не может состояться. Ночью произошло пренеприятное событие: кто-то незаметно пробрался на тропу и заколдовал её.

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Фото 1. Шишка.

Слайд 3 — на слайде кадр с помощником Деда Мороза Шишкой.

Голос Шишки. Всех сказочных героев ночной гость превратил в снежинок, а их поляны – в ледяные горы. Кто это был, мы не знаем, никто его не видел, но все ночью проснулись от громкой музыки. Жаль, но я не могу определить, про кого она. А вы можете? Давайте послушаем!

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Фото 2. Ледяные фигуры.

В исполнении музыкального руководителя звучит пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга».

Музыкальный руководитель. Какой герой изображён в музыке, добрый или злой? Поднимите подходящую пиктограмму (см. рис.1). На ней схематически изображается выражение лица человека.

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Рис. 1. Злая маска.

Дети поднимают соответствующие картинки и отвечают, что это герой злой, потому что музыка звучала резко, отрывисто, громко, колюче.

Музыкальный руководитель. Как ходит такой герой?

Дети отвечают, что этот герой передвигается прыжками, топает ногами, торопится.

Музыкальный руководитель. Как он разговаривает?

Дети отвечают, что этот герой проглатывает слова, кричит, командует.

Музыкальный руководитель. Кто же это может быть?

Дети отвечают, что этот герой — Баба Яга!

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Рис. 2. Баба Яга.

http://www.eblog.ru/index.php?newsid=677

Музыкальный руководитель. Какой композитор изобразил звуками сказочную героиню?

Взрослый демонстрирует портрет композитора П. И. Чайковского. Дети узнают композитора по портрету.

Голос Шишки. Я так и думала, что это проделки Бабы Яги! Теперь я знаю, как расколдовать тропу сказок! Нужно позвать сюда мастеров музыкально-художественных волшебных наук, которых так не любит Баба Яга. Может быть, вы мне поможете, ребята?

Дети отвечают, что помогут.

Музыкальный руководитель. Давайте начнём виртуальное спасательное путешествие! За мной! Остановка первая – дом Лесовичка.

Слайд 4 — на слайде дом Лесовичка.

Голос Шишки.

Все ступеньки заморозил,

Превратил их в лёд злодей,

Сосчитать ступеньки просит,

Начинайте поскорей!

Музыкальный руководитель. Какой музыкальный инструмент поможет сосчитать ступеньки?

Дети отвечают, что поможет сосчитать ступеньки металлофон.

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Рис. 3. Металлофон.

http://900igr.net/kartinki/muzyka/Muz.instrumenty-1.files/019-Metallofon.html

Музыкальный руководитель. Правильно, это металлофон. Кто хочет стать первыми помощниками? Покажите, когда волшебные звуки поднимаются по лесенке, а когда спускаются обратно.

Дети исполняют распевание «Лесенка» (поступенное движение вверх и вниз в объёме квинты на слова «Я Лесовичок, добрый старичок»), один ребёнок играет на металлофоне.

Музыкальный руководитель. Какая лесенка подойдёт?

Педагог выносит наглядные пособия «Лестница» из трёх и пяти ступенек. Дети продолжают распевание, два ребёнка водят игрушку Лесовичка по моделям лестниц и подбирают модель лестницы из 5 ступенек.

Слайд 5 — на слайде дом Лесовичка.

Голос Шишки. Посмотрите, мы расколдовали дом Лесовичка! Это не просто дом, а чудо такое, что и вправо, и влево повернуться может, если люди добрые попросят вежливо. Скажу по секрету, когда домик-то поворачивается, лесовичок Шишок в оконце выглядывает да замечает, что на Тропе Сказок делается, все ли в порядке.

Слайд 6 — на слайде волшебный колодец.

Голос Шишки. Огорчился Лесовичок, увидел он, что волшебный колодец покрыт снегом и льдом.

Удивляйся, народ,

Не вода в колодце – лёд!

Чтоб его расколдовать,

Надо песенку воды сыграть.

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Фото 3. Ледяной колодец.

Музыкальный руководитель. Давайте подумаем, как можно выполнить это задание? Какие музыкальные инструменты нам понадобятся?

Дети. Треугольник, колокольчики, металлофоны.

Музыкальный руководитель. Какой инструмент изображает журчание воды?

Дети. Металлофон.

Музыкальный руководитель. Как называется приём игры, когда молоточек бежит по всем пластинкам?

Дети. Глиссандо.

Музыкальный руководитель. Попробуем расколдовать колодец волшебными звуками танца «Контрданс». Контрданс – это старинный танец, который танцевали на балу парами.

Оркестр детских музыкальных инструментов исполняет «Контрданс» Л. ван Бетховена (http://primanota.ru/beethoven-ludwig-van/kontradans-sheets.htm)

Слайд 7 — на слайде колодец расколдованный.

Голос Шишки. Ура! Колодец расколдован! Стоит только заглянуть в него – и дух захватит. В глубину таинственную слово заветное произнесёте и… А вот и не скажу, что будет, приезжайте, сами увидите!

Стоп! Путь дальше закрыт:

Мост ледяной перед нами стоит.

По скользкому льду опасно идти,

Волшебную дорожку вам надо найти (слайд 8).

Слайд 8 — на слайде ритмическая дорожка.

Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, что это за волшебная дорожка?

Дети отвечают, что это ритмическая дорожка. Она состоит из больших и маленьких снежинок. Большая снежинка изображает длинный звук, снежинка поменьше – звук короче.

Музыкальный руководитель. Кто пойдёт первым? Остальные могут отмечать ритм на палочках.

Дети по очереди выполняют упражнение «Ритмическая дорожка», выкладывает снежинки музыкальный руководитель.

Слайд 9 — на слайде изображен мост.

Музыкальный руководитель. Как быстро мы прошли мост, смотрите, он уже не ледяной. Смотрите! Опять колдовство преграждает нам путь. Всё в снегу, какие уж тут молодецкие забавы…

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Фото 4. Мост.

Слайд 10 — на слайде изображен мост.

Голос Шишки. Где вы, молодцы удалые,

Где забавы небывалые?

Удаль, сила вас оставила,

Люди, разве это правильно?

Ребята, помогите молодцам силушки набраться!

Музыкальный руководитель. Как поможем, предлагайте!

Дети предлагают заниматься спортом, ходить на лыжах, поднимать гири, сделать зарядку. Сообща решают выполнить зарядку под музыку.

Мальчики выполняют динамическое упражнение «Солнечная зарядка» под аудиозапись. 

Слайд 11 — на слайде поляна «Молодецкие забавы».

Музыкальный руководитель. Посмотрите, открывается поляна «Молодецкие забавы», а мы с вами дальше торопимся, скоро смеркаться начнёт.

Шишка (плачущим голосом). Ребята, на моей любимой поляне, где я играл с гостями в шишкобол, все шишки замёрзли! Я отыскал только одну и отогрел своим дыханием. Какое волшебство поможет шишкам, отогреет их?

Дети предлагают, что можно подышать на них, согреть в руках, превратить шишки в весёлых зверят.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как шишки можно превратить в красивые поделки. Такое волшебное превращение выполнили ребята со своими родителями. Кто хочет рассказать о своей поделке?

Ребёнок рассказывает, как он украсил шишку.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кому можно подарить эти прекрасные поделки?

Дети отвечают, что эти подарки можно вручить Деду Морозу.

Музыкальный руководитель. А что ещё любит Дед Мороз? Конечно, он очень любит песни и танцы. И мы тоже, правда, ребята?

Дети исполняют песню В. Кадомцева «Снежная сказка», группа девочек исполняет танец снежинок.

Слайд 12 — на слайде бабушка Аушка.

Голос бабушки Аушки. Кто меня кликал, кто аукался? Иду, иду! Ребятушки, вы так пели красиво, что мой заледеневший дом оттаял. Я печку сейчас истоплю, пирожков испеку, вас в гости ждать буду, аукаться. Расскажу про травушку целебную, про кусточки ягодные лесные, про деревья, которые излечить могут от любой хвори.

В зал незаметно вносят сундук.

Воспитатель. Ребята, а что это такое?

Дети отвечают, что это сундук, он весь в инее.

Воспитатель. Это же сундук мудрой совы! Она мысли умные в сундуке волшебном запасает, на замок тяжёлый сундук тот запрёт, цепью обовьёт и сидит себе голубушка на дереве мудрости, гостей поджидает. Видимо, замёрзла сова, а сундук здесь, в нём волшебство есть, надо только в него заглянуть…что тут?

Дети. Какие-то карточки.

Воспитатель. Кто умеет читать, подходите, прочитайте, а остальные до конца слова добавляйте.

Читающие дети зачитывают начало пословицы, остальные вспоминают её окончание.

Пословицы

Не хвались серебром…(хвались добром).

Доброе слово…(и кошке приятно).

Доброе дело…(веками помнится).

Слайд 13 — на слайде мудрая сова.

Голос мудрой совы. Молодцы, знаете мудрость народную, за это я вас провожу на поляну двенадцати месяцев, им тоже помогите!

Воспитатель. Перепутала Баба Яга все месяцы и времена года, лето с зимой, а весну с осенью. Какое же волшебство всё обратно вернёт, чтобы времена года по порядку шли?

Музыкальный руководитель. Времена года? Ребята, какую музыку о временах года мы знаем?

Дети отвечают, что они знают песню о временах года. Дети исполняют немецкую народную песню «Времена года» (сборник «Воспитатель. Дети. Музыка каждый день» под редакцией Иванова)

Слайд 14 — на слайде шкатулка.

Музыкальный руководитель. А у меня есть музыкальные шкатулки со звуками времён года. Давайте откроем одну шкатулочку и заглянем в неё.

Дети открывают шкатулку, рассматривают предметы, демонстрируют звуки: шуршат сухим листочком, изображают завывание ветра, стучат стеклянными камушками, как дождик по окнам.

Воспитатель. Да, действительно, это волшебство. Но все шкатулки одинаковые, как их различить?

Дети предлагают украсить шкатулки. Они объединяются в 4 группы по желанию, кому какое время года больше нравится, и выполняют декорирование коробочек: приклеивают декор (листики, искусственные ягодки, бумажные цветы, снежинки, капельки, см. фото 5).

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Фото 5. Украсим шкатулочки.

Слайд 15 — на слайде поляна двенадцати месяцев.

Музыкальный руководитель. Как здорово, поляна двенадцати месяцев тоже расколдована! Виртуальное спасательное путешествие подходит к концу, каков же его результат? Тропа сказок пройдена и расколдована, мы помогли Шишке, приготовили подарок Деду Морозу.

Слайд 16 — на слайде тропа сказок.

Голос Шишки. Верно, верно, ребята! Спасибо, что расколдовали тропу сказок волшебными звуками, смекалкой да руками вашими умелыми. Доброе дело мы с вами сделали. Вот и у Дедушки Мороза в трех больших сундуках хранится самое дорогое – добро. Если в дверь самого большого из трех сундуков войти, да через другую выйти – добрее становишься.

Музыкальный руководитель. Мы тоже пройдём через волшебную дверь. Кому понравилось виртуальное путешествие по тропе сказок – тот возьмёт снежинку. Не забудем взять наши подарки для Деда Мороза!

Дети проходят через импровизированную дверь (см. фото 6).

Виртуальное путешествие по «Тропе сказок» занятие с детьми подготовительной группы

Фото 6.  Дверь.

Музыкальный руководитель. Я вижу у всех вас в руках снежинки! Давайте положим их на ладошки и загадаем желание, и оно обязательно сбудется. А я желаю вам совершить путешествие по Тропе сказок, но уже не виртуальное, а реальное, настоящее. Шишка дарит вам схему сказочной тропы и ждёт встречи! (см. слайд 16 в презентации)

Крюкова Нина Вениаминовна, музыкальный руководитель, МДОУ № 9, г. Великий Устюг.

Скачать презентацию *.pptx

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x