В дружбе наша сила. Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

В дружбе наша сила. Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

Е.Ф. Варданян, учитель-дефектолог (высшая квалификационная категория), ГДОУ ТО «Новомосковский детский сад для детей с ОВЗ», г. Новомосковск, Тульская обл.

 

В настоящее время в дошкольных группах часто интернациональный состав детей. Эту ситуацию можно использовать для расширения  кругозора, рассказывая о  культурных традициях  разных народов. Эта работа начинается со знакомства с фольклором и традиционной культурой.  Яркий, интересный материал хорошо подходит для проведения открытого занятия по поликультурному воспитанию в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Тема:  Сравнение русской и армянской традиционной культуры.

Цели

  • Приобщение детей к народным истокам культуры.
  • Формирование устойчивого интереса к народному искусству России и Армении.
  • Воспитание уважения к труду и таланту мастеров разных национальностей.

Задачи

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Углублять представление о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре.
  2. Знакомить с фольклором Русского и Армянского народа.
  3. Развивать умение узнавать и называть предметы быта русского иармянского народа в далеком прошлом.
  4. Расширять представления детей об условиях жизни русских крестьян и обычаях армянского народа.
  5. Знакомить с убранством Русской и Армянской избы.
  6. Способствовать развитию любознательности, мышления.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Создавать условия для формирования доброты, дружелюбия.
  2. Формировать доброжелательные отношения друг к другу.
  3. Формировать позитивные установки к различным видам творчества.

Образовательная область « Речевое развитие»

  1. Развивать речевое творчество.
  2. Развивать умение эмоционально и выразительно читать  стихотворение, пословицы.
  3. Совершенствовать диалогическую речь. Учить поддерживать беседу на предложенную тему.
  4. Выражать свою точку зрения, внятно отвечать на вопросы.

Образовательная область «Физическое развитие».

  1. Закреплять умение синхронно двигаться под музыку, слушать музыкальное произведение и отвечать на заданные вопросы.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие».

  1. Развивать эстетическое и художественное восприятие литературы, фольклора.
  2. Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы, вызывать эмоциональный отклик
  3. Развивать умение слушать музыкальное произведение, соотносить текст и движения.

Форма проведения: фронтальная

Предварительная работа

  1. Рассматривание русского народного костюма: косоворотка, картуз, сарафан, платок.
  2. Рассматривание Армянского народного костюма: тараз.
  3. Разучивание русских народных игр- плясок «Барыня», «Коробочка»
  4. Разучивание армянского танца «Кочари».
  5. Разучивание русских и армянских пословиц.
  6. Просмотр фильмов, чтение произведений художественной литературы — народные сказки, знакомство с русским  и армянским фольклором.
  7. Проведение бесед и занятий на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа».

 

Ход занятия

В зал входят две Хозяйки — воспитатель группы и учитель-дефектолог — в народных костюмах. Они представляют Россию  и Армению.

Россия:      Добрый день Вам, гости дорогие

Гости званные, гости желанные!

Армения:  Люди старые и молодые,

Женатые и холостые!

Россия:       Эй, народ,не унывай,  праздник общий начинай!

Родина и мама – самое дорогое!

Мама дает нам жизнь — Родина дает нам силу.

Все это мы храним в душе, дарованной нам  Богом…

Песня «С чего начинается Родина»

Воспитатель-Хозяйка из России: Сегодня вас приветствуют Хозяйки двух дружественных государств – России и Армении.

Что вы представляете себе, когда слышите слово «Россия?»

На экране слайды с изображением русской природы, достопримечательностей.

Ответы детей: широкие поля, березки, реки, моря, горы, Москва, храмы, города, деревни, русская печь…

Послушайте отрывок из стихотворения о нашей Родине:

У моей России очи голубые,

Очи голубые, русая коса.

У моей России  руки золотые,

Руки золотые, славная судьба.

Если к ней с любовью – встретит хлебом- солью

Если к ней с обманом – не простит она.

Ты живи, Россия, ты цвети Россия,

Милая Россия, Родина моя.

У России есть соседи –государства: Белоруссия, Украина,  Грузия, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Армения.

Учитель-дефектолог – Хозяйка из Армении:  Армения – это небольшая горная страна, вот как сказал о ней древний поэт:

Страна веков,

И гор страна,

Страна камней – моя Армения!

Видео – природа и достопримечательности Армении в музыкальном сопровождении национального  музыкального  инструмента — дудук.

Учитель-дефектолог:   Кто знает, как  называется столица Армении?

Ребенок:  Ереван.

Учитель-дефектолог: Армяне гордые, красивые люди. И еще они добрые и гостеприимные.  В Армянском доме  гостю — самое почетное место.

Приглашает в гости.

Вы — солнце,  осветившее мой дом!

Вы — прекрасные цветы в моем доме!

Всех я приглашаю, садитесь на самые почетные места!

Подает блюдо с фруктами.

—  Фруктами угощаю свежими, сочными из моего сада. Кушайте на здоровье! Смотрите, какой гранат, виноград  персики, все эти фрукты растут в Армении. Армения славится и своим хлебом, который называется лаваш. Пекут  его в специальной печи, которая называется тандыр.

Армянский народ очень трудолюбивый и талантливый, он создал из камня мосты, арки, здания, храмы(слайды на экране).

— Кто из вас знает армянские пословицы?

Дети  читают пословицы:

Горька работа, да хлеб сладок.

Волку ягненка не доверишь.

Золото и грязи блестит.

В чужом глазу соломинку ищет, а в своем –бревна не замечает.

Птицу узнают в полете, а человека – в работе.

Из черного не сделаешь белого.

Из слов плова не сваришь, нужны рис и масло.

Для каждого человека его горе – величиной с верблюда.

Учитель-дефектолог: Молодцы! Сделал дело — гуляй смело! Выходи, честной народ, на веселый хоровод!

Армянский национальный танец  «Кочари»

Учитель-дефектолог:  Ну что.  порезвились? Пойдем  в гости к Русской хозяйке?

Воспитатель встречает караваем:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Появленьем своим

Радость в дом  принесли!

По русскому обычаю, хлебом –солью дорогих гостей встречаем! Поклоном низким привечаем! И на танец приглашаем!

Танец «Барыня» —  танцуют дети и взрослые.

Молодцы, потанцевали от души!

Проходите гости дорогие, все вам покажу, ничего не утаю, покажу я вам волшебный клубочек,  да и поиграем с ним.

Игра «назови, что видишь»

Вот катится клубок, словно колобок,

К кому в руки попадет, тот предмет и назовет!

Дети называют предметы: печь, ухват, чугун, валенки, лапти, рушник, каравай, сундук, матрешка, самовар, ложки деревянные, колыбель.

Как вы думаете, почему каравай, блины  и армянский лаваш круглые?

Ответы детей: они символизируют солнце.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответы детей: что бы снились хорошие сны.

Почему на рушниках вышивали петухов?

Ответы детей: это символ утра, света,  оберег.

В старину главной в доме была печь. Она согревала, пекла, варила, парила.И стар и млад любили полежать да погреться на печи.Даже в сказках печка была героиней — в каких?

Ответы детей: «Гуси –лебеди», «По щучьему веленью».

Много сказок народ сказывал.  Кто назовет  волшебных героев  русских сказок?

Ответы детей: леший , кикимора, домовой, баба-яга.В зал вбегает Баба-Яга  

Баба Яга: Кто это про меня вспоминал? (разглядывает гостей,  детей)

Ох, до чего ж я люблю с новыми людьми-то знакомиться (подает руку изнакомится с каждым ребенком)

Назовите  русские сказки, где героиня — я, Баба- Яга.

Ответы детей: «Гуси –лебеди», «Иван – Царевич и серый волк»,«Морозко»

А  знаете ли вы армянские сказки?

Ответы детей: «Анаит»,«Сказка об Азаран – Блбуле, тысячеголосом соловье»,

«Арев и Краг»,  «Сестра и семеро братьев», « Безрукая девушка».

Молодцы, а теперь я с вами поиграю в игру «Пятнашки Бабы –Яги»

Дети встают в круг, Баба –яга в середине круга.

Дети говорят:

Баба –Яга, костяная нога,

С печки упала, ногу сломала,

Раз, два,три –лови!

Дети перепрыгивают через линию в круг и обратно стараясь, чтобы Баба–яга  их метлой не коснулась. Если Баба–яга  коснулась метлой, когда ребенок в кругу,  он выходит из игры или выполняет задание — танец, приседание, попрыгать на одной ноге т. д.)

Баба Яга:

Напрыгалась, наскакалась,

И конечно проголодалась.

Полечу в свою избушку,  а вам я оставила сюрприз , прощайте!

Воспитатель достает волшебный цветок, на каждом лепестке которого написана пословица о Родине.

Воспитатель:Что бы вы хотели пожелать нашим народам?

Ответы детей: Мира, счастья, дружбы, добра, достатка,  урожая, процветания, света, здоровья, любви, веселья, чтобы у всех была мама и Родина.

Воспитатель предлагает пожелать добра и оторвать лепесток, подойти с лепестком к маме и вывести ее в зал. Мамы с детьми встают в круг и зачитывают то, что написано на лепестке.

Пословицы о Родине

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать – одна и Родина.

Нет сына без отчизны.

Родная земля и в горсти мила.

На чужой стороне и весна не красна.

Жить – Родине служить.

Родину мать – учись защищать,

Народы нашей страны дружбой сильны.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если  дружба велика, будет Родина крепка.

Главное в жизни – служить отчизне.

Народное братство дороже всякого богатства.

Занятие заканчивается под песню «Я, ты, он, она, вместе — целая страна».

 

Презентация

1.5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x