Татарские народные инструменты. Образовательная деятельность в старшей группе

Татарские народные инструменты. Образовательная деятельность в старшей группе

Л.И. Абдуллина, Г.Г. Хадиуллина, воспитатели, МБДОУ ЦРР – детский сад № 22 «Алсу», г. Альметьевск, Республика Татарстан

 

Цели. Познакомить с татарскими народными инструментами, формировать представление об их строении. Систематизировать знания о геометрических фигурах. Продолжать в упражнять в количественном и порядковом счете.

Задачи

Образовательные: расширить  знания детей о татарских народных инструментах (кубыз, гармонь, мандолина, курай); способствовать формированию знаний о строении музыкальных инструментов; познакомить с географическим расположением городов Казани и Альметьевска (на карте); закрепить умение различать геометрические фигуры; развивать у детей геометрическую зоркость (умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы разной формы); закреплять навык счета в пределах 10, знания о порядковом значении чисел; уточнить пространственные отношения: впереди, сзади, слева, справа.

Воспитательные: воспитывать интерес к народной культуре; содействовать эстетическому воспитанию; обеспечить воспитание усидчивости, инициативности.

Развивающие: развивать музыкальный слух; развивать творческое воображение – конструировать силуэт «мандолина» по образцу; развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

 

Ход ОД

 

Воспитатель. Ребята, в какой республике мы живем?

Дети. Мы живем в Республике Татарстан.

Воспитатель. Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша малая Родина – это Республика Татарстан. Перед вами карта Республики Татарстан. Назовите наш родной город.

Дети. Наш родной город – Альметьевск.

Воспитатель. Покажите его на карте. Назовите столицу Татарстана.

Дети. Столица Республики Татарстан – город Казань.

Воспитатель. Покажите Казань на карте. Назовите города Татарстана.

Дети. Города республики Татарстан: Бавлы, Набережные Челны, Заинск, Чистополь, Бугульма.

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие на теплоходе. А к какому виду транспорта относится теплоход?

Дети. Теплоход относится к водному виду транспорта.

Воспитатель. В Татарстане много рек. Какие реки вы знаете?

Дети. Реки Зай, Вятка. Около Альметьевска Вятка впадает в Каму.

Воспитатель. А куда впадает Кама?

Дети. Кама впадает в Волгу.

Воспитатель. Как вы думаете, можно из Альметьевска попасть в Казань по реке Зай?

Дети. Нет.

Воспитатель. А по какой реке можно отправиться в путешествие?

Дети. В путешествие можно отправиться по реке Кама.

Воспитатель. Предлагаю вам на теплоходе совершить увлекательное путешествие по одной из крупнейших рек Каме в культурный центр и столицу нашей республики – в Казань.

Из какого города отправимся в путешествие?

Дети. Из Чистополя.

Воспитатель. Почему?

Дети. Там находится речной порт.

Воспитатель. На чем можно добраться до Чистополя?

Дети. На автобусе.

Воспитатель. Чтобы автобус поехал, нам нужен водитель. Давайте выберем его. (Дети выбирают водителя с помощью считалки.) Водитель есть, места заняли, с маршрутом определились. Тогда в дорогу! Чтобы не устать в пути, возьмем с собой веселую песенку. (Дети исполняют песенку-игру «Автобус» Е. Железновой.) Вот мы и прибыли на речной вокзал! Ребята, хватит ли у нас пассажирских мест на теплоходе? Сосчитайте: сколько всего мест?

Дети. Всего 10 мест.

Воспитатель. Значит, у нас на теплоход может сесть 10 пассажиров. Занимайте места в соответствии со своими билетами – геометрическими фигурами. Нужно найти такую же фигуру на теплоходе, чтобы она совпала по форме, цвету, но отличалась по величине. (Раздается гудок, затем шум реки.) Ребята, наше путешествие необычное. Мы будем знакомиться с музыкальными инструментами, на которых любят играть люди разных национальностей, которые живут в нашей республике. Остановки тоже необычные – музыкальные. Представители каких национальностей живут в нашей республике?

Дети. В республике Татарстан живут татары, русские, башкиры.

Первая остановка – «Щипковая».

Воспитатель. Ребята, послушайте: что за интересный звук? (За ширмой звучит кубыз.) Как вы думаете, что за инструмент для нас играет?

Дети. Кубыз.

Из-за ширмы выходит Су Анасы (водяная).

Воспитатель. Посмотрите, какая гостья к нам пришла!

Су Анасы. Вы узнали меня дети?

Дети. Ты Су Анасы из татарской сказки, написанной Габдуллой Тукаем, – «Су Анасы».

Су Анасы. Верно! Ребята, вы правильно назвали инструмент. (Показывая кубыз, рассказывает о нем.) Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов. Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки, и он при вибрации издает звук. Послушайте еще раз, как звучит инструмент. Звук инструмента тихий или громкий? (Ответы детей.) Да, звук инструмента тихий. На какую геометрическую фигуру похож кубыз?

Дети. На равносторонний треугольник.

Воспитатель. Уважаемая Су Анасы, нам очень понравился твой рассказ. Мы с ребятами хотим предложить тебе путешествовать с нами. Су Анасы, как тебе удается быть такой красивой и стройной, сохранять свое здоровье? Ты ведь живешь в такой сырости…

Су Анасы. Я делаю по утрам зарядку, закаляюсь. Предлагаю вам тоже размяться!

(Проводится физкультминутка под музыку.)

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки.

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест, опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу «вставай»,

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там –

Что за шум и что за гам?

Вторая остановка – «Клавишная» (слышится звук гармони).

Су Анасы. Ребята, а как вы думаете, что это за инструмент звучит? (Ответы детей.) Да, этот инструмент называется гармонь. Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. А на какую геометрическую фигуру похожа гармонь?

Дети. На прямоугольник.

Третья остановка – «Струнная» (звучит мандолина).

Су Анасы. А сейчас я вам покажу еще один инструмент. Кто знает, как он называется? (Ответы детей.) Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров. На мандолине есть струны. Чтобы сыграть на инструменте, надо задевать струны пальцами или птичьим пером. (Показ игры на мандолине.)

Проводится игра « Собери мандолину из геометрических фигур»: детям предлагается собрать мандолину из разложенных на столе геометрических фигур – кругов, прямоугольников.

Су Анасы. Вот такую мандолину вы собрали для себя! Из каких геометрических фигур она состоит? Сколько всего кругов? Сколько всего прямоугольников? (Ответы детей.)

Четвертая остановка – «Духовая» (раздается звучание курая).

Су Анасы. Курай – татарский духовой инструмент. Чтобы появился звук, надо в него дуть.

Воспитатель. Ребята, вы, наверное, немного устали в дороге. Предлагаю вам размяться. Сделаем гимнастику!

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок.)

Мы с тобой подружки, маленькие пальчики! (Ритмичное касание пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять! (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)

Начинай считать опять. (Руки вниз, встряхнуть кистями.)

Бер, ике, оч, дурт, биш, алты, жиде, сигез, тугыз, ун. (Повторить предыдущие движения.)

Мы закончили считать.

Пятая остановка – «Центр культуры».

Су Анасы. Дети, посмотрите: мы приближаемся к Казани. Казань – это очень большой город, главный город, по-другому, столица нашей Республики Татарстан. В Казани много музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, в том числе и на тех, с которыми мы сегодня познакомились. А теперь нам пора прощаться. Примите от меня гостинец – татарское национальное блюдо чакчак.

Воспитатель. Спасибо! До свидания, Су Анасы! Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось в путешествии?

Дети. Очень красивые мелодии. Наша столица.

Воспитатель. Какое общее название мы дадим предметам, с которыми мы познакомились в путешествии?

Дети. Музыкальные инструменты.

Воспитатель. С какими музыкальными инструментами мы познакомились?

Дети. Кубыз, гармонь, курай, мандолина.

Воспитатель. А сколько их было всего?

Дети. Четыре.

Воспитатель. Правильно. Какая по счету гармонь?

Дети. Вторая.

Воспитатель. Какая по счету мандолина?

Дети. Третья.

Воспитатель. Молодцы, дети! Не зря мы сегодня совершили это увлекательнейшее путешествие!

Дети уходят в группу, где организовано чаепитие с чакчаком.

Татарские народные инструменты. Образовательная деятельность в старшей группе Татарские народные инструменты. Образовательная деятельность в старшей группе Татарские народные инструменты. Образовательная деятельность в старшей группе
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x