Совместная работа с детьми по музейной педагогике
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно- педагогическом процессе. Основное внимание музейной педагогики сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится создание системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Основным направлением музейной педагогики выступает формирование музейной культуры посетителя, степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея, умение ориентироваться в музейной среде. В широком смысле музейная культура – это наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Чем же хорош музей для ребенка? В первую очередь он дает возможность ребенку получить информацию в новой, интересной для него форме. Ребенок, обучаясь, приобретает знания, общается и выражает свои мысли, отдыхает и созерцает, наблюдает и рассуждает.
Наше дошкольное учреждение имеет приоритетное направление – познавательно-речевое развитие детей. Особое внимание в своей работе мы уделяем интеллектуальному, речевому и личностному развитию ребенка.
Курсы по музейной педагогике, изучение статей в журналах и методического пособия О.Г. Тихоновой «Дошкольнику о музейной культуре» помогли мне увидеть, что это направление расширит границы, будет способствовать дальнейшему развитию речи детей. Так я стала использовать музейную педагогику, как один из способов познавательного развития.
В нашем городе Тихвине есть музеи: Военно-морской, Государственный дом – музей Н.А. Римского-Корсакова (См. фото 1), Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей (См. фото 2).
Фото. 1. Государственный дом – музей Н.А. Римского-Корсакова.
Фото. 2.Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей.
А что такое музей глазами ребенка? Это место, где собрано много старых, порой не понятных вещей…не потрогать, не поиграть. А как хочется поиграть. Ребенок познает окружающий мир, прежде всего, используя тактильные ощущения: ему важно действовать, исследовать предмет. Поэтому нами было принято решение создавать мини-выставки в группе, где юный исследователь имел бы возможность осязать предмет, играть с ним. Чтобы подготовить детей к восприятию материала, мною был разработан план ведения работы по реализации направления «Музейная педагогика» с воспитанниками.
I.Подготовка к рассматриванию картин включала следующую работу:
— чтение произведений;
— беседы;
— игры;
— выставки, как итог пройденного.
II. Знакомство с книжной графикой:
— чтение произведений;
— рассматривание иллюстраций, картин;
— беседы;
— игры;
— выставки, как итог пройденного.
III. Знакомство с народными промыслами:
— чтение произведений;
— рассматривание иллюстраций, картин;
— беседы;
— игры;
— детское творчество;
— оформление и посещение выставки, как итог изученного.
IV. Посещение музея, выставок:
— чтение произведений;
— рассматривание иллюстраций, картин;
— беседы;
— игры;
— рассказы об увиденном.
Для создания мини-выставок я вместе с детьми наблюдала, читала, рассматривала, беседовала и подбирала материал на заданную тему. Большую помощь в подборе экспонатов оказали родители воспитанников.
Подготовив выставку, я открывала и приглашала детей. Эмоциональное восприятие увиденного, первое впечатление – вот что мне было важно увидеть и затем рассказать о предметах, ответить на детские вопросы.
В процессе изучения экспонатов выставок дети обменивались мнениями, составляли рассказы об увиденных предметах. Свои впечатления отображали в рисунках. Я же делала вывод: какой материал интересен детям, а какой оставляет их равнодушным. По результатам наблюдений можно сделать вывод, что не было темы, которая детей не заинтересовала и оставила равнодушной. Наверно, потому, что это все проходило через их непосредственное участие.
Выставки в мини-музее оформлялись по принципу «от простого к сложному». Сначала это были демонстрации игрушек: разные виды мишек, кукол (См. фото 3).
Фото. 3.Выставка медведей.
Затем мы стали подбирать материалы для экспозиций, исходя из изучаемой темы. По такому принципу были организованы выставки «Машины-помощники», «Какие бывают часы». Ребята, имея опыт ознакомления с выставкой, по-другому стали воспринимать экспонаты в музее. Детям нравились подобные выставки. Свой интерес они передавали родителям, вовлекая их в нашу работу. Даже замкнутые ребята охотнее шли на контакт, когда видели участие большинства их сверстников в сборе материала.
Старших дошкольников мы знакомили с правилами поведения в музее.
За время работы мы создали несколько выставок вместе с родителями и детьми. Вот их примерный перечень.
Младший дошкольный возраст:
— «Любимые игрушки»;
— «Мягкие игрушки»;
— «Машины»;
— «Сказочные герои»;
— «Киндер — сюрприз» (См. фото 4 — 6).
Фото 4.Мини-музей игрушек из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз».
Фото 5.Коллекция динозавриков из шоколадных яиц.
Фото 6.Коллекция викингов из шоколадных яиц.
Старший дошкольный возраст:
— «Декоративные яблочки»;
— «Часы» (См. фото 7);
Фото 7.Выставка в музее часов детского сада «Елочка» посёлка Красногорьевский Богучанского района.
— «Матрешки»;
— «Чашки, какие они разные» (См. фото 8);
|
Фото 8. Такие разные чашки.
— «Дары осени»;
— «Куклы своими руками»;
— «Пасхальные яйца»;
— Выставка открыток «Цветы» (см. фото 9);
Фото 9. Открытки с цветами.
— Фотовыставка «Мой натюрморт» (см. фото 10)»;
Фото 10. Экспонат фотовыставки «Мой натюрморт».
— Выставка изделий народных промыслов (см. фото 11);
Фото 11. Выставка «изделий народных промыслов.
— «Фарфоровые статуэтки»;
— «Скульптуры малых форм»;
— «Куклы своими руками»;
— «Детские портреты»;
— «Военная техника» (см. фото 12).
|
Фото 12. Модели игрушечной военной техники.
Музейная педагогика и «мини-выставка»- это очень познавательная и интересная работа!
Коминцева Тамара Вениаминовна, воспитатель МДОУ № 9 «Филиппок», город Тихвин, Ленинградская область.
Приложение 1.
«Для чего строят дома». Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с детьми 5–6 лет