Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно- педагогическом процессе. Основное внимание музейной педагогики  сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится  создание системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.

    Основным направлением музейной педагогики выступает формирование музейной культуры посетителя,  степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея, умение ориентироваться в музейной среде. В широком смысле музейная культура – это  наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Чем же хорош музей для ребенка?  В первую очередь он дает возможность  ребенку  получить информацию в новой, интересной для него форме.  Ребенок, обучаясь, приобретает  знания, общается и выражает свои мысли, отдыхает и созерцает, наблюдает и рассуждает.

Наше дошкольное учреждение имеет  приоритетное направление – познавательно-речевое развитие детей. Особое внимание в своей работе мы уделяем  интеллектуальному, речевому и личностному  развитию ребенка.

Курсы  по музейной педагогике, изучение статей в журналах и методического пособия  О.Г. Тихоновой  «Дошкольнику о музейной культуре» помогли мне увидеть, что это направление расширит границы, будет способствовать дальнейшему развитию речи детей. Так я стала использовать музейную  педагогику, как один из способов познавательного развития.

В нашем городе Тихвине есть музеи: Военно-морской, Государственный дом – музей  Н.А. Римского-Корсакова (См. фото 1), Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей (См. фото 2).

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото. 1.  Государственный дом – музей  Н.А. Римского-Корсакова.

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото. 2.Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей.

А что такое музей глазами ребенка? Это место, где собрано много старых, порой не понятных вещей…не потрогать, не поиграть. А как хочется поиграть. Ребенок познает окружающий мир, прежде всего, используя тактильные ощущения: ему важно действовать, исследовать предмет. Поэтому нами было принято решение  создавать мини-выставки в группе, где юный исследователь имел бы возможность осязать предмет, играть с ним.  Чтобы подготовить детей к восприятию материала, мною был разработан план ведения работы по реализации направления «Музейная педагогика» с воспитанниками.

I.Подготовка к рассматриванию картин включала следующую работу:

— чтение произведений;

— беседы;

— игры;

— выставки,  как итог пройденного.

II. Знакомство с книжной графикой:

— чтение произведений;

— рассматривание иллюстраций, картин;

— беседы;

— игры;

— выставки,  как итог пройденного.

III. Знакомство с народными промыслами:

— чтение произведений;

— рассматривание иллюстраций, картин;

— беседы;

— игры;

— детское творчество;

— оформление и посещение выставки,  как итог изученного.

IV. Посещение музея, выставок:

— чтение произведений;

— рассматривание иллюстраций, картин;

— беседы;

— игры;

— рассказы об увиденном.

Для создания  мини-выставок я  вместе с детьми наблюдала, читала, рассматривала, беседовала  и подбирала материал на заданную тему. Большую помощь в подборе экспонатов оказали родители воспитанников.

Подготовив выставку,  я  открывала и приглашала детей. Эмоциональное восприятие увиденного, первое впечатление – вот что мне было важно увидеть и затем рассказать  о предметах,  ответить  на детские вопросы.

В процессе изучения экспонатов выставок дети обменивались мнениями,  составляли рассказы об увиденных предметах. Свои впечатления  отображали в рисунках. Я же делала вывод: какой материал интересен детям, а какой оставляет их равнодушным.  По результатам наблюдений можно сделать вывод, что не было  темы, которая детей не заинтересовала и оставила равнодушной. Наверно, потому, что это все проходило через их непосредственное участие.

Выставки в мини-музее оформлялись по принципу «от простого к сложному». Сначала это были демонстрации игрушек: разные виды мишек, кукол (См. фото 3).

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото. 3.Выставка медведей.

Затем мы стали подбирать материалы для экспозиций, исходя из изучаемой темы. По такому принципу  были организованы выставки «Машины-помощники», «Какие бывают часы». Ребята, имея опыт ознакомления с выставкой, по-другому стали воспринимать  экспонаты в музее. Детям нравились подобные выставки. Свой интерес  они передавали родителям, вовлекая их в нашу работу. Даже замкнутые ребята охотнее шли на контакт, когда видели участие большинства их сверстников в сборе материала.

Старших дошкольников мы знакомили  с  правилами  поведения в музее.

За время работы  мы создали несколько выставок вместе с родителями и детьми. Вот их примерный перечень.

Младший дошкольный  возраст:

—             «Любимые игрушки»;

—             «Мягкие игрушки»;

—             «Машины»;

—             «Сказочные герои»;

—             «Киндер — сюрприз» (См. фото 4 — 6).

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 4.Мини-музей игрушек из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз».

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 5.Коллекция  динозавриков из шоколадных яиц.

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 6.Коллекция  викингов из шоколадных яиц.

Старший дошкольный возраст:

—    «Декоративные яблочки»;

—    «Часы» (См. фото 7);

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 7.Выставка в музее часов детского сада «Елочка» посёлка Красногорьевский Богучанского района.

—    «Матрешки»;

—    «Чашки, какие они разные» (См. фото 8);

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 8. Такие разные чашки.

—    «Дары осени»;

—    «Куклы своими руками»;

—    «Пасхальные яйца»;

—    Выставка открыток «Цветы» (см. фото 9);

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 9. Открытки с цветами.

—    Фотовыставка «Мой натюрморт» (см. фото 10)»;

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 10. Экспонат фотовыставки «Мой натюрморт».

—    Выставка изделий народных промыслов (см. фото 11);

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 11. Выставка «изделий народных промыслов.

—    «Фарфоровые статуэтки»;

—    «Скульптуры малых форм»;

—    «Куклы своими руками»;

—    «Детские портреты»;

—    «Военная техника» (см. фото 12).

Совместная работа с детьми по музейной педагогике

Фото 12. Модели игрушечной военной техники.

Музейная педагогика и «мини-выставка»- это очень познавательная и интересная работа!

Коминцева  Тамара  Вениаминовна, воспитатель МДОУ № 9 «Филиппок», город Тихвин, Ленинградская область.

Приложение 1.

«Для чего строят дома».  Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с детьми 5–6 лет 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x