Сложные ситуации в вопросах и ответах - 2

Сложные ситуации в вопросах и ответах — 2

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Сегодня продолжим анализировать различные поведенческие проблемы, а также рассмотрим некоторые вопросы, связанные с развитием детей до шести–семи лет.


Вы писали о правилах поведения в семье, которые дисциплинируют ребенка и позволяют свести непослушание к минимуму. Существуют ли какие-либо универсальные правила?

Каждая семья индивидуальна и уникальна, в ней складываются собственные нормы и традиции. Но некоторые правила, тем не менее, используются во многих семьях и потому могут условно считаться универсальными, например:

  • хранить вещи в специально отведенном месте или в своей комнате;
  • самому убирать посуду после еды (вещи в шкаф, свои игрушки и т.д.);
  • вести себя дружелюбно, никого не оскорблять;
  • доверять и поддерживать друг друга и др.
  • все члены семьи вместе… (каждый вечер собираются на ужин, в выходные едут на дачу, и т.д.);
  • папа и мама вместе решают, стоит ли наказывать ребенка.

Отдельный блок правил посвящен исключительно детям, например:

  • если родители зовут, то нужно приходить сразу, даже если чем-то занят;
  • дорогу надо переходить только за руку с мамой (папой);
  • не открывать дверь незнакомым людям, и др.

Семейные правила касаются взаимоотношений членов семьи друг с другом и с окружающими, режимных моментов и безопасности, отражают семейные традиции и обязательно включают запреты.Правила должны исходить из принципа уважения к ребенку при главенствующей роли родителей. При этом важно их соблюдение всеми членами семьи (за исключением правил, предназначенных только для детей), разумность, доступность пониманию малыша и выполнимость (например, неуместно ждать от двухлетнего ребенка, что он будет класть вещи на свои места). Лучше, чтобы их было не очень много,чтобы существовали «мягкие» правила, которые иногда можно нарушить(в большинстве случаев это – семейные традиции), и непреложные «жесткие» правила для всех. Малыш должен четко знать, какое наказание его ждет в случае нарушения семейных запретов.

Важно, чтобы папа и мама были единодушны в своих требованиях, а значит, правила нужно обсудить с супругом (супругой). Эффект усиливается, если правила записаны, особенно если они составлены в стихотворной форме. В этом случае можно читать их хором или даже петь. Все зависит от вашего креатива.

Помните, что наличие собственных правил, обязательно включающих традиции, сделают вашу семью особенно дорогой для ребенка, а его детство ярким и неповторимым. Он будет вспоминать о том, что каждые выходные, например, все вместе смотрели мультфильмы, что каждый член семьи имел право высказать свое мнение даже в случае серьезного проступка. И обязательно передаст эти нормы и традиции своим детям. Подумайте, какое наследие вам хотелось бы оставить следующим поколениям.


Что делать, если мой ребенок – драчун? Не могу оставить его без присмотра на детской площадке или в гостях, игры всегда заканчиваются дракой.

Прежде всего необходимо определить истоки такого поведения. В большинстве случаев оно обусловлено особенностями воспитания или авторитарным примеромкого-то из значимых взрослых. Если ребенка часто наказывают, то это тоже может способствовать закреплению агрессивного поведения по отношению к окружающим. Кроме того, драться он может потому, что ему незнакомы другие способы преодоления разногласий. Еще одна возможная причина – дискомфорт, который испытывает ребенок, недостаток внимания и теплого отношения родителей.Независимо от причин, драка становится способом привлечения внимания к себе, альтернативныеварианты нередко просто неизвестны.

И, как это ни парадоксально, для преодоления укоренившейся привычки ребенка к драке свое поведение должны изменить в первую очередь родители. Уделять своему чаду больше внимания, научить его приемлемым способам общения с окружающими, не злоупотреблятьзапретами и наказаниями, ограничить просмотр мультфильмов и фильмов со сценами насилия, а также играть в соответствующие компьютерные игры. В некоторых случаях подобное поведение ребенка обусловлено его индивидуальными особенностями. Тогда лучше обратиться к психологу для проведения коррекционной работы.

Итак, прежде чем менять ситуацию, постарайтесь выяснить истинную причину агрессивных проявлений. Работать нужно с ней, а не со следствиями.

Что касается деструктивных проявлений ребенка, то необходимо выслушивать его мнение, говорить с ним о его чувствах и обязательно подчеркивать, что такое поведение вас расстраивает. Можно ввести непреложное семейное правило: «мы ведем себя со всеми дружелюбно». И помните, что в возрасте до четырех лет дети нуждаются в подробном обсуждении каждого неблаговидного поступка – ведь они не всегда понимают, что это плохо и почему, неспособны сдерживать свои эмоции, что нередко выливается в агрессивное поведение. Необходимо успокоить ребенка и объяснить, почему подобные действия недопустимы. Подробнее о реакции родителей на агрессию детей и приемах работы по ее преодолению вы можете прочитать в № 12 журнала «Дошкольное воспитание» за прошедший год в рубрике «Актуальный разговор».


Ребенку полтора года. В последнее время он по разным поводам ложится на пол и начинает истерику, кричит, стучит руками, ногами, иногда бьется головой, истошно орет. Как реагировать на такое поведение?

Малыш может так себя вести по разным причинам. Одна из самых вероятных –  он определяет границы дозволенного, пытается добиться желаемого. Также возможно, что истерики связаны с негативными эмоциями, с которыми ребенок не может справиться, вот и проявляет их таким образом. Усугублять подобные проявления может нарушение режима сна и отдыха, усталость и переутомление. В первом случае самое эффективное –игнорирование: если есть такая возможность, оставьте ребенка в одиночестве.Если истерика прекращается, то это всего лишь игра на публику, и идти на поводу у малыша не стоит. Возможно, истерика происходит в общественном месте, и оставить ребенка невозможно, тогда необходимо попытаться его утихомирить. Спокойно, но крепко возьмите его за плечи, посмотрите в глаза и попросите объяснить, чего он хочет. Если удовлетворять его просьбу вы не планируете, то четко откажите с обязательным указанием причины. Во втором случае ребенку, наоборот, нужна ваша поддержка и внимание. Здесь эффективными будут крепкие объятия до тех пор, пока истерика не прекратится. В обоих случаях от родителей требуется спокойствие и самообладание, пусть это порой и дается с трудом.


Наш сын четырех лет панически боится походов ко врачу. Любой человек в белом халате уже вызывает испуг. Когда же необходимо сдать кровь или сделать укол, это неизменно сопровождается истерикой. Как преодолеть этот страх?

Боязнь врачей и уколов является довольно распространенным явлением в детском возрасте. Как правило, этот страх со временем проходит. Однако когда речь идет о панической боязни, необходимо обратиться к специалистам. Ведь в данном случае мы имеем дело с усугубленным страхом, который может быть следствием опыта общения с докторами,либо  сами значимые взрослые использовали врачебную тему для запугивания или не поддерживали малыша, когда он испытывал болезненные ощущения. Нередко родители не предупреждают детей о том, с чем они могут столкнуться на приеме у врача, не готовят их к этому и даже, наоборот, успокаивают, что «больно не будет». Подобное поведение также может содействовать закреплению страха и переходу его в фобию.

В любом случае, паническая боязнь может быть преодолена только постепенно, для этого понадобится довольно много времени и родительского терпения. Если есть такая возможность, первое время приглашайте врача на дом, просите снимать белый халат, перед осмотром и процедурами играть с ребенком. Отличный прием: полечить сначала любимую игрушку, а потом уже и ее владельца. Использование обезболивающего крема также может содействовать преодолению страха перед уколами. Нередко ребенок спокойнее их переносит, даже если ему просто сообщили о том, что используется крем. Приготовьте игрушки, которые развлекут пациента, если он раскапризничается.

Со временем можно будет отправиться в поликлинику или больницу, но только когда малыш будет спокойно воспринимать посещения врача на дому. Чтобы это произошло быстрее, играйте с ним вместе «в доктора», пусть лечит любимую игрушку, ставит ей уколы, берет анализы, делает прививки. Отличным подспорьем станут истории про храброго медвежонка или зайку, который ходил ко врачу и стойко переносил уколы. Подойдут и хорошо известные сказки или мультфильмы, например про доктора Айболита. Не лишним будет и рисование на соответствующую тему. Предложите ребенку нарисовать себя, победившего страх перед врачами и уколами, храброго и бесстрашного. Отлично, когда есть возможность посетить врача с группой поддержки в лице братьев, сестер или друзей. Поощрение ребенка после похода к доктору тоже дает хорошие результаты. Наградите его за храбрость – в случае с врачами это оправданная награда. Лучше, чтобы это были впечатления, например поход в зоопарк или парк развлечений.

Отдельно хотелось бы отметить, что данный страх проще предотвратить, поскольку вероятность его закрепления достаточно высока. Дети до года – полутора  лет, как правило, очень быстро забывают о боли, причиненной им в ходе посещения врача. Зато достаточно тяжело им дается привыкание к обстановке и незнакомым людям. В этой связи очень важно привести малыша на прием немного раньше, чтобы он успел познакомиться с поликлиникой. Также необходимо познакомить ребенка с врачом, на что придется потратить несколько минут вначале приема. Рекомендуется посещать не более одного – максимум двух специалистов за один раз, иначе это может стать чрезмерным потрясением. Готовьте ребенка к походу в медицинские учрежденияза несколько дней. Если он старше года – полутора лет, то можно честно рассказать, что его ждет и зачем это нужно, предупредить, что он может испытывать неприятные ощущения, объяснить значимость болезненной процедуры.Старайтесь, чтобы походы в поликлинику не всегда были сопряжены с болезненными манипуляциями, это воспрепятствует закреплению в сознании  ребенка образа врача как источника боли.

Родители должны сохранять спокойствие, иначе их тревожность передастся малышу. Старайтесь, чтобы время посещения врача пришлось на период бодрствования ребенка. Берите с собой его любимые игрушки, чтобы отвлечь в случае необходимости. Поддерживайте, всегда будьте рядом, ни в коем случае не сравнивайте с молчаливыми соседями в очереди и не стыдите. Подойдут поучительные истории из вашего детства: расскажите, что тоже боялись, но преодолели свой страх.Ребенок имеет право выражать эмоции, быть недовольным, испытывать страх и плакать. Ваша поддержка поможет ему перенести неприятные визиты к докторам и предотвратит закрепление страха,а похвала за мужество и храбрость будет содействовать постепенному преодолению естественной тревоги.

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x