Сложные ситуации в вопросах и ответах – расставание родителей и смерть
А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва
Затронем непростые темы, которые нередко приходится обсуждать с детьми: расставание родителей и смерть. Ниже приведены ответы на актуальные вопросы, психотерапевтическая сказка и перечень полезных мультфильмов, которые зададут вектор трудного разговора с ребенком.
У ребенка никогда не было отца. Мы расстались еще до того, как я узнала, что беременна. А после он даже не захотел общаться со мной. Ребенку четыре года, и он впервые начал задавать вопросы о своем отце. Как мне лучше ему об этом рассказать, чтобы не нанести вреда?
Спокойно объяснить ребенку, что так бывает. Папа не всегда живет вместе с мамой и своими детьми. Иногда не желает видеться с самого начала. Лучше честно признаться, что вы не знаете, где сейчас папа, что с ним и по какой причине он решил не общаться. Отказываемся от осуждения и обвинения папы, сохраняем нейтралитет.Важно компенсировать недостаток мужского общения и внимания. Образцом для малыша могут стать дедушка, дядя, друзья семьи. Тема развития ребенка в неполной семье подробнее обсуждалась в рамках нескольких выпусков «Актуального разговора» (Дошкольное воспитание. 2017. № 10, 11; 2019. № 10).
Недавно дочь (3 года) случайно узнала о смерти дедушки и начала спрашивать про то, когда и как мы все умрем. Как лучше познакомить ее с темой смерти и ответить на вопросы, чтобы не напугать?
Как правило, вопросы о смерти дети начинают задавать родителям, когда сталкиваются с ней в жизни. Это может быть смерть близких, знакомых или даже животных. Обычно подобные вопросы интересуют малышей старше трех лет, в этом возрасте у детей может появиться страх смерти, своей или родителей. Мы спокойно рассказываем о том, что жизнь мамы, папы, окружающих людей закончится. Что произойдет это, скорей всего, через много лет. «Твоя жизнь только начинается. Тебе еще предстоит пойти в детский сад, потом в школу, научиться кататься на велосипеде, читать, писать, после школы ты будешь еще учиться, работать, как мама с папой, появится много разных интересных дел и увлечений, у тебя самого могут родиться дети, которых много лет ты будешь растить и воспитывать. Вот сколько всего интересного и веселого предстоит».
Для знакомства с темой смерти или подготовки к непростому разговору о смерти близких людей, домашних питомцев можно использовать психотерапевтическую сказку или перечень мультфильмов, приведенных ниже.
Ребенку необходима конкретика, поэтому в ходе разговора мы подчеркиваем, что умерший человек или животное уже не вернется. Не рекомендуется скрывать от малыша смерть близких, давать недостоверную информацию о том, что умерший человек «далеко-далеко» и «обязательно когда-нибудь приедет». Если речь идет о смерти близкого, то говорить об этом с ребенком тоже должен близкий человек.
Психотерапевтическая сказка на тему смерти
«Куда пропал дедушка маленького/маленькой Ангу?»
Проблема. Смерть домашних питомцев или даже близких людей.
Сказка помогает подготовить малыша к непростому разговору. Можно также использовать ее для знакомства с темой смерти.
Однажды летом Ангу захотелось навестить своих дедушку и бабушку в деревне. Ангу – это маленький коричневый щенок с черными пятнами на ушах и лапах. (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – «маленькая коричневая собачка». Все существительные, местоимения, окончания в прилагательных и глаголах – женского рода. Имя остается неизменным. – Авт.) Он храбрый, решительный и очень аккуратный. Любит играть в прятки и салочки. Обожает бабушкины пирожки с яйцом и зеленью. (Описание героя сказки максимально повторяет черты характера и интересы ребенка. – Авт.)
Ангу попросил родителей отвезти его в деревню.
– Хорошо, – согласился папа. – Мы поедем к бабушке.
– И к дедушке, – добавил щенок.
Папа и мама ничего не ответили. Ангу был так рад предстоящему путешествию, что даже не заметил, как родители загрустили.
На следующий день семья отправилась в путь в деревню. Дул приятный ветер, вокруг летали пчелы, стрекозы и бабочки, росла высокая ярко-зеленая трава, в воздухе вкусно пахло малиной и грибами. Навстречу детям и внуку вышла любимая бабушка Ангу.
– Где же дедушка? – спросил он.
– Его больше нет, – ответила бабушка, и на ее глаза навернулись слезы.
– Как это? Если он ушел, то когда придет? – тревожно спросил Ангу.
– Дедушка не придет, – сказал папа, а мама глубоко вздохнула.
Ангу ничего не понимал. Но и расспрашивать больше не стал. Он решил, что дедушка, должно быть, потерялся. И значит, его нужно найти.
Пообедав, он отпросился у родителей погулять. Мама с папой отпустили его, но просили далеко не уходить, чтобы не заблудиться. Ангу дал обещание быть внимательным и осторожным и отправился на поиски дедушки.
Он решил спрашивать о нем у тех, кого встретит на пути. Вдруг кто-нибудь знает, куда пропал дедушка.
Первой ему встретилась широкая быстрая река.
– Здравствуйте, Речка! – обратился к ней Ангу. – Не встречали ли вы моего дедушку?
– Здравствуй, малыш, – ответила река. – Твой дедушка любил купаться во мне и ловить рыбу. Но я уже давно не встречала его. Может, тебе спросить у солнца? Оно высоко на небе и видит далеко.
– Спасибо, речка, – поблагодарил ее щенок.
Поговорить с солнцем оказалось не так-то просто. Оно сильно светило в глаза. Поэтому Ангу спрятался под большим старым кленом, чтобы его листва немного загораживала солнце.
– Солнышко, здравствуйте! Вы не видели, куда пропал мой дедушка?– поинтересовался он.
– Приветствую тебя, Ангу! – ответило солнце. – Дедушки твоего больше нет. Спроси об этом у земли, она подскажет тебе, где он.
– Спасибо, Солнышко!
И Ангу решил, не откладывая, задать такой важный для него вопрос земле.
– Земля, здравствуйте! Солнышко сказало, что вы поможете мне найти дедушку.
– Здравствуй, маленький щенок! – ответила Земля. – Я знаю, куда ушел твой дедушка. Но рассказать тебе об этом должны твои родители и бабушка. Возвращайся домой и спроси у них, что случилось с дедушкой. (Если важно подготовить ребенка не только к смерти близкого человека, но и к посещению кладбища, то это предложение можно заменить на такое: «Возвращайся домой и попроси их отвести тебя на деревенское кладбище, чтобы повидать дедушку». – Авт.)
– Спасибо, Земля! Вы мне очень помогли. Мне нужно было сразу обо всем расспросить родителей с бабушкой.
И щенок со всех ног помчался домой.
– Мама, папа, бабушка, – закричал он на пороге. – Земля сказала мне, что вы знаете, где искать дедушку. Значит, он не потерялся?
– Нет, он не потерялся, – ответила печальная мама. – Дедушка умер. Это случилось весной. Мы должны были с самого начала все тебе объяснить. Но об этом так трудно говорить. Тяжело, когда умирает дорогой тебе человек.
– Значит, он больше не вернется? – глаза Ангу наполнились слезами.
– Не вернется, – сказала бабушка и крепко обняла внука. – Если тебе хочется плакать, не сдерживайся. Я тоже много плакала. Так становится легче.
Но щенку больше не хотелось плакать. В объятьях бабушки стало тепло и спокойно.
– Мы очень любим дедушку. Он живет в наших воспоминаниях, – добавил папа. – Мы можем посмотреть фотографии и видео с ним, вспомнить, как вместе ходили на рыбалку. (В зависимости от вероисповедания и представлений о смерти можно дополнить ответ папы подробностями. – Авт.)
– И играли в прятки, – сказал Ангу и грустно улыбнулся.
– Пойдемте смотреть фотоальбом, – предложила мама.
Ангу с родителями и бабушкой смотрели фотографии дедушки. Малыш вспоминал, как они вместе играли, о чем разговаривали. И ему становилось легче. (Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще можно было поддержать Ангу?» – Авт.)
– Получается, мы все тоже умрем? – неожиданно спросил щенок.
– Ты прав, – спокойно ответил папа. – Но до этого впереди у нас еще так много интересного. Будет много игр и веселых занятий. Ты будешь учиться, потом работать, у тебя появятся свои дети и внуки.
– Ого, как много всего впереди, – заулыбался Ангу. – Идемте ловить рыбу. Дедушка всегда ходил на рыбалку в субботу вечером.
– Конечно, – сказал папа.
И они все вместе отправились на речку и наловили много рыбы на ужин. (Если упоминалось кладбище, то после этого предложения добавляем: «На следующий день вся семья побывала на кладбище, где был похоронен дедушка». – Авт.)
Ангу часто думал о дедушке. Когда ему становилось грустно, он вспоминал веселые моменты совместного времяпрепровождения. Постепенно грусть ушла, и при мыслях о дедушке щенок улыбался.
Вопросы
- Куда отправилась семья Ангу?
- Как отреагировали бабушка и родители щенка на его вопрос о дедушке?
- Что он решил сделать?
- Что бы он мог сделать, чтобы не искать дедушку?
- Что узнал Ангу в результате своих поисков?
- Что ответил папа на вопрос «Получается, мы все тоже умрем?».
- Что помогало щенку меньше грустить после того, как он узнал о смерти дедушки?Что бы ты ему еще предложил?
Ритуалы. Если сказка использовалась для подготовки ребенка к непростому разговору о смерти близкого человека или домашнего питомца, то после рассказа и беседы сообщаем ему печальную новость. Затем предлагаем посмотреть фотографии и видео, а также вспомнить приятные моменты совместного времяпрепровождения.
Если сказка использовалась для знакомства с темой смерти, то в финале можно рассказать малышу об его умерших предках, с которыми он не был знаком, например о прабабушках и прадедушках. Показать фото и видео, если они есть, вспомнить интересные моменты, связанные с вашим личным общением с ними в прошлом.
Перечень мультфильмов,
помогающих обсудить с детьми непростые и деликатные темы
Мультфильм «Умка» (1969 г.). Про белого медвежонка Умку, который учился жизни. Он живет с мамой. Используем просмотр мультфильма для подготовки ребенка к разговору о предстоящем разводе или для беседы о том, где отец малыша (в том случае, если родители разошлись, когда он был еще маленьким).
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 10 мин.
Основные вопросы и ход беседы. Тебе понравился Умка? Что понравилось (не понравилось) в нем? Ты обратил внимание, что Умка живет только с мамой? Как ты думаешь, где его папа?
В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка дополняем его ответ разными вариантами: в командировке, заболел, больше нет в живых, в финале – «они с мамой-медведицей развелись и больше не живут вместе». Дополняем рассказ деталями, повторяющими предполагаемый или уже существующий характер общения ребенка с отцом или матерью. Например, «Умка видит папу, когда захочет, и может в любой момент позвонить ему». После этого начинаем непростой разговор о разводе родителей. Делаем акцент на том, что «мама и папа все равно любят тебя» и «твоей вины в том, что случилось, нет».
Занятия после просмотра. Любимые игры ребенка, лучше подвижные. Игры с водой и песком для релаксации. Вечером можно понаблюдать за звездами на небе, найти Большую и Малую медведиц.
Примечание. Для психологической подготовки ребенка к предстоящему разводу родителей можно использовать психотерапевтическую сказку «Как Енотик расставался (-ась) с печалью» («Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2019. № 10).
Мультсериал «Барбоскины». Сезон 7 (2013 г.). Серия 11. «Любимый брат». В семье Барбоскиных появился малыш. Лиза теперь уже не самая младшая. Ей не хватает внимания родителей. Она злится на братика. Но со временем им удается крепко подружиться. В серии показан момент ожидания детьми прихода родителей с малышом и их встреча. Поэтому она может быть использована для ответа на вопрос: «Откуда берутся дети?».А также для профилактики детской ревности к младшему ребенку.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 5 мин 27 с.
Основные вопросы и ход беседы
- Кого так сильно ждала Лиза в начале мультфильма?
Рассказываем, что мама с папой вернулись из больницы, где и появился на свет малыш. Мама с папой сильно любят друг друга, от этой любви у мамы в животике начал расти малыш. Выйти из животика ему помогли в специальной больнице – она называется «родильный дом». В зависимости от возраста добавляем подробности про внутриутробное развитие ребенка и его появление на свет. Примеры можно взять из психотерапевтической «Сказки о первой семье королевства Хрустальных ваз» («Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2019. № 10).
- Ей понравился братик? По какой причине она перестала дружить с ним? Когда и как все изменилось?
Занятия после просмотра. Крепкие объятья. Игры в прятки и догонялки. Игры с любимыми игрушками. Рисование на ватмане или других больших листах.
Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 7 (2013г.). Серия 417. «Сами справимся». Мила и Элина хотели показать, что они такие же сильные, как и мальчики. Но оказалось, что ребята всегда готовы прийти на помощь девочкам.Используем для обсуждения темы отличия мальчиков и девочек.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 5 мин.
Основные вопросы и ход беседы. Как отреагировали Мила и Элина на слова Кузи о том, что «мальчики и должны быть сильнее»? Как изменилось поведение девочек? У них получилось показать, что они такие же сильные, как мальчики? Как ты думаешь, а чем еще девочки отличаются от мальчиков? (Добавляем к перечислению ребенка рассказ о половых различиях в доступной пониманию форме.) Какие игры нравятся и мальчикам и девочкам?
Занятия после просмотра. Играем в волейбол или бадминтон, в игры, которые, по мнению ребенка, нравятся и мальчикам и девочкам.
Мультфильм «Холодное сердце» (2013 г., США). Сказка про принцессу Эльзу с необычными способностями и ее сестру Анну. У девушек погибают родители. Используем фрагмент мультфильма для обсуждения с ребенком темы смерти в принципе или чтобы подготовить его к непростому разговору о смерти близких людей.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 102 мин.
Ориентировочное время используемого фрагмента: с начала мультфильма до 11 мин 5 с.
Основные вопросы и ход беседы. Расскажи о семье из сказки. Что случилось с родителями принцесс Эльзы и Анны? Что происходило после их смерти? Как бы ты поддержал сестер? (Рассказываем ребенку, что когда приходит их время, все умирают. Успокаиваем, что у него еще многое впереди. Используем пример разговора из ответа на вопрос выше.)
Занятия после просмотра. Крепкие объятья. Любимые игры ребенка, лучше подвижные. Игры с водой и песком для релаксации.
Примечание. Для знакомства с темой смерти можно также использовать приведенную выше психотерапевтическую сказку.
Мультфильм «Мальчик и чудовище» (2009 г., Германия). Про то, как тяжело может быть маме и папе после развода, а также про то, как им можно помочь. Используем просмотр мультфильма для подготовки ребенка к разговору о предстоящем разводе или для беседы о том, где отец малыша (в том случае, если родители разошлись, когда он был еще маленьким).
Возрастная категория: маркировка не обнаружена. Мультфильм предназначен для взрослых, но его содержание и анимация допускают демонстрацию детям в присутствии родителей (6+).
Продолжительность: 7 мин.
Основные вопросы и ход беседы. В кого превратилась мама мальчика? А папа? Как ты думаешь, по какой причине это произошло? (В случае необходимости дополняем ответ ребенка информацией, что родители мальчика развелись, но продолжают любить его. Папа регулярно видится с ним.) Ты заметил, как тяжело и маме, и папе? Что может им помочь? Что бы ты еще добавил?
Занятия после просмотра. Прогулка в парке. Любимые игры ребенка, лучше подвижные. Игры с водой и песком для релаксации.
Примечание. Дляпсихологической подготовки ребенка младше шести летк предстоящему разводу родителей можно использовать психотерапевтическую сказку «Как Енотик расставался (-ась) с печалью» («Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2019. № 10).
Мультфильм «Бабушкин урок» (1986 г.). История о том, как бабушка научила ленивого внука Петю трудиться. Используем просмотр мультфильма для обсуждения темы старения и помощи пожилым людям.
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 10 мин.
Основные вопросы и ход беседы. Зачем Петя взял с собой к бабушке матрас? Что сделала бабушка, чтобы он перестал лениться? (Объясняем ребенку, что в мультике бабушка притворилась, чтобы помочь внуку. Но многие бабушки и дедушки могут на самом деле неважносебя чувствовать. Они могут плохо видеть, с трудом ходить, болеть. Им нужно помогать.) Как Петя помог своей бабушке? Как еще можно помогать бабушкам и дедушкам?
Занятия после просмотра. Делаем совместную уборку. Рассматриваем фото и видео с бабушками и дедушками. Также показываем ребенку фото и видео тех времен, когда пожилые родственники были молодыми. Помогаем своим бабушке с дедушкой или пожилым людям, живущим по соседству.
Мультфильм «Верните Рекса» (1975 г.). В ветеринарной клинике погибает отважный пес Рекс. Отец Сережи, которому принадлежала собака, не может рассказать ему о случившемся.Врач находит способ, как это сделать. Используем просмотр мультфильма для обсуждения с ребенком темы смерти в принципе или чтобы подготовить его к непростому разговору о смерти домашних питомцев или даже близких людей.
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 16 мин.
Основные вопросы и ход беседы. Что случилось с Рексом? По какой причине мальчик Сережа не узнал об этом сразу? Что придумал доктор, чтобы рассказать мальчику о случившемся? Как еще можно было поддержать Сережу? (Рассказываем ребенку, что все умирают, когдаприходит их время. Успокаиваем, что у него еще многое впереди. Используем пример разговора из ответа на вопрос выше.)
Занятия после просмотра. Крепкие объятья. Любимые игры ребенка, лучше подвижные. Игры с водой и песком для релаксации.
Примечания.
- Взрослый читает ребенку надписи, появляющиеся в ходе мультфильма.
- Мультфильм содержит сцену курения (приблизительно с 11 мин 15 с до 11 мин 30 с), которую можно пропустить, поскольку никакого содержательного значения в ней нет. Промотайте этот фрагмент или отвлеките ребенка беседой.
- Для знакомства детей младше шести лет с темой смерти можно использовать приведенную выше психотерапевтическую сказку.
спасибо,очень полезно!