Сложные ситуации в вопросах и ответах — польза и вред мультфильмов

Сложные ситуации в вопросах и ответах — польза и вред мультфильмов

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

От одних родителей слышу, что мультфильмы полезны для развития, от других, наоборот, что от них один вред. Интересно мнение специалиста по этому вопросу.

Качественные мультфильмы по силе своего воздействия на ребенка близки к сказкам и играм, развивают его восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление, мелкую моторику и координацию движений, знакомят с окружающим миром и влияют на формирование представлений о базовых ценностях, например, о любви и доброте, демонстрируют, что такое хорошо, а что – плохо. Они помогают детям чувствовать себя полноценно в кругу сверстников, которые часто обсуждают те или иные мультфильмы и даже играют в игры по их мотивам.

Однако в погоне за зрелищностью и выгодой создатели современных мультфильмов не всегда заботятся об их качестве, порой разбавляя содержание вредными для сознания малыша деталями, а также скрытой рекламой. Поэтому рекомендуется предварительно самим посмотреть тот мультфильм, который вы собираетесь показать ребенку. Нелишним будет проверить возрастную маркировку, прочитать рецензии и отзывы, а также прислушаться к собственным ощущениям, чтобы лишний раз убедиться в безопасности видеоматериала для детей.

Другой важный момент, который будет определять пользу или вред мультфильмов, связан с процессом просмотра.Медики и психологи не рекомендуют начинать знакомство с мультфильмами до трех лет. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что это происходит гораздо раньше. И все же, чем дольше удается откладывать время первого знакомства с мультфильмами, тем больше пользы они принесут малышу.

Ключевую роль играет также продолжительность просмотра. (Допустимые нормы будут приведены ниже в рекомендациях по использованию мультфильмов и фрагментов фильмов.)

Важно смотреть мультфильмы вместе с ребенком, обсуждать их и обязательно переносить часть увиденного на экране в реальную жизнь. Например, после просмотра переплыть «океан на льдине» (ковер в гостиной,  лист бумаги), как герои мультфильма «Умка», перемыть посуду и организовать уборку из солидарности к героине сказки «Федорино горе» или слепить что-нибудь из пластилина, вдохновившись «Пластилиновой вороной».

Подробная информация о пользе и вреде мультфильмов, а также об использовании различных девайсов,– в рубрике «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2017. № 1 и 2019. № 2). Также можете использовать психотерапевтическую сказку для профилактики или преодоления злоупотребления мультфильмами: «Злой волшебник Планшет» (2019. № 2).


С какого возраста можно пойти с ребенком в кинотеатр? Так много фильмов категории 0+, но не уверена, что уместно ходить на их просмотр с малютками.

Вы совершенно правы. Чтобы выбрать оптимальное время начала посещения кинотеатров, ориентируемся на особенности ребенка, связанные с возрастом и индивидуальными качествами. Так, детям до четырех лет трудно смотреть мультфильм более 30 минут, до трех – более 20 минут, а до двух – более десяти. Они начнут капризничать, ерзать и разговаривать. С трех лет дети уже пытаются подражать поведению взрослых в кинотеатре, но им это удается с трудом. И только в четыре – четыре с половиной года уже способны сдерживать желание громко разговаривать, соблюдать основные правила поведения в общественных местах. Но даже с детьми старше четырех лет сходить в кинотеатр не всегда получается гладко. Их может испугать непривычная обстановка, темнота, громкий звук.

По этим причинам ориентируемся не только на возраст (оптимальным считается все-таки достижение 5 лет), но и на индивидуальные особенности (для некоторых малышей даже в 5 лет это может стать настоящим испытанием). Также важно заранее найти информацию о сюжете мультфильма и его продолжительности, изучить отзывы о нем, обсудить с ребенком, что такое кинотеатр и как нужно себя вести во время просмотра. Предпочтение отдаем сеансам в первой половине дня. Садимся подальше от экрана, запасаемся привычным для малыша питьем и едой. Выбираем формат 2D и как можно дольше отказываемся от форматов 3D и тем более 4D, поскольку они могут негативно повлиять на зрение и нервную систему ребенка. Предлагаем малышу взять с собой любимую игрушку – она поможет спокойнее реагировать на непривычную обстановку. Если что-то идет не по плану, ребенок устал или ему неинтересно, то просто уходим.

Кстати, в наше время отличной альтернативой может стать домашний кинотеатр с приглашением друзей малыша. Пользы от него будет намного больше, чем от публичного.


 

Основные рекомендации по использованию мультфильмов и фрагментов фильмов

(как части развивающих занятий с детьми)

  • Развивающий эффект просмотр мультфильмов и фрагментов фильмов дает не ранее двух с половиной – трех лет.
  • Продолжительность просмотра зависит от возраста ребенка. Единовременный просмотр не должен превышать десяти минут для детей до пяти лет и 15 минут для детей пяти–семи лет. Детям до поступления в школу рекомендуется показывать максимум три мультфильма или небольшой фрагмент детского фильма соответствующей возрастной категории за один раз. Максимально допустимое время ежедневного просмотра – не более 40 минут до пяти лет и одного часа – с пятилетнего возраста.
  • Оптимально, чтобы мультфильм или фрагмент фильма предварительно просмотрел кто-нибудь из взрослых. Проверил возрастную маркировку, ознакомился с рецензиями и отзывами, а также ответил на следующие вопросы: «Нравится ли этот мультфильм мне? Понравится ли он ребенку? Чем он будет полезен для него?».
  • Просмотр мультфильма и фрагмента фильма должен быть совместным с одним или обоими родителями (другими значимыми взрослыми). Не стоит связывать его с приемом пищи, прогулкой, настаивать, если малышу неинтересно или он устал.
  • Зрительная дистанция от глаз до экрана не должна быть меньше 60–70 см. Желательно, чтобы ребенок ровно сидел на стуле со спинкой или на диване и опирался ногами на пол или скамеечку.
  • Лучше не смотреть видео вечером позднее, чем за два часа до сна, чтобы малыш не переутомился. Оптимальное время – в первой половине дня.
  • После просмотра важно обсудить увиденное. Вопросы готовим заранее. Они должны касаться прежде всего поступков героев, но можно развивать внимание и память ребенка, спрашивая об отдельных моментах и деталях в содержании. Если у вас или малыша вопросы появляются в процессе, то останавливаем видео и общаемся, а после продолжаем просмотр. Некоторые видео нуждаются в ваших комментариях в процессе, например, по какой причине так огорчилась бабушка, когда гуси решили спрятаться от нее (мультфильм «Два веселых гуся»), и почему поступать, как они, не следует.
  • После обсуждения переносим интересное действие из мультфильма в реальную жизнь. Например, отправляемся в морское путешествие или устраиваем маскарад, как герои мультсериала «Смешарики»; используем душ как телефон по примеру Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся» или ищем, что дома или на улице напоминают предметы, как в мультфильме «Что на что похоже». Что можно взять из конкретного мультфильма, необходимо продумать заранее, предложить ребенку минимум два варианта на выбор. Ребенка старше пяти лет можно попросить придумать интересную игру самому. Ориентиром выбора занятия после просмотра должны быть двигательная активность ребенка и максимальное уменьшение нагрузки на зрение.
  • Возможна ситуация, при которой ребенок хочет пересматривать мультфильм много раз. Поддержите его в этом желании, но каждый день смотрите по одному разу, разнообразьте вопросы и активность по результатам просмотра.
  • Вся процедура работы с мультфильмом может занимать до 40–50 минут, из них на просмотр отводится не более 15 минут, а на обсуждение и игры – от получаса и больше.

 

В заключение – перечень мультфильмов, связанных со злоупотреблением просмотром телевизора, компьютерными играми и т.п.

Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 7 (2012–2013 г.). Серия 412. «Только одну серию». О том, что может случиться, если смотреть больше одного мультфильма в день.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: приблизительно 5,5 минут.

Основные вопросы. Сколько мультфильмов можно смотреть в день? Что может случиться, если этого не делать?

Занятия после просмотра. Игры в мячик, кукольный театр «Колобок».

 

Мультсериал «Смешарики». Сезон 1 (2008 г.) Серия 117. «Игра». К чему может привести увлечение компьютерными играми.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 6,5 минут.

Основные вопросы. Что случилось с Лосяшем, который долго играл в компьютерную игру? Что делать, чтобы этого не произошло?

Занятия после просмотра. Игра в футбол, совместная зарядка, зрительная гимнастика.

 

Мультфильм «Маленький принц» (2015 г.,Франция). С помощью фрагмента демонстрируем преимущества живого общения: запахи, прикосновения, взаимодействие. Возможно использование любого другого мультфильма для этой же цели.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 108 минут.

Ориентировочное время используемых фрагментов:17:55 – 24:52; 39:13 – 40:25 (приблизительно). Общее время – около 7 минут.

Примечание: Перед просмотром проводим беседу с ребенком о том, что есть много вещей куда более интересных, чем мультфильмы и игры в телефоне. После показываем два фрагмента «Маленького принца» один за другим, смотреть мультфильм целиком не нужно. Затем следуют вопросы и совместные занятия по примеру того, как поступали герои мультфильма.

Основные вопросы. Почему героям мультфильма совсем не хотелось смотреть мультики или играть в телефоне? Что они делали вместо этого?

Занятия после просмотра. Рассматриваем звезды вечером на небе или с помощью домашнего планетария; играем в «полет на самолете», используя вентилятор, как герои мультфильма; устраиваем семейную фотосессию.

 

Мультфильм «Карлсон вернулся». С помощью фрагмента обращаем внимание на то, что герои мультфильмов (в данном случае «мужчина хоть куда, в самом расцвете сил» Карлсон) не знакомы с телевизором. Возможно использование любого другого мультфильма для этой же цели.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 19 минут.

Ориентировочное время используемого фрагмента: 11:34 – 18:23.

Основные вопросы. Почему Карлсон так отреагировал на телевизор? Какие еще герои мультфильмов не смотрели телевизор?А как вела себя Фрекен Бок, которая «с утра до ночи смотрела телевизор»?

Занятия после просмотра. Наряжаемся в папину/мамину одежду, устраиваем показ мод, танцуем.

 

Мультсериал «Фиксики». Сезон 1. 2011 г. Серия 20. «Клавиатура». О том, что может произойти, если кушать, когда играешь или смотришь видео.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: приблизительно 6 минут.

Основные вопросы. Почему у Дим Димыча перестала работать клавиатура? Почему еще нельзя есть, когда играешь или смотришь мультфильмы?

Занятия после просмотра. Уборка дома, в том числе вытираем телевизор и компьютер, звоним бабушке или дедушке, готовим для бабушки или дедушки открытку.

 

Мультсериал «Фиксики». Сезон 1. 2012 г. Серия 39. «Мультик». Как создают различные мультфильмы.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 6 минут.

Основные вопросы. Как делают рисованные мультфильмы? кукольный, пластилиновый и компьютерный мультфильмы?

Занятия после просмотра. Создаем рисованный мультфильм самостоятельно, как в «Фиксиках», вспоминаем кукольные, пластилиновые и компьютерные мультфильмы, которые видели раньше (игра в мячик: вспомнил название мультфильма – передаешь пас).

 

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о