Сложные ситуации в вопросах и ответах. Полезные привычки

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Полезные привычки

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

«Актуальный разговор» посвятим вопросам, связанным с формированием и закреплением у ребенка полезных привычек. Предлагаем ответы на самые распространенные вопросы и психотерапевтическую сказку.


Дочь (3 года) обращается к окружающим на «ты» и исключительно в приказном тоне. Не получается объяснить ей элементарные правила вежливости и уважительного обращения. Это пройдет или мы что-то делаем не так?

Это «пройдет» только в том случае, если измените свой характер общения с дочерью. Высока вероятность того, что он у вас тоже «исключительно» приказной. Ребенок перенимает этот лейтмотив и использует его в общении с окружающими. Также, возможно, девочка наблюдает, как кто-то из значимых взрослых таким образом общается со всеми окружающими или с отдельными людьми. И опять же, копирует общий стиль. Проанализируйте, какая из причин более вероятна. Возможно, имеют место они обе. Для изменения ситуации рекомендуется поменять стиль общения тому человеку или даже людям из окружения, которым подражает ребенок. В этом случае личный пример работает наиболее эффективно.


Как и в каком возрасте формируются полезные привычки, связанные со здоровым образом жизни и правильным питанием?

Основы большинства полезных привычек, в том числе и связанных со здоровым образом жизни, активно закладываются в возрасте до пяти лет.  Лучше начинать формировать их как можно раньше. Важно следить за тем, чтобы они были посильны для ребенка. Вводим последовательно по одной привычке. На ее закрепление требуется от двух недель до месяца в зависимости от возраста и особенностей психики малыша. Тут большое значение имеет личный пример значимого окружения и семейные правила в отношении здорового образа жизни, которые соблюдают все. Нелишним будет введение правил в игровой форме, использование полезных мультфильмов и психотерапевтических сказок.

Ранее в рубрике «Актуальный разговор» подробно обсуждались вопросы развития самостоятельности и формирования навыков самообслуживания, в число которых входит ряд полезных привычек (Дошкольное воспитание. 2020. № 6).


Психотерапевтическая сказка,

помогающая преодолеть вредные привычки и закрепить полезные

Два пиона/Две розы

 

Проблема. Любые вредные привычки у ребенка.

Сказка может быть использована для профилактики вредных и формирования полезных привычек.

 

В Цветочном царстве, в Садовом государстве цвели и пахли два пиона: красный и белый. (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – «две розы: красная и белая». Все существительные, местоимения, а также окончания в прилагательных и глаголах – женского рода. – Авт.)

Пионы были лучшими друзьями. Они любили вместе играть и придумывать сказочные истории. Оба они были верными и с хорошим чувством юмора.  (Описание героев сказки максимально повторяет интересы и черты характера малыша. – Авт.)

Но при этом пионы сильно отличались друг от друга. И это сразу бросалось в глаза остальным жителям Цветочного царства.

Красный пион просыпался с хорошим настроением, бодрым и готовым к приключениям. А белый вставал с трудом, нехотя открывал глаза и был всем недоволен.

Красный цветок умывался прохладной водой, чистил свои лепесточки и обтирался махровым полотенцем. А белый считал, что это ни к чему.

Красный пион каждое утро разминал стебелек и листья, делал утреннюю зарядку. А белому было лень заниматься физкультурой, и он сразу начинал есть.

На завтрак у красного цветка были любимые удобрения «Овсяная каша» и «Фрукты». Он вообще любил все самое вкусное, но при этом полезное. Пил много воды. А белый предпочитал исключительно удобрение «Сладости», причем не только на завтрак. А лучшим напитком считал сладкую газировку.

Красный пион каждый день аккуратно разглаживал и носил свои лепестки. А белый удивлялся, зачем это нужно. Поэтому его лепестки становились все грязнее, были мятыми и рваными в некоторых местах.

Красный цветок с радостью помогал всем, кто обращался к нему. А белый всегда был занят своими делами.

Красный пион обязательно здоровался с другими цветами, не забывал о волшебных словах «спасибо», «пожалуйста», «извините», был вежлив и обращался к взрослым на «вы». Белый волшебные слова не любил и говорил всем исключительно «ты», а если был не в настроении, то мог ответить грубо и резко.

Красный цветок всегда собирал свои игрушки и аккуратно складывал вещи, а белый оставлял все как есть и торопился лечь спать.

(В этот перечень можно добавить любую вредную привычку, которую хотим искоренить у ребенка, а также полезную – которую планируем сформировать. По желанию из перечня выше можно исключить неактуальные полезные и/или вредные привычки. – Авт.)

И так продолжалось день за днем. Белый пион начал замечать, что чувствует себя вялым, чешутся лепестки, что с ним все реже общаются другие цветы. Только верный красный пион всегда был готов поиграть со своим лучшим другом и как мог поддерживал его.

– Как так случилось, что со мной никто, кроме тебя, не хочет дружить? Что тебя так хвалят взрослые цветы, а от меня отворачиваются? – однажды спросил белый пион у красного.

– Не знаю, – с сочувствием ответил верный друг. – Но зато я догадываюсь, кто нам может помочь. Это мудрый шмель, которые каждый день на рассвете прилетает ко мне. Давай спросим у него!

– Что за насекомое? Я ни разу не видел его.

– А к тебе он почему-то не подлетает. К тому же ты в это время еще спишь. Но чтобы расспросить его, тебе придется встать со мной завтра рано утром. Получится?

– Попробую. Если что, разбуди меня.

На следующее утро белый пион нехотя открыл глаза. Его будил красный пион. Но как же не хотелось вставать! И все-таки белому цветку удалось это сделать. Он увидел большого мохнатого шмеля, который сидел на лепестках его друга.

– Мудрый шмель, – обратился белый пион к шмелю, – ты можешь объяснить, почему со мной никто не хочет общаться?

– Всему виной твои вредные привычки. Ты ешь опасные удобрения, не следишь за собой, стал грязным и помятым, не помогаешь другим и очень невежлив. Естественно, к тебе не хотят прилетать насекомые и сторонятся другие цветы. К тому же, я уверен, что ты чувствуешь себя вялым, иногда у тебя болят листья, чешутся лепестки. Это все тоже от твоих вредных привычек.

– Что же делать?

– Брать пример с твоего красного друга. Он бодр и ароматен, потому что у него много полезных привычек.

– А у меня получится? – неуверенно спросил белый цветок.

– Если есть желание, то все удастся. Хоть это и будет непросто. Но у тебя есть поддержка друга и твоих родителей. Пробуй каждый неделю менять одну вредную привычку на полезную. Если совсем тяжело, то используй волшебное заклинание: «Привычку вредную гоню, а полезную – зову». И все точно получится. (Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще можно было помочь белому пиону поменять вредные привычки на полезные?». Или предлагаем придумать способ избавления от вредных привычек и формирования полезных самому. – Авт.) С какой привычки начнешь меняться?

– С утренней зарядки. Очень хочется стать бодрее.

– Молодец! У тебя все получится. Придет время, и я с удовольствием прилечу к тебе.

Мудрый шмель оказался прав, что менять вредные привычки на полезные не всегда легко, а также в том, что, когда полезная привычка все-таки брала верх, жизнь белого цветка менялась к лучшему. Он чувствовал себя бодрее, к нему стали прилетать насекомые-опылители.

 

Вопросы и предложения

  • Расскажи о лучших друзьях – пионах. Чем они были похожи, а чем отличались?
  • Как ты думаешь, по какой причине никто не хотел общаться с белым пионом?
  • Каким образом цветку удалось это изменить?
  • Как еще это можно было сделать?
  • А у тебя есть вредные привычки? Какие?
  • Какую привычку ты бы начал превращать из вредной в полезную в первую очередь? Попробуем сделать это вместе?

 

Ритуал. Лист формата А4 делим на две части. С левой стороны вместе рисуем все вредные привычки ребенка. Каждую неделю выбираем по одной привычке и обсуждаем, в какую полезную привычку ее можно превратить и как это лучше сделать. Стараемся в течение недели. Можно использовать волшебное заклинание «Привычку вредную гоню, а полезную – зову». В конце недели рисуем с правой стороны листа новую полезную привычку, а вредную заштриховываем.

 

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Полезные привычки

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x