Сложные ситуации в вопросах и ответах — детская жадность и лживость

Сложные ситуации в вопросах и ответах — детская жадность и лживость

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Рассмотрим трудности, с которыми могут столкнуться взрослые в процессе воспитания, – детская жадность и лживость. Кроме ответов на вопросы, вы найдете в материале ссылки на полезные мультфильмы по этим темам и психотерапевтическую сказку о преодолении проявлений жадности у малышей.


Наш сын (три года) – жадина в квадрате. Не только свои игрушки никому не дает, но и чужие отбирает. При этом считает их своими. Даже если рядом будет лежать точно такая же, он все равно выдирает из рук другого ребенка машинку или лопатку. Как это преодолеть?

Прежде всего отказаться от слова «жадина» в обращении к ребенку. Раз за разом объяснять ему и показывать собственными действиями, что поступать нужно по-другому. В результате сын усвоит разницу между «своим» и «чужим». В три года он уже способен понять и принять эту информацию. Не всегда это происходит сразу, поэтому родителям нужно запастись терпением.

Важно, чтобы своими игрушками он мог распоряжаться, как пожелает. Если не хочет делиться – его право. Это касается взаимодействия не только с другими детьми, но и со взрослыми. Даже мама с папой могут брать вещи ребенка только после его согласия, демонстрируя уважение к нему и его личной собственности. А вот с чужими игрушками разрешается играть только с одобрения владельца. Иначе любую вещь необходимо вернуть. При этом спокойно объясняем, почему нельзя отнимать чужое. Настраиваемся на то, что это придется повторять неоднократно. Отказываемся от обвинений и оценивания малыша как «плохого», потому что он не делится. Дети не всегда сразу понимают, как нужно просить, поэтому родителям придется несколько раз показать пример ребенку. При малыше спрашивайте другого человека, даже своего супруга, прежде чем воспользоваться его вещью. Попросите сами игрушку у другого ребенка, а ваш сын пусть просто понаблюдает за этим процессом. Корректируйте просьбы малыша, которые первое время скорее будут похожи на приказы. Предлагайте добавлять слова «пожалуйста» и «спасибо». Проигрывайте эти ситуации в домашних условиях: пусть у любимой игрушки ребенка что-то «заберет»другая, которая у вас в руках. Обратите внимание малыша на чувства его игрушки и на то, как лучше поступить в такой ситуации.

Демонстрируйте разнообразие вариантов действий, например, необязательно просить – можно предлагать поменяться игрушками, теми же машинками и лопатками, пусть даже абсолютно одинаковыми. Или поиграть вместе. С «ничьими» игрушками, которые часто можно найти на детских площадках, тоже можно поиграть сообща или по очереди. Если дети отдают вашему сыну свои игрушки, то желательно, чтобы он предлагал им свои.

Если ребенок расстроен, все равно требует конкретную игрушку и отвлечь его на другие предметы или действия не получается, а хозяин делиться не желает, то разумный вариант – покинуть детскую площадку, чтобы малыш успокоился в тишине, не имея перед глазами желанного, но недосягаемого в данном случае предмета. Обращаем его внимание, что не получится играть на площадке, если он будет без спроса брать чужие игрушки. А также на то, как это неприятно – когда у тебя что-то забирают без разрешения.

Хвалите его каждый раз, когда он делится своими игрушками и спрашивает разрешения взять чужую. С помощью такого положительного подкрепления он быстрее усвоит разницу между «своим» и «чужим».

Подробнее тема жадности была рассмотрена в рубрике«Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2017. № 12).


Ребенку шесть лет. Постоянно сочиняет разные истории. На наши попытки объяснить, что это неправда, обижается. Как лучше реагировать на это?

Выдуманные истории не считаются ложью в прямом смысле этого слова. Это естественный этап развития воображения, понимания границы между реальностью и вымыслом, который длится до конца дошкольного возраста. Также фантазии могут сигнализировать о том, чего не хватает ребенку. Прислушайтесь к его рассказам – возможно, он в такой форме пытается сообщить вам о своих потребностях или тревогах.

Спокойно реагируем на подобное поведение, отказываемся от обвинений во лжи, угроз и тем более наказаний. Превращайте фантазии в игру или с помощью юмора доводите их до абсурда – это быстрее научит ребенка отличать реальность от вымысла. Можно сочинять вместе с ним сказки, рассказы и стихи или перенаправлять его творческую активность в другое русло, рисовать, лепить, конструировать.

Особенности проявлений детской лжи и реакции взрослых на нее обсуждались ранее в рубрике «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2017. № 12).

 

«Сказка о щедром Облачке»

Проблема. Жадность (ребенок не хочет делиться, отбирает чужие вещи), отсутствие проявлений щедрости.

Сказка-метафора может быть использована для профилактики жадности.

 

На синем-синем небе живут пушистые белые облака. Они летают куда захотят, приближаются близко к земле, чтобы понаблюдать за людьми, и поднимаются выше, чтобы посмотреть на звезды. Им нравится играть в догонялки и летать наперегонки. Но самая любимая игра облаков – изображать разные фигуры. Посмотри на небо. Какую фигуру изобразило это облачко? (Предлагаем это сделать ребенку старше трех лет. Если он младше или возможности выполнить это упражнение на развитие воображения и погружения в сказку нет, то предыдущие два предложения пропускаем. – Авт.)

Еще облака обожают делиться. Они с удовольствием пьют воду, которую им предлагают реки, озера и моря, делятся ею друг с другом и с нашей землей. Если идет дождь или снег – это значит, что облака делятся с нами водичкой.

Одному маленькому воздушному Облачку очень нравилось играть и в догонялки, и летать наперегонки, и делать фигуры. Оно было активным и умным. (В описание добавляем одну или несколько черт характера ребенка.– Авт.) Но оно очень не любило делиться. Воду, которую ему дарили реки, озера и моря, Облачко принимало, даже не поблагодарив. Могло забрать водичку и у других облаков. Но делиться ею ни с кем не хотело. Ни с другими облаками, ни с землей. «Это все мое», – говорило оно.

Время шло. Облачко с каждым днем становилось тяжелее и тяжелее от воды, которую забирало. Играть становилось все труднее. Да и не с кем. Никто не хотел играть с жадным Облачком.

Однажды оно посмотрело на себя в зеркало.

– Эта черная тучка – я? – испуганно сказало Облачко. – Понятно теперь, почему никто не хочет со мной играть. Смотрю на себя и самому страшно. (Если сказка предназначена девочке, то здесь и далее по тексту – «самой». В случаях, где невозможно использование среднего рода, все местоимения – женского рода. – Авт.)

Было солнечное теплое утро. Белые пушистые легкие облака вокруг играли в салочки. К ним присоединились весело щебечущие воробьи. Игра становилась все увлекательнее и интереснее. А черное Облачко не могло даже пошевелиться.

– Они не хотят играть с тобой не только поэтому, – услышало оно сверху приятный голос Солнца. –  Никто не хочет играть с теми, кто не любит делиться.

– Что же мне делать теперь? Как снова подружиться с другими облаками? – с волнением спросило тяжелое черное Облачко. Ему было приятно, что к нему обращается само Солнце, и одновременно грустно, что все отвернулись от него.

– Подумай хорошенько и найдешь решение. Ты очень сообразительное Облачко. Я давно за тобой наблюдаю, – с теплотой ответило Солнце.

Облачко в задумчивости медленно-медленно плыло по небу. И тут увидело внизу, на земле, красивый куст Сирени. Цветы горько плакали.

– Что случилось? – спросило у них Облачко.

– Мы так хотим пить! Но уже много дней никто не делится с нами водичкой, – всхлипывая, ответила Сирень.

– Я поделюсь с вами! – воскликнуло Облачко. И начало щедро поливать не только Сирень, но и другие цветы, деревья и траву вокруг.

Все они благодарили Облачко за его дар. Это было так приятно.

В этот момент Облачко поняло, что приятно не только получать, но и отдавать, делиться. Оно очень подружилось со спасенной Сиренью. Оказалось, что она знает много интересных историй, которыми с удовольствием поделилась с Облачком.

Оно вновь стало легким, белым и пушистым. С радостью делилось водичкой с землей и облаками, которые были рады такому изменению и снова стали играть с щедрым Облачком. (Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Что еще могло сделать Облачко, чтобы у него появились друзья?». Или даже предлагаем придумать способ найти новых друзей и помириться со старыми самому. – Авт.)

 

Ритуалы. Предлагаем ребенку поделиться с ребятами на улице игрушками, с которыми он давно не играет или которые ему не нравятся.

Вопросы и предложения

  • Почему Облачко потемнело и потяжелело?
  • По какой причине никто не хотел с ним играть?
  • Что сделало Облачко, чтобы приобрести новых друзей и вернуть старых?
  • Что еще можно было предпринять?
  • Ты знаешь кого-нибудь, кто похож на Облачко, когда оно было жадным? А кого-нибудь, кто похож на щедрое Облачко?
  • Чем ты готов поделиться с друзьями? Давай поделимся старыми игрушками, с которыми ты давно не играешь, с малышами на детской площадке.

 

Перечень мультфильмов для обсуждения с детьми темы жадности

 

1. Мультсериал «Жила-была царевна». Сезон 1 (2014 г.). Серия 3. «Жадина!». История про маленькую рыжеволосую царевну, которая очень не любила делиться. В финале она понимает, что «отдавая, получаешь еще больше».

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5:50 минут.

Основные вопросы. Можно ли назвать «жадиной» маленькую царевну? По какой причине? К чему привела ее жадность? Что она поняла в конце?

Занятия после просмотра. Игры с песком, в том числе строим песочный замок, как в мультфильме. Предлагаем ребенку поделиться сладостями с членами семьи и ребятами во дворе.

 

2. Мультсериал «Мусти». Сезон 1 (2000 г.), Бельгия. Серия 21. «Жадина». Как пожадничала Черепаха, с которой поделился щедрый Мусти, и к чему это привело.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5:21 минут.

Основные вопросы. По какой причине поведение черепахи не понравилось Мусти и кролику? Как ему лучше было поступить в этой ситуации? Что случилось с жадной черепахой? Что еще может случиться, если жадничать и не делиться с другими?

Занятия после просмотра. Любые подвижные игры на улице, игра-пантомима «Угадай животное». Предлагаем ребенку поделиться тортом или другими сладостями с членами семьи и ребятами во дворе.

 

3. Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 8 (2016 г). Серия 452. «Жадины». О том, что может случиться, если встретятся сразу несколько жадин, и как можно их помирить.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 4:38 минут.

Основные вопросы. К чему привела ссора между гусеницами и букашками? Как Лунтик и Кузя помирили их? Как еще можно было их помирить?

Занятия после просмотра. Лесная прогулка или прогулка в парке, игра с фрисби (летающей тарелкой) или мячом. Предлагаем ребенку поделиться самым вкусным с членами семьи и друзьями.

 

4. Мультфильм «Солнечный каравай» (1981 г.). Из бабушкиного теста получился большой и вкусный каравай, которым она с радостью поделилась с окружающими. Ее щедрость была вознаграждена.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 10 минут.

Основные вопросы. Что случилось с веселым бабушкиным тестом? Как она поступила, когда увидела голодных жителей леса? Как зверюшки отплатили щедрой хозяйке?

Занятия после просмотра. Игра-пантомима «Угадай животное». Печем «каравай» (например, пирог) вместе с малышом. Предлагаем ребенку поделиться тем, что испекли, с друзьями и ребятами во дворе.

 

5. Мультфильм «Сказка о жадности» (1976 г.). О том, что происходит с жадностью, если не делиться, и наоборот.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 9 минут.

Основные вопросы. Что происходило с Жадностью, когда мальчик не хотел делиться с другими? А что случилось, когда он подружился с девочкой и начал делиться?

Занятия после просмотра. Прогулка на велосипедах или самокатах, игры с мячом. Предлагаем ребенку поделиться игрушками с ребятами во дворе.

 

6. Мультфильм «Чьи в лесу шишки?» (1965 г.). Волк решил, что все в лесу «мое», но был наказан за свою жадность.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 10 минут.

Основные вопросы. Как волк поступил с шишками, цветами, земляникой и грибами? Кому они на самом деле принадлежат? Как нужно поступать с общими вещами? Как жители леса наказали волка за его жадность? Что он понял в конце?

Занятия после просмотра. Лесная прогулка или прогулка в парке. Изучаем следы животных (волка, лисы, белочки, ежика и др.). Делаем поделки из шишек. Предлагаем ребенку поиграть вместе с другими детьми «общими» вещами на площадке (необязательно игрушками, это могут быть и природные материалы).

 

7. Мультфильм «Просто так» (1976 г.). Как приятно делать подарки другим «просто так».

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 6,5 минут.

Основные вопросы. По какому поводу в мультфильме все дарили друг другу букет?По какой причине медвежонок подарил белочке корзину с орешками? Какое настроение было у всех, когда они получали подарки? Какие добрые дела еще приятно делать «просто так»?

Занятия после просмотра. Лесная прогулка или прогулка в парке. Предлагаем ребенку сделать подарки друзьям «просто так».По возможности делаем добрые дела, которые он назвал, отвечая на последний вопрос.

 

Перечень мультфильмов для обсуждения с детьми темы лживости

 

1.Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей».Сезон 3 (2007 – 2008 г). Серия 179. «Обманщики». Гусеницы решили всех обманывать, но, когда с ними действительно случилась беда, к ним никто не пришел на помощь.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5:29 минут.

Основные вопросы. Как жители леса реагировали на обман гусениц? По какой причине никто, кроме Лунтика, не поверил им, когда случилась беда? К каким еще неприятностям может привести обман?

Занятия после просмотра. Любые игры с водой или с мячом. Устраиваем чаепитие с членами семьи или с друзьями ребенка.

 

2. Мультсериал «Ми-ми-мишки». Сезон 1 (2019 г). Серия 146. «Лесной хулиган». Саня разбил окно и съел пирог у Лисички. И обманул, что это сделал гигантский восьмилапый паук.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5:30 минут.

Основные вопросы. По какой причине Сане стало стыдно? К чему привел его обман? Как можно было этого избежать?

Занятия после просмотра. Катаемся на скейтборде или самокатах. Выбираем одно или несколько любимых занятий ми-ми-мишек: прогулка по лесу, поделки из шишек или из любых других материалов, пение песен, сочинение историй, чтение любимых книг.

 

3. Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 6 (2010 г). Серия 355. «Газета». Лунтик и Кузя делают газету с ненастоящими новостями. Только никому это не нравится. Тогда они переделывают стенгазету. Правда оказалась намного интереснее выдумок.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5:42 минут.

Основные вопросы. По какой причине первая стенгазета не понравилась жителям леса? А как они отреагировали на газету с правдивыми новостями? В каких еще ситуациях правда интереснее и приятнее выдумок?

Занятия после просмотра. Готовим вместе с ребенком. Играем на музыкальных инструментах, которые есть в доме. Рисуем стенгазету с настоящими новостями, произошедшими в семье и во дворе.

 

4. Мультфильм «Замок лгунов» (1983 г.). Про мальчика, который постоянно врал. Он попадает в волшебный замок, где все говорят неправду и подшучивают над ним.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 16 минут.

Основные вопросы. Куда попал мальчик, который постоянно говорил неправду? По какой причине он решил убежать оттуда? Что он понял по дороге домой? Что нужно делать, чтобы никогда не попасть в замок лгунов?

Занятия после просмотра. Игры с водой и мыльными пузырями. Зарядка на детской площадке. Договариваемся говорить только правду и в честь этого запускаем воздушные шарики.

 

5. Мультсериал «Фиксики». Сезон 1 (2013 г.). Серия 48 (49). «Детектор лжи». О том, как можно узнать, что человек говорит неправду.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 6:03 минут.

Основные вопросы.Как можно определить, что человек говорит неправду? Какие способы для этого использовали раньше и какие –сейчас?

Занятия после просмотра.Слушаем пульс друг друга. Чиним поломанные игрушки или собираем конструктор.

 

6. Мультфильм «Лиса и волк» (1958 г.). Про хитрую лису, которая сама от своего обмана пострадала.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 10:14 минут.

Основные вопросы. Как отнеслись к хитростям лисы те, кого она обманула? Им это понравилось? Как была наказана хитрая лиса?

Занятия после просмотра. Лесная прогулка или прогулка в парке. Игра-пантомима «Угадай животное». Ловим рыбу на магниты из ванной, бассейна или обычного тазика.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x