Сельский дворик
Конспекты занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим.
Город Междуреченск по праву можно назвать туристическим центром Кузбасса. Именно в нашем районе находится Горная Шория, куда со всей России приезжают туристы покорять легендарные Поднебесные Зубья. Еще в конце 50-х годов у нас стали появляться клубы, члены которых занимаются горным туризмом и альпинизмом. В 2005 г. в нашем детском саду открылся музей развития города. Это первый в наших краях опыт создания музея в дошкольном учреждении, в котором рассказывается об истории и города, и нашего детского сада. Дети имеют возможность, не покидая родных стен, знакомиться с экосистемой, полезными ископаемыми и промышленностью нашего края, обычаями, традициями, бытом коренных жителей Горной Шории. В декабре 2006 г. с целью развития у наших воспитанников силы, ловкости и способности преодолевать страх высоты мы по инициативе заведующей О.Н. Васениной установили мини-скалодром. Есть у нас и Детская обсерватория, в которой проходят занятии по ознакомлению с нашей Вселенной. В обсерватории расположено и космическое кафе, в котором мы отмечает праздники, в том числе и дни рождения наших подопечных.
Однако сегодня мы хотим поделиться с коллегами другими наработками. Опыт работы с младшими дошкольниками, живущими в городе, показал: они очень мало знают о жизни в сельской местности. В наших силах восполнить этот пробел. Для этого в нашем детском саду мы создали развивающую зону для детей 2–4 лет. И назвали ее «Сельский дворик».
Занятия, которые мы проводим с детьми в этой зоне, позволяют развивать их познавательную активность, присущее им от природы любопытство, речь, расширять словарь, учить имитировать повадки и движения домашних животных (это общие для всех занятий цели).
Занятие 1. Знакомство с деревенским двориком
Педагог. Куда мы с вами попали? (Предположения детей.) Верно, перед нами дом – один из тех, в которых живут сельские жители. Интересно, кто в нем живет? Давайте постучимся. «Тук-тук-тук! Кто в доме живет?»
Здесь идалее предложения, взятые в кавычки, дети повторяют вслед за педагогом.В окошке появляется лицо бабушки Маланьи (кукла).
Маланья. Кто это ко мне в гости пожаловал?
Педагог и дети. Это мы в гости к тебе пришли!
Маланья.Здравствуйте, родные! Давно ко мне никто не захаживал…
Педагог. «Здравствуй, бабушка Маланья!». Мы мимо шли и решили к тебе в гости заглянуть. Расскажи нам, пожалуйста, о своем доме и дворике рядом.
Маланья.Живу я в красивом доме. Он деревянный. Вот окно, вот дверь, а вот крылечко. А это крыша. Она нужна для того, чтобы в дом не попадали ни снег, ни дождь. А возле дома дворик, сад и огород. Еще колодец есть. А вокруг двора забор. Досок в нем не счесть! Доски все одинаковой длины. На дворе живут кошка, собака, утки, куры, петушок – золотистый гребешок.
Педагог.Спасибо, бабушка Маланья, за интересный рассказ. Дети, вам понравился дворик бабушки Маланьи? (Ответы.) А что есть во дворе? Кто там живет? (Дети рассказывают, педагог помогает по необходимости.)
Маланья предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».
Наши уточки с утра… кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда… га-га-га!
Наши курочки в окно… ко-ко-ко!
А как Петя-Петушок
Рано-рано по утру
Нам споет… кукареку!
Маланья. Молодцы! Мне пора идти по хозяйству хлопотать, а вы ко мне заглядывайте, я вас ждать буду.
Дети прощаются с бабушкой и уходят в группу. Педагог предлагает построить вокруг игрушечного домика забор из мелкого строительного материала и закрепляет представление о понятиях «забор», «вокруг», «много».
Занятие 2. Знакомство с собакой Жучкой
Педагог предлагает детям вновь пойти в гости к бабушке Маланье.
Педагог. «Здравствуй, бабушка Маланья!». Мы вновь к тебе пришли, хотим поближе познакомиться с твоим хозяйством.
Маланья.Давайте начнем. Возле дома живет собака. Зовут ее Жучка. Он мой дом сторожит, чужих не пускает, громко лает. Она добрая и верная, настоящий друг. Давайте позовем ее. «Жучка, Жучка!». У нее свой домик есть (показывает на будку). Он маленький и называется «будка или конура».
Педагог.Что-то не выходит Жучка! Давайте еще раз ее позовем. «Жучка, выходи к нам! Мы люди добрые и тебя не обидим!». Вот и она! (Из будки появляется игрушечная собака.)Давайте ее погладим! (Выполняют.) Смотрите: Жучке нравится! Она даже хвостиком виляет! Потрогайте: какая мягкая у нее шерстка. А еще у собаки есть лапы, уши, хвост(показывает части тела собаки и предлагает детям потрогать их и сказать, как они называются). Бабушка, а чем ты кормишь свою любимицу?
Маланья. Жучка любит грызть косточки: у нее ведь очень острые зубы! А еще она ест кашу, суп и лакает молоко из миски. Запомнили? Повторите!
Педагог. Вы знаете, чем любят заниматься собаки? (Играть, гулять, спать, лаять…) Давайте покажем, что любят собаки, а бабушка Маланья скажет, правильно это или нет.
Проводит игра «Собачки». Дети движениями передают настроение собаки, характерные для нее действия (спит, сердится, , виляет хвостом, лает).
Педагог.А если собаку обидеть, что может произойти? Правильно, она может рассердиться и укусить. Но мы этого делать не будем. Лучше расскажем ей потешку.
К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С детками играет,
Очень громко лает:
«Гав-гав, гав-гав!».
Педагог.Пора возвращаться. Давайте попрощаемся с бабушкой Маланьей и собачкой Жучкой. «До свидания, мы к вам еще в гости придет. Не скучайте!».
Занятие 3. Знакомство с котом Васькой
Дети и педагог приходят на сельский дворик. Их встречают бабушка Маланья и собачка Жучка.
Дети.Здравствуйте! Это опять мы!
Маланья.Здравствуйте! Проходите! (Раздается мяуканье.) Слышите? Это мой кот Васька с вами здоровается. «Котик, иди сюда!».
Педагог. Вот и котик появился! Давайте с ним поздороваемся. (Здороваются.)
Маланья.Подойдите поближе, погладьте кота! (Выполняют.)
Педагог.Какая у кота «шерстка мягкая, гладкая, шелковистая, пушистая!». Лапки у котика мягкие, но в них спрятаны коготки-царапки. Гладить незнакомых кошек нельзя: могут оцарапать. А еще у кота Васьки есть «усы удивительной красы, глазки смелые, зубки белые». Бабушка, а твой котик любит молоко?
Маланья.Конечно, любит! Все коты любят лакать молоко, а еще они любят полакомиться рыбкой и сметаной.
Педагог.Расскажи нам, бабушка: чем занимается твой котик?
Маланья.Васька любит на солнышке сладко поспать, по травке бегать, по ночам на мышей охотиться. Вы знаете игру «Кот и мыши»? Сыграем? (Дети играют с Васькой.) А когда котик выспится и наестся, тщательно умывается и песенку поет: «Мур-мур-мур».
Педагог.Прочитаем потешку?
У котенка шерстка гладкая,
И она, наверное, сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто-часто шерстку лижет.
Васька скрывается в домике бабушки Маланьи.
Маланья. Устал мой котик, пошел отдыхать. И вам пора идти. До свидания!
Дети прощаются и возвращаются в группу.
Занятие 4. Инсценировка стихотворения Е. Рыбака «Васенька»
Педагог и дети приходят к бабушке Маланье. Здороваются с ней и котиком. Педагог предлагает послушать стихотворение и выполнить действия, в нем описанные
Бедный мой котенок Васька!
Он сегодня заболел.
Бедный мой котенок Васька
Ничего с утра не ел.
У него и нос горячий,
Он не прыгает, не скачет,
А хозяйка горька плачет…
Васька, Васенька!
Выздоравливай скорей,
Васька, Васенька,
Будет в доме веселей.
Будем мы с тобой играть,
И по комнате скакать…
Бедный мой котенок Васька,
Очень я его люблю,
Уложу его в кроватку,
Колыбельную спою:
Баю-баю, спи, Василий,
Баю-баю, мой красивый,
Баю-баю, мой котенок,
Ты как маленький ребенок.
Занятие 5. Знакомство с куриным семейством
Дети и педагог приходят на сельский дворик и видят, как по нему гуляет петух, курица и цыплята.
Педагог.Кто это гуляет рядом с домом бабушки Маланьи? (Ответы.) Верно, это куриное семейство. Мама-курочка, папа-петушок и их детки – маленькие цыплятки. Родители заботятся о них. Курочка учит зернышки клевать, лапками землю разгребать, червячков и букашек искать. Вот так! (Показывает, дети повторяют.) Петушок учит гордо ходить и песни петь. Вот так! (Показывает, дети повторяют.) Я буду мамой-курицей, а вы – моими цыплятками.
Педагог надевает шапочку курицы ходит по двору, дети следуют за ней. Педагог произносит слова, показывает действия, дети повторяют.
Педагог. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите! Как пищат цыплятки? Как мама зовет детой? Цыплятки маленькие, желтенькие, пушистенькие! Потрогаете их! А петух большой, у него на голове красный гребешок, он весь покрыт красивыми цветными перьями, хвост у него колесом, на ногах шпоры. Петух кричит: «Кукареку!».
Читает стихотворение.
Просто так, по пустяку
Не пою ку-ка-ре-ку!
Утро привечаю,
Солнышко встречаю!
Педагог. Курочку, петушка, цыпляток можно угостить зерном (дает детям зерно и предлагает посыпать его на пол). Позовем кур!
Дети. Цып-цып-цып!
Педагог. А еще нужно напоить все куриное семейство. (Подносит чашку с водой к клювикам птиц – дети имитируют действия птиц.) С кем вы сегодня познакомились? Расскажите!
Дети отвечают и прощаются с куриным семейством. В группе педагог предлагает взять карандаши и показать, как куры клюют зерно.
Занятие 6. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей». Заучивание потешки «Петушок, петушок»
Педагог приводит детей в гости к бабушке Маланье и предлагает рассказать, кого они видят у нее во дворе. Выходит бабушка Маланья, здоровается с детьми и начинает кормить кур, затем берет в руки петушка и показывает его детям. Педагог читает рассказ К. Ушинского, задает вопросы по тексту. Затем читает потешку и предлагает детям повторять ее за ним. Дети изображают петушка. Затем прощаются с бабушкой и уходят в группу.
Занятие 7. Кто плавает в пруду?
Педагог(приведя детей на сельский дворик). Здравствуй, бабушка! Говорят, у тебя пруд есть, а в нем утка с утятами плавает. Покажи их нам, пожалуйста.
Маланья.Здравствуйте, мои дорогие! Пошли! Я покажу вам свой пруд и его обитателей(подводит детей к искусственному водоему). Вот моя уточка и ее детки плавают. А вы знаете, как деток утки зовут? Правильно, утята. «Утяток много, утка одна». Утка и утята любят купаться, нырять, на лугу травку щипать. А когда утята далеко уплывают, мама их громко зовет: «Кря-кря-кря!». А утятки ей отвечают… Как? (Ответы.) Давайте поиграем: будем называть и показывать движения. (Плавают, клюют корм, пьют воду,стряхивают воду с себя, щиплют травк.) Утка большая или маленькая? (Большая.)Утята какие? (Маленькие.)
Педагог.Вы любите купаться? (Ответы.) Утка и утята тоже любят купаться. Посмотрите, как они умело плавают и не тонут. Кто еще умеет плавать? (Рыбы, гуси, лягушки.) Верно! Поиграем: я буду опускать на воду разные предметы (бумажные кораблики, легкие дощечки, пенопласт, камушки, траву, шишки, детали металлического конструктора и т.д.), а вы будете говорить: плавают они или нет? (Выполняют.) А что любят ваши утята?
Маланья.Мои утятки любят щипать свежую травку, ловить в пруду рыбу и клевать зерна. Хотите их покормить? Тогда берите зерно и высыпьте в кормушку уткам. (Выполняют.)Слышите, как утки крякают? Это они вас благодарят.
Педагог.Не будем мешать утятам. Попрощаемся с ними и пойдем в группу.
Занятие 8. Музыкальные ребята
Педагог и дети снова приходят на пруд к бабушке Маланье.
Педагог.В пруду еще кто-то плавает, а не только утка с утятами. А это что за странные звуки? (Включает аудиозапись кваканья лягушек.) Правильно, это лягушки. Это они так поют. «Здравствуйте, лягушки-квакушки!». Как хорошо, что вы к нам в гости пожаловали, а то комары замучили. Лягушки никого и никогда не обижают. Более того, они приносят пользу. Живут лягушки в воде и на берегу. Они рады дождю: кожа у них нежная, всегда должна быть влажной. Как радуются лягушки? Они поют свою песенку: «Как-ква-ква!». Какого цвета квакушки! Как они прыгают? Как распевают свои веселые песни? Чем питаются? (Дети отвечают с подсказкой педагога, что можно, показывают.)
Организуется игра «Музыкальные ребята». Педагог раскладывает на полу два шнура (параллельно) – это пруд. Здесь лягушата будут плавать.
Педагог.Лягушата – музыкальные ребята, покажите, как вы громко и дружно поете!
Дети.
Ква-ква-ква!
Ква-ква-ква!
Педагог.
В речку прыгать нам пора!
Дети.
Ква-ква-ква!
Педагог.
Плавать дружно до утра!
Дети.
Ква-ква-ква!
Педагог.
Лапками греби!
Дети.
Ква-ква-ква!
Педагог.
На берег нам пора!
Дети.
Ква-ква-ква!
Поймаем комара!
После игры педагог спрашивает у детей, с кем они сегодня познакомились и что нового узнали. Дети рассказывают то, что запомнили, и возвращаются в группу.
Занятие 9. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и Утенок»
Педагог предлагает детям отправиться на деревенский дворик бабушки Маланьи и проведать цыплят и утят. Придя на двор и увидев малышей, спрашивает у детей: кто это? Выслушав их ответы, читает сказку В. Сутеева. Затем задает вопросы по тексту и предлагает двум детям исполнить роли Цыпленка и Утенка. В заключение организует игру «Цыплята» (по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»).
Занятие 10. «Колодец-колодец, дай воды напиться!»
Педагог и дети вновь приходят в гости к бабушке Маланье.
Педагог. Здравствуй, бабушка! А мы гостинцы тебе принесли (отдает Маланье баночку с вареньем).
Маланья. Здравствуйте, гости дорогие! Я вас сейчас чаем угощу! Вот только воды из колодца принесу.
Педагог.Бабушка, расскажи детям о колодце. Что это такое?
Маланья.Пойдемте со мной, а вам все покажу и все расскажу. (Подводит детей к игрушечному колодцу, рассказывает и показывает.) Чтобы набрать воды, нужно опустить на дно колодца ведро и зачерпнуть им воду. Крутим ручку. Вот так! Ведро опускается. Зачерпываем воду. Вот так! Снова крутим ручку. Вот так! Ведро поднимается. А теперь наливаем из него воду в чайник. А еще из колодца берут воду, чтобы полить грядки. Только в этом случае ее разливают по лейкам. Вот так!
Затем дети по очереди с помощью педагога «набирают воду из колодца».
Дети.
Ты, водичка, лей, лей!
Ты, морковка, пей, пей!
Маланья.Ай да молодцы! Ай да помощники! Сейчас я вас чайком угощу.
Дети садятся на скамейку во дворе, Маланья угощает их чаем.
Занятие 11. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Педагог приводит детей в гости к бабушке Маланье. Дети здороваются со своей доброй знакомой и просят рассказать им какую-нибудь сказку. Маланья рассаживает их, берет в руки цыпленка и рассказывает сказку. Потом задает детям вопросы по тексту, помогает оценить поведение ее персонажей. Предлагает сказать несколько добрых слов цыпленку (например, желтенький, пушистенький, мы тебя любим и в обиду не дадим!).
Занятие 12. Кого не стало?
Педагог предлагает навестить бабушку Маланью и ее питомцев. Дети заходят во двор к Маланье и здороваются со всеми его обитателями. Бабушка выставляет в ряд всех домашних животных и птиц.
Маланья. Хочу поиграть с вами и узнать: кто самый внимательный! Вы будете закрывать глаза, а я – прятать кого-нибудь. Если вы отгадаете, кого я спрятала, то услышите его голос.
Играют. Затем Маланья предлагает сыграть в «Узнай по голосу». Поиграв с детьми, домашние животные птицы просят детей найти их дома. Дети выполняют просьбу и уходят в группу.
Занятие 13. Знакомимся с репой и морковью
Бабушка Маланья приглашает детей пройти в ее огород.
Маланья.Посмотрите, какая у меня репка выросла! А вот морковка. (Показывает.)Смотрите: морковь по цвету красная, по форме удлиненная, а еще она твердая и гладкая. А репа круглая, желтая, тоже твердая и гладкая. Какие же морковь и репа? (Отвечают.) А теперь поиграем. «Раз, два, три, скорей репку найди! Раз, два, три, скорей морковку отыщи!». Будьте внимательны и не ошибитесь!
После игры дети садятся на скамейку во дворе у бабушки Маланьи, и она угощает их корнеплодами. Дети пробуют их и говорят, какие они на вкус. Затем благодарят Маланью и уходят в группу.
Занятие 14. Знакомимся с помидором и огурцом
Проводится аналогично предыдущему занятию.
Занятие 15. Огородные сказки
Дети и педагог вновь приходят к бабушке Маланье в гости.
Педагог. Бабушка Маланья, расскажи нам: какие овощи растут у тебя на огороде. Дружно ли они живут?
Маланья.
Овощи в огороде разные растут.
Морковь, капуста, репка тут.
Помидор и огурец – разудалый молодец!
Кабачок и тыква есть…
Только всех не перечесть.
Хотите я расскажу вам сказку об огурце? (Ответы.) Тогда слушайте!
Как вырос огурец?
На окне стояла коробка с семенами разных растений, Вечером, когда все легли спать, семена начали спорить: кто лучше? Но так и не пришли к общему мнению. На следующий день кто-то открыл коробку и взял семечко огурца. «Куда меня несут?» Вдруг его опустили в ямку и засыпали землей. А потом сверху что-то потекло, и стало мокро и уютно.
Семечко еще полежало немного и стало расти, толстеть. Вскоре из него появился росток, С каждым днем он становился все больше и больше и наконец вылез наружу. Здесь было светло и тепло. Чьи-то руки его постоянно поливали, и росток продолжал расти. На стебельке сначала появились листья, а потом яркий желтый цветок. «Какой я молодец! Я не напрасно вырос! Наверное, я лучше всех!».
Но в один прекрасный день подул ветерок, и лепестки опали. Осталась только серединка цветка. Росток загрустил, но солнышко сказало ему: «Не грусти, я тебе помогу!». И стало светить ярко-ярко, становилось все теплее и теплее. Завязь стала расти, расти и вскоре превратилась в большой красивый огурец.
Педагог.Вам понравилась сказка? Давайте вместе расскажем ее и покажем, как рос огурец и каким он вырос.
Занятие 16. Любуемся яблоней!
Педагог.Посмотрите, какое дерево выросло рядом с домиком бабушки Маланьи! И какие яблочки на нем! Как это дерево называется? Повторяйте за мной: яблоня! (Рассказывает и показывает, дети все повторяют.) Это ствол. Он у любого дерева один. У взрослого дерева он обычно толстый. От ствола в разные стороны отходят ветки. Они бывают большие и маленькие, длинные и короткие. А на ветках растут листья. Какие они? Маленькие, летом зеленые, ранней осенью желтые. Ветер дует – ветки качаются, листья шелестят: щ-ш-ш-ш-ш!На яблонях растут яблочки. Какие они? (Выслушивает ответы иобобщает их.) Да, яблочки круглые, вкусные. В зависимости от сорта могут быт