Сельский дворик

Конспекты занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим.

Город Междуреченск по праву можно назвать  туристическим центром Кузбасса. Именно в нашем районе находится  Горная  Шория, куда со всей России приезжают туристы покорять легендарные Поднебесные Зубья. Еще в конце 50-х годов у нас стали появляться клубы, члены которых занимаются горным туризмом и альпинизмом.  В 2005 г. в нашем детском саду открылся музей развития города. Это первый в наших краях опыт создания музея в дошкольном учреждении, в котором рассказывается об истории и города, и нашего детского сада.  Дети имеют возможность, не покидая родных стен,  знакомиться с экосистемой, полезными ископаемыми и промышленностью  нашего края, обычаями, традициями, бытом коренных жителей Горной Шории. В декабре 2006 г.  с целью развития у наших воспитанников силы, ловкости и способности преодолевать страх высоты мы по инициативе заведующей  О.Н. Васениной  установили мини-скалодром.  Есть у нас и Детская обсерватория, в которой проходят занятии по ознакомлению с нашей Вселенной. В обсерватории расположено и космическое кафе, в котором мы отмечает праздники, в том числе и дни рождения наших подопечных.

Однако сегодня мы хотим поделиться с коллегами другими наработками. Опыт работы с младшими дошкольниками, живущими в городе,  показал: они очень мало знают о жизни в сельской местности. В наших силах восполнить этот пробел. Для этого в нашем детском саду мы создали развивающую зону для детей 2–4 лет. И назвали ее «Сельский дворик».

 Занятия, которые мы проводим с детьми  в этой зоне, позволяют развивать их познавательную активность,  присущее им от природы любопытство,   речь, расширять  словарь,  учить имитировать повадки и движения  домашних животных (это общие для всех занятий цели).

Занятие 1. Знакомство с деревенским двориком

Сельский дворик

Педагог.  Куда  мы с вами попали?  (Предположения детей.) Верно, перед нами дом – один из тех, в которых живут сельские жители. Интересно, кто в нем живет? Давайте постучимся. «Тук-тук-тук! Кто в доме живет?»

Здесь идалее  предложения, взятые в кавычки, дети повторяют вслед за педагогом.В окошке появляется лицо бабушки Маланьи (кукла).

Маланья. Кто это ко мне в гости пожаловал?

Педагог и дети.  Это мы в гости к тебе пришли!

Маланья.Здравствуйте, родные! Давно ко мне никто не захаживал…

Педагог. «Здравствуй, бабушка Маланья!».  Мы мимо шли и решили к тебе в гости заглянуть.  Расскажи нам, пожалуйста, о своем доме и дворике рядом.

Маланья.Живу я в красивом доме. Он деревянный. Вот окно, вот дверь, а вот крылечко. А это крыша. Она нужна для того, чтобы в дом не попадали ни снег, ни дождь. А возле дома дворик, сад и огород. Еще колодец есть. А вокруг двора забор. Досок в нем не счесть! Доски все одинаковой длины.  На дворе живут кошка, собака, утки, куры, петушок –  золотистый гребешок.

Педагог.Спасибо, бабушка Маланья, за интересный рассказ. Дети, вам понравился дворик бабушки Маланьи?  (Ответы.) А что есть во дворе? Кто  там живет?  (Дети рассказывают,  педагог помогает по необходимости.)

Маланья предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

Наши уточки с утра…  кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда…  га-га-га!

Наши курочки в окно…  ко-ко-ко!

А как Петя-Петушок

Рано-рано по утру

Нам споет…  кукареку!

Маланья.  Молодцы! Мне пора идти по хозяйству хлопотать, а вы ко мне заглядывайте, я вас ждать буду.

Дети прощаются с бабушкой и уходят в группу. Педагог предлагает построить вокруг игрушечного домика забор из мелкого строительного материала и закрепляет представление о понятиях «забор», «вокруг», «много».

Занятие 2. Знакомство с собакой Жучкой

Педагог предлагает детям вновь пойти в гости к бабушке Маланье.

Педагог.  «Здравствуй, бабушка Маланья!».  Мы вновь к тебе пришли, хотим поближе познакомиться с твоим хозяйством.

Маланья.Давайте начнем. Возле дома живет собака. Зовут ее Жучка. Он мой дом сторожит,  чужих не пускает, громко лает. Она добрая и верная, настоящий друг. Давайте позовем ее. «Жучка, Жучка!». У нее свой домик есть (показывает на будку).  Он маленький и называется «будка или конура».

Педагог.Что-то не выходит Жучка! Давайте еще раз ее позовем. «Жучка, выходи к нам! Мы люди добрые и тебя не обидим!». Вот и она!  (Из будки появляется игрушечная собака.)Давайте ее погладим!  (Выполняют.)  Смотрите: Жучке нравится! Она даже хвостиком виляет! Потрогайте: какая мягкая у нее шерстка. А еще у собаки  есть лапы,  уши, хвост(показывает части тела собаки и предлагает детям потрогать их и сказать, как они называются). Бабушка, а чем ты кормишь свою любимицу?

Маланья.  Жучка   любит грызть косточки: у нее ведь очень острые зубы!  А еще она ест кашу, суп и лакает молоко из миски. Запомнили? Повторите!

Педагог. Вы  знаете, чем любят заниматься собаки? (Играть, гулять, спать, лаять…)  Давайте покажем, что любят собаки, а бабушка Маланья скажет, правильно это или нет.

Проводит игра «Собачки». Дети движениями передают настроение собаки, характерные для нее  действия (спит, сердится, , виляет хвостом, лает).

Педагог.А если собаку обидеть, что может произойти? Правильно, она может рассердиться и укусить. Но мы этого делать не будем. Лучше расскажем ей потешку.

К нам пришла собачка,

Умная собачка.
С детками играет,

Очень громко лает:
«Гав-гав, гав-гав!».

Педагог.Пора возвращаться. Давайте попрощаемся с бабушкой Маланьей и собачкой Жучкой. «До свидания, мы к вам еще в гости придет. Не скучайте!».

Занятие 3. Знакомство с котом Васькой

 Дети и педагог приходят на сельский дворик. Их встречают бабушка Маланья и собачка Жучка.

Дети.Здравствуйте! Это опять мы!

Маланья.Здравствуйте!  Проходите! (Раздается мяуканье.) Слышите? Это мой кот Васька с вами здоровается. «Котик, иди сюда!».

Педагог.  Вот и котик появился! Давайте с ним поздороваемся. (Здороваются.)

Маланья.Подойдите  поближе, погладьте  кота! (Выполняют.)

Педагог.Какая у кота «шерстка мягкая, гладкая, шелковистая, пушистая!». Лапки у котика мягкие, но в них спрятаны коготки-царапки. Гладить незнакомых кошек нельзя: могут оцарапать. А еще у кота Васьки есть «усы удивительной красы, глазки смелые, зубки белые». Бабушка, а твой котик любит молоко?

Маланья.Конечно, любит! Все коты любят лакать молоко, а еще они любят полакомиться рыбкой и сметаной.

Педагог.Расскажи нам, бабушка: чем занимается твой котик?

Маланья.Васька любит на солнышке сладко поспать, по травке бегать, по ночам на мышей охотиться. Вы знаете игру «Кот и мыши»? Сыграем? (Дети играют с Васькой.) А когда котик выспится и наестся, тщательно умывается и песенку поет: «Мур-мур-мур».

Педагог.Прочитаем потешку?

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверное, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

Васька скрывается в домике бабушки Маланьи.

 Маланья. Устал мой котик, пошел отдыхать. И вам пора идти. До свидания!

 Дети прощаются и возвращаются в группу.

Занятие 4. Инсценировка стихотворения Е. Рыбака «Васенька»

Педагог и дети приходят к бабушке Маланье. Здороваются с ней и котиком. Педагог предлагает  послушать стихотворение и выполнить действия, в нем описанные

Бедный мой котенок Васька!
Он сегодня заболел.

Бедный мой котенок Васька

Ничего с утра не ел.

У него и нос горячий,

Он не прыгает, не скачет,

А хозяйка горька плачет…

Васька, Васенька!

Выздоравливай скорей,

Васька, Васенька,

Будет в доме веселей.

Будем мы с тобой играть,

И по комнате скакать…

Бедный мой котенок Васька,
Очень я его люблю,

Уложу его в кроватку,

Колыбельную спою:

Баю-баю, спи, Василий,

Баю-баю, мой красивый,

Баю-баю, мой котенок,
Ты как маленький ребенок.

Занятие 5. Знакомство с куриным семейством

 Дети и педагог  приходят на сельский дворик  и видят, как по нему гуляет петух, курица и цыплята.

Педагог.Кто это гуляет рядом с домом бабушки Маланьи? (Ответы.) Верно, это куриное семейство. Мама-курочка, папа-петушок и их детки – маленькие цыплятки. Родители заботятся о них. Курочка учит зернышки клевать, лапками землю разгребать, червячков и букашек искать. Вот так! (Показывает, дети повторяют.)  Петушок учит гордо ходить и песни петь. Вот так! (Показывает, дети повторяют.) Я буду мамой-курицей, а вы – моими цыплятками.

Педагог надевает шапочку курицы ходит по двору, дети следуют за ней. Педагог произносит слова, показывает действия, дети повторяют.

Педагог. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите! Как пищат цыплятки? Как мама зовет  детой? Цыплятки маленькие, желтенькие, пушистенькие! Потрогаете их! А петух большой, у него на голове красный гребешок, он весь покрыт красивыми цветными перьями, хвост у него колесом, на ногах шпоры. Петух кричит: «Кукареку!».

Читает стихотворение.

Просто так, по пустяку

Не  пою ку-ка-ре-ку!

Утро  привечаю,

Солнышко встречаю!

Педагог. Курочку, петушка, цыпляток можно угостить зерном (дает детям зерно и предлагает посыпать его на пол). Позовем кур!

Дети. Цып-цып-цып!

Педагог. А еще нужно напоить все куриное семейство. (Подносит чашку с водой к клювикам птиц – дети имитируют действия птиц.)  С кем вы сегодня познакомились? Расскажите!

Дети отвечают и прощаются с куриным семейством. В группе педагог предлагает взять карандаши и показать, как  куры клюют зерно.

Занятие 6. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей». Заучивание потешки «Петушок, петушок»

Педагог приводит детей в гости к бабушке Маланье и предлагает рассказать, кого они видят  у нее  во дворе. Выходит бабушка Маланья, здоровается с детьми и начинает кормить кур, затем берет в руки петушка и показывает его детям. Педагог читает рассказ К. Ушинского, задает вопросы по тексту. Затем читает потешку и предлагает детям повторять ее за ним. Дети изображают петушка. Затем прощаются с бабушкой и уходят в группу.

Занятие 7. Кто плавает в пруду?

Педагог(приведя детей  на сельский дворик). Здравствуй, бабушка! Говорят, у тебя пруд есть, а в нем утка с утятами плавает. Покажи их нам, пожалуйста.

Маланья.Здравствуйте, мои дорогие! Пошли! Я покажу вам свой пруд и его обитателей(подводит детей к искусственному водоему). Вот моя уточка и ее детки плавают. А вы знаете, как деток утки зовут? Правильно, утята. «Утяток много, утка одна». Утка и утята любят купаться, нырять, на лугу травку щипать. А когда утята далеко уплывают, мама их громко зовет:  «Кря-кря-кря!». А утятки ей отвечают…  Как? (Ответы.) Давайте поиграем: будем называть  и показывать движения. (Плавают, клюют корм, пьют воду,стряхивают воду с себя, щиплют травк.) Утка большая или маленькая? (Большая.)Утята какие? (Маленькие.)

Педагог.Вы любите купаться? (Ответы.) Утка и утята тоже любят купаться. Посмотрите, как они умело плавают и не тонут. Кто еще умеет плавать?  (Рыбы, гуси, лягушки.)  Верно! Поиграем: я буду опускать на воду разные предметы (бумажные кораблики, легкие дощечки, пенопласт, камушки, траву, шишки, детали металлического конструктора и т.д.), а вы будете  говорить: плавают они  или  нет? (Выполняют.) А что любят ваши утята?

Маланья.Мои утятки любят щипать свежую травку, ловить в пруду рыбу и клевать зерна. Хотите их покормить? Тогда берите зерно и высыпьте в кормушку уткам. (Выполняют.)Слышите, как утки крякают? Это они вас благодарят.

Педагог.Не будем мешать утятам. Попрощаемся с ними и пойдем в группу.

Занятие 8. Музыкальные ребята

Педагог и дети снова приходят на пруд к бабушке Маланье.

Педагог.В пруду еще кто-то плавает, а не только утка с утятами. А это что за странные звуки?  (Включает аудиозапись кваканья лягушек.) Правильно, это лягушки. Это они так поют. «Здравствуйте, лягушки-квакушки!». Как хорошо, что вы к нам в гости пожаловали, а то комары замучили.  Лягушки никого и никогда не обижают. Более того, они приносят пользу. Живут лягушки  в воде  и на берегу.  Они рады дождю: кожа у них нежная, всегда должна быть влажной. Как радуются лягушки? Они поют свою песенку: «Как-ква-ква!». Какого цвета квакушки! Как они прыгают? Как распевают свои веселые песни? Чем питаются?  (Дети отвечают с подсказкой  педагога, что можно, показывают.)

Организуется игра «Музыкальные ребята».  Педагог раскладывает на полу два шнура (параллельно) – это пруд. Здесь лягушата будут плавать.

Педагог.Лягушата – музыкальные ребята,  покажите, как вы громко и дружно поете!

Дети.

Ква-ква-ква!

Ква-ква-ква!

Педагог.

В речку прыгать нам пора!

Дети. 
Ква-ква-ква!

Педагог.

Плавать дружно до утра!

Дети.

Ква-ква-ква!

Педагог.

Лапками греби!

Дети.

Ква-ква-ква!

Педагог.

На берег нам пора!

Дети.

Ква-ква-ква!

 Поймаем комара!

После игры педагог спрашивает у детей, с кем они сегодня познакомились и что нового узнали. Дети рассказывают то, что запомнили, и возвращаются в группу.

Занятие 9. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и Утенок»

Педагог предлагает детям отправиться на деревенский дворик бабушки Маланьи и проведать цыплят и утят. Придя на двор и увидев малышей, спрашивает у детей: кто это? Выслушав их  ответы, читает  сказку В. Сутеева. Затем задает вопросы по тексту и предлагает двум детям исполнить роли Цыпленка и Утенка. В заключение организует игру «Цыплята»  (по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»).

Занятие 10. «Колодец-колодец, дай воды напиться!»

Педагог и дети вновь приходят в гости к бабушке Маланье.

Педагог. Здравствуй,  бабушка! А мы гостинцы тебе принесли (отдает Маланье баночку с вареньем).

Маланья. Здравствуйте, гости дорогие! Я вас сейчас чаем угощу! Вот только воды из колодца принесу.

Педагог.Бабушка, расскажи  детям о колодце. Что это такое?

Маланья.Пойдемте со мной, а вам все покажу и все расскажу.  (Подводит детей к игрушечному колодцу, рассказывает и показывает.) Чтобы набрать воды,  нужно опустить на дно колодца ведро и зачерпнуть им воду.  Крутим ручку. Вот так!  Ведро  опускается. Зачерпываем воду. Вот так! Снова крутим ручку. Вот так!  Ведро поднимается. А теперь наливаем из него воду в чайник. А еще из колодца берут воду, чтобы полить грядки. Только в этом случае ее разливают по лейкам. Вот так!

Затем дети по очереди с помощью педагога «набирают воду из колодца».

Дети.

Ты, водичка, лей, лей!

Ты, морковка, пей, пей!

Маланья.Ай да молодцы! Ай да помощники! Сейчас   я вас чайком угощу.

Дети садятся на скамейку во дворе, Маланья угощает их чаем.

Занятие 11. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Педагог  приводит  детей в  гости к  бабушке  Маланье. Дети здороваются со своей доброй знакомой и просят рассказать им какую-нибудь сказку. Маланья рассаживает их, берет в руки цыпленка и рассказывает сказку. Потом задает детям вопросы по тексту, помогает оценить поведение ее персонажей. Предлагает сказать несколько добрых слов цыпленку (например, желтенький, пушистенький, мы тебя любим и в обиду не дадим!).

Занятие 12. Кого не стало?

Педагог предлагает навестить бабушку Маланью и ее питомцев. Дети заходят во двор к Маланье и здороваются со всеми его обитателями. Бабушка выставляет в ряд всех домашних животных и птиц.

Маланья.  Хочу поиграть с вами и узнать: кто самый внимательный! Вы будете закрывать глаза, а я –  прятать кого-нибудь. Если вы отгадаете, кого я спрятала, то услышите его голос.

Играют. Затем Маланья  предлагает  сыграть  в «Узнай по голосу». Поиграв с детьми, домашние животные птицы просят детей найти их дома. Дети выполняют просьбу и уходят в группу.

Занятие 13. Знакомимся с репой и морковью

Бабушка Маланья приглашает детей пройти в ее огород.

Маланья.Посмотрите, какая у меня репка выросла! А вот морковка. (Показывает.)Смотрите: морковь по цвету красная, по форме удлиненная, а еще она твердая и гладкая. А репа круглая, желтая, тоже твердая и гладкая. Какие же  морковь и репа? (Отвечают.) А теперь поиграем.  «Раз, два, три, скорей репку найди! Раз, два, три, скорей морковку отыщи!». Будьте внимательны и не ошибитесь!

После игры дети садятся на скамейку во дворе у бабушки Маланьи, и она угощает их корнеплодами. Дети пробуют их и говорят, какие они на вкус. Затем благодарят Маланью и уходят в группу.

Занятие 14.  Знакомимся с помидором и огурцом

Проводится аналогично предыдущему занятию.

Занятие 15. Огородные сказки

Дети и педагог вновь приходят к бабушке Маланье в гости.

Педагог. Бабушка Маланья, расскажи нам: какие овощи растут у тебя на огороде. Дружно ли они живут?

Маланья.

Овощи в огороде разные растут.

Морковь, капуста, репка тут.

Помидор и огурец – разудалый молодец!

Кабачок и тыква есть…

Только всех не перечесть.

 Хотите я расскажу вам сказку об огурце?  (Ответы.) Тогда слушайте!

Как вырос огурец?

На окне стояла коробка с семенами разных растений, Вечером, когда все легли спать, семена начали спорить: кто лучше?  Но так и не пришли к общему мнению.  На следующий день кто-то открыл коробку и взял семечко огурца. «Куда  меня несут?»  Вдруг его опустили в ямку и засыпали землей. А потом сверху что-то потекло, и стало мокро  и  уютно.

Семечко еще полежало немного и стало расти, толстеть. Вскоре из него появился росток, С каждым днем он становился все больше и больше и наконец  вылез наружу. Здесь было светло и тепло. Чьи-то руки его постоянно поливали, и росток  продолжал  расти. На стебельке сначала появились листья, а потом яркий желтый цветок. «Какой я молодец! Я не напрасно вырос! Наверное, я лучше всех!».

 Но в один прекрасный день подул ветерок, и лепестки опали. Осталась только серединка цветка. Росток  загрустил, но солнышко сказало ему: «Не грусти, я тебе помогу!». И стало светить ярко-ярко, становилось все теплее и теплее. Завязь стала расти, расти и вскоре превратилась в большой красивый огурец.

Педагог.Вам понравилась сказка? Давайте  вместе расскажем ее и покажем, как  рос  огурец  и  каким  он  вырос.

Занятие 16. Любуемся яблоней!

Педагог.Посмотрите, какое дерево выросло рядом с домиком бабушки Маланьи! И какие яблочки на нем! Как это дерево называется? Повторяйте за мной:  яблоня!  (Рассказывает и показывает, дети все повторяют.) Это ствол. Он у любого дерева один. У взрослого дерева он обычно толстый. От ствола в разные стороны отходят ветки. Они  бывают большие  и маленькие, длинные и короткие. А на ветках растут листья. Какие они? Маленькие, летом зеленые, ранней осенью желтые. Ветер дует –  ветки качаются, листья шелестят: щ-ш-ш-ш-ш!На яблонях растут яблочки.  Какие они?  (Выслушивает ответы  иобобщает их.)  Да, яблочки круглые, вкусные. В зависимости от сорта могут быт

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x