«Птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию с детьми 4–5 лет
Цель. Углублять знания о птицах, полученные во время наблюдений и в ходе чтения произведений о птицах;развивать способность к обобщению; формировать навыки самооценки; воспитывать сочувствие к птицам и желание помогать им;формировать интерес к познавательным занятиям.
Словарная работа. Обогащать активный словарь глаголами, антонимами; учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Предварительная работа. Беседа о птицах: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы(В. Бианки. «Чей нос лучше?»; А. Алиш. «Болтливая утка» и др.), разгадывание загадок о птицах.Отображения своих впечатлений в рисунках и аппликации.Разучивание пальчиковых игр («Снежок», «Воробей» и др.).
Материал. Магнитофон, фонограммы, разрезные изображения птиц, карточки с загадками и карточки – условные обозначения, дидактическая игра «Птицы», раскраска «Птицы», плоскостные фигуры птиц, «волшебная корзина». Трафарет изображения галки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
Дети заходят в группу, становятся полукругом. Тихо звучит музыка (П.И. Чайковский. Пьеса, по выбору педагога, из цикла «Времена года»). Музыка затихает.
Воспитатель(держит в руках куклу в красной шапочке). Вышла Красная Шапочка из дому с корзиной в руках. Идет по дороге, по сторонам посматривает, примечает. Думает, зайду-ка я в гости к детям, поиграю с ними. Хотите поиграть с Красной Шапочкой?
Дети. Да!
Красная Шапочка.Я принесла загадки, попробуйте их отгадать.
Красная Шапочка загадывает загадки о вороне, сороке, воробье, синице, голубе, дятле (см. приложение 1).
Красная Шапочка.Молодцы! Отгадали все мои загадки. А давайте сейчас поиграем в игру «Кто это?» (см. приложение 2).
После игры Красная Шапочка задает вопросы детям.
. Кто у вас в руках?(Птицы.)
. Чем птицы похожи? (У всех есть голова, туловище, хвост, крылья, лапки, клюв, а тело покрыто перьями.)
. А чем птицы отличаются друг от друга? (Птицы отличаются друг от друга клювом, окраской.)
. А эти(показывает рисунки воробья и вороны) чем еще?(Воробей маленький, а ворона большая.)
. А эти (показывает рисунки снегиря и синички) чем? (У снегиря грудка красная, а у синички желтая.)
Красная Шапочка. Молодцы! А еще повадки у птиц разные. Зимой вороны любят сидеть на деревьях, воробьи – на кустах, голуби – на карнизах крыш. Они сидят, нахохлившись, прячут клювы и лапки, распушают перышки. Так они спасаются от холода и мороза.
Красная Шапочка задает вопросы и показывает рисунки с изображением лап, клюва, крыльев и перьев.
. Мы чем едим? (Ртом.)
. А птицы? (Клювом.)
. У человека тело покрыто кожей, а у птиц чем? (Перьями.)
. У нас ноги. А у птиц? (Лапки.)
. У нас руки. А у птиц? (Крылья.)
Красная Шапочка. Молодцы, ребята! А сейчас время для игры.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре! (Загибают пальцы.)
Мы с тобой снежок слепили. (Имитируют лепку.)
Слепили: круглый, крепкий, гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)
Раз! Подбросили! (Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.)
Два! Поймали! (Приседая, ловят снежки.)
Три! Уронили! (Встают, роняют воображаемые снежки.)
И…сломали! (Топают ногой.)
Красная Шапочка.Что это у меня? (Поезд.) Сейчас мы посадим птичек в вагончики (каждый ребенок берет птичку-карточку – и «сажает» ее в вагончик) Молодцы! Скажите, а как разговаривают птички?
Дети дают ответы (индивидуальные или хоровые) вместе с Красной Шапочкой.
Ворона – кар! Значит, что делает ворона? (Каркает.)
Сорока – тр-тр! Значит, что делает сорока? (Стрекочет.)
Голубь – урр-урр! Значит, что делает голубь? (Воркует.)
Сова – ууху! Значит, что делает сова? (Ухает.)
Воробей – чик-чирик! Значит, что делает воробей? (Чирикает.)
Красная Шапочка. Вспомним игру «Что лишнее?». Ворона, дятел, кузнечик. Воробей, синичка, бабочка. (Лишние: кузнечик и бабочка – это насекомые.) Сколько птичек (показывает рисунок) спряталось? (Спрятались две птички, на рисунке видны четыре лапки, а у каждой птички две лапки.) Сейчас мы отдохнем!
Физкультминутка «Воробей»
Среди белых голубей (дети идут по кругу)
Скачет шустрый воробей (в центре ребенок, который скачет, как воробей).
Воробышек-пташка,
Серая рубашка (дети встают лицом в круг, идут приставным шагом).
Откликайся, воробей!
Вылетай-ка, не робей! (Воробей пытается вылететь из круга, а дети, взявшись за руки, не пускают его.)
Красная Шапочка.А чем мы можем помочь птичкам зимой? (Сделать кормушки. Насыпать в них корм для птиц. Если кормушек нет, то корм можно насыпать прямо на снег, например, в лесу.) Молодцы! Кто может сказать, какие звуки издает лес?
Дыхательно-звуковая гимнастика
Воздух в лесу свежий, мягкий, полезный. (Сначала короткий вдох, затем длинный выдох «Ах!».) Слышно, как качаются ветки, хрустит снежок под ногами. (Вдох, выдох с произнесением звука с-с-с! Вдох, выдох с произнесением звука ш-ш-ш!)
Красная Шапочка.Хотите очутиться в лесу и послушать голоса птиц?
(Слушают пение птиц, в записи.) Узнали голоса птиц? Они собрались у кормушки и кричат, щебечут, громко чирикают. Благодарят нас за заботу. А сейчас проходим к столам. На них лежат шаблоны птиц. Вам надо их обвести и дорисовать.
Дети проходят и садятся за столы. На подносах лежат листы бумаги, шаблоны и карандаши (см. приложение 3).
Красная Шапочка. Хорошо! Все справились. А кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.) Послушайте стихотворение Г. Грубина «Между летом и зимой»
Между летом и зимой
Все впадает в сон.
Засыхает зверобой,
Опадает клен.
Дуб морозцем опален.
Спать идут медведи.
Люди этот сон
Осенью зовут.
Да!
Сентябрь,
Октябрь,
Ноябрь –
Настоящий сон.
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.
Красная Шапочка.Сегодня мы с вами играли, отгадывали загадки. Вам понравилось? А в какие игры вы хотели бы сыграть в следующий раз? Что труднее всего сегодня было сделать? О чем вы расскажите дома? (Ответы.) Сегодня вы все старались. Я хочу подарить вам вот эту раскраску, чтобы вы обо мне не забывали. До свидания!
Загрузить презентацию «Загадки о птицах»