Психологическое сопровождение будущего первоклассника

Психологическое сопровождение будущего первоклассника

Л.А. Никифорова, педагог-психолог ГБОУ Школа № 1741, дошкольное отделение «Солнечные лучики», г. Москва

 

Педагог-психолог. Серёжа, как прошли твои выходные?

Серёжа. Во! (Показывает большой палец.)

Педагог-психолог. А что «во»?

Серёжа. Всё!

 

Педагог-психолог. Катюша, как прошли твои выходные?

Катя. Спасибо, хорошо. Вы знаете, Любовь Алексеевна, мы ехали на дачу четыре часа! Были огромные пробки. Утром мы проснулись, позавтракали. Мама забыла взять с собой молоко, поэтому не смогла сварить кашу, и мы ели бутерброды с маслом, сыром, колбасой. У меня была такая толстая колбаса «Докторская», я её очень люблю. После завтрака я пошла с бабушкой поливать цветы. Всю неделю не было дождей, и земля была сухая…

И дальше Катя медленно, обстоятельно продолжает свой рассказ, отвечая на вопрос педагога-психолога.

 

Как видно из диалогов, у первого ребёнка правополушарный тип мышления, он мыслит образами, спонтанно, интуитивно, эмоционально. У второго – левополушарный тип, он рассуждает последовательно, логически структурированно, рационально.

До 8–9 лет у детей активно функционирует правое полушарие, поэтому вся система образовательной деятельности дошкольников построена на играх, сказках, образах, представлениях. Система школьного обучения построена на активизации левого полушария (счёт, письмо, чтение, чёткая организация пространства в тетради: клетки, линейки, поля).

Кроме межполушарной асимметрии, у каждого ребёнка (как и у каждого человека) присутствуют моторная асимметрия (ведущие рука, нога) и сенсорная асимметрия (ведущие глаз, ухо). Все эти особенности формируют так называемый индивидуальный латеральный профиль. Именно он является определяющим в восприятии и запоминании, в выборе стратегии мышления, при формировании личностных особенностей и эмоциональной сферы. Различают рабочий профиль и доминирующий. Рабочим профилем мы пользуемся постоянно, он меняется в зависимости от задачи или условий, в которых мы сейчас находимся. Доминирующий профиль – это внутренний ресурс человека, который помогает в сложных стрессовых ситуациях быстро принять решение.

Надо заметить, что порог стрессоустойчивости у всех людей разный. Для одного стрессом является болезнь или смерть близкого человека, для другого достаточно одного замечания начальника («Вы меня сегодня подвели»), чтобы повысилось давление.

Доктор биологических наук, профессор Р.И. Айзман назвал состояние, возникающее у первоклассников в первые недели, месяцы обучения, «школьным шоком». Он заметил, что «учащиеся в процессе обучения приходят в состояние хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, психогенного стресса, истощающего нервную систему». Проверка психологического состояния детей при обучении навыкам письма (с использованием теста М. Люшера) показала, что стресс у школьников такой же, как у космонавтов при взлёте. При анализе причин стресса у младших школьников выяснилось, что их индивидуальные латеральные профили не учитывались.

Представьте себе ребёнка, у которого правые глаз и ухо доминирующие, а его посадили справа от доски. Первокласснику надо сосредоточиться на новом сложном материале, который объясняет учитель, и он неосознанно поворачивает голову так, чтобы доминирующие глаз и ухо были ориентированы на учителя и доску. Учителю же кажется, что ребёнок в это время смотрит в окно, то есть отвлекается. Учитель не понимает (и не знает), что ребёнок таким образом пытается сосредоточиться. Замечание следует за замечанием. У первоклассника возникает состояние стресса.

Для формирования психоэмоционального благополучия ребёнка необходима преемственность между специалистами детского сада и начальной школы. Педагог-психолог детского сада владеет обширной информацией об особенностях каждого ребёнка, выявляет его индивидуальный латеральный профиль, знает, какие условия нужно создать для успешности ребёнка в разных видах образовательной и игровой деятельности, подсказывает воспитателю, куда его лучше посадить, когда лучше спрашивать.

Один ребёнок быстро ориентируется в обстановке, он более стрессоустойчив, его можно спрашивать на занятии (уроке) первым и первым поставить в эстафете. Второму нужно время, чтобы осмыслить задание, перестроиться, посмотреть, как это делают другие. На занятии его лучше спросить четвёртым, пятым. Третий ребёнок нетерпелив, его можно погладить по плечу, показывая, что его заметили, но спросить чуть позже, похвалив за терпение. Если у ребёнка визуальная система восприятия информации, ему необходима такая поддержка: «Вижу, вижу, молодец! Посмотри, как пишется эта буква. Обрати внимание, как расположены фигуры», если кинестетическая – касание, поглаживание: «Ты умница», а если аудиальная: «Я слышу, что ты правильно говоришь».

Педагог-психолог Л.А. Никифорова передаёт свои знания учителям начальной школы в виде рекомендаций. Безусловно, такие рекомендации касаются только тех детей, которые тяжело переносят ситуацию стресса и у которых могут возникнуть трудности с адаптацией к школьной жизни. По совету педагога-психолога и запросу родителей рекомендации поступают к учителю после первого родительского собрания (5–7 сентября). Рекомендации – это не перечисление недостатков ребёнка и трудностей, возникающих при его обучении и социализации, это предложение видов направленной, конкретной помощи для успешной его адаптации к школьному обучению.

В рекомендациях Л.А. Никифорова пишет не только об особенностях доминирующего профиля ребёнка, но и прогнозирует его поведение в ситуациях смены учителя, расписания занятий.

Некоторые учителя начальной школы прислушиваются к таким рекомендациям и с благодарностью их принимают, некоторые – нет.

 

Саша. Мария Александровна, а наша педагог-психолог детского сада Любовь Алексеевна сказала, чтобы я сидел вот здесь.

Учитель. Хорошо, потом посмотрим. Саша уже в третьем классе. И где он только не сидел! Только не там, где нужно.

 

Алгоритм рекомендаций педагога-психолога

 

  • Имя, фамилия ученика. Продолжительность его пребывания в детском саду.
  • Позитивные характеристики (уникальность, достижения, индивидуальные особенности, предпочтения, ответственность, коммуникативные качества, участие в конкурсах, соревнованиях).
  • Психологические особенности:

— в общении (ограниченный выбор друзей, неформальный лидер);

— в игровой деятельности;

— в эмоционально-волевой сфере;

— темпераментальные характеристики (способность переключаться с одной деятельности на другую, темп выполнения заданий, степень активности в практической деятельности);

— скорость переключения внимания;

— уровень развития мелкой моторики рук;

— порог стрессоустойчивости.

  • Рекомендации по психологическому сопровождению.
  • Рекомендации относительно учебной деятельности:

— формирование мотивации на познавательном уровне (престижность положения ребёнка, социальная значимость данного вида деятельности, похвала учителя – для детей с правополушарным типом мышления; качество знаний и их совершенствование – для детей с левополушарным типом мышления);

— формирование мотивации на пространственном уровне (визуалы рассаживаются на первых партах, кинестетики – в конце класса).

  • Рекомендации по модальности восприятия:

— визуалы – «посмотри», «покажи», «хочу показать», «представь», при обращении можно заменять слова картинками, диаграммами, схемами;

— аудиалы – «послушай», «расскажи мне»;

— кинестетики – «почувствуй», «дай мне потрогать».

  • Психологический прогноз (при условии выполнения рекомендаций).
  • Дата, подпись (фамилия, имя, отчество, должность, квалификация педагога-психолога). Контактный телефон.

 

Примеры рекомендаций педагога-психолога

 

Серёжа И. В течение четырёх лет был воспитанником ГБОУ детский сад № 2282.

В подготовительной к школе группе участвовал в составе команды воспитанников ГБОУ в интеллектуальных конкурсах «Знайка», фестивалях по ЛЕГО-конструированию окружного и районного значения.

Очень ответственный ребёнок, умеющий довести задуманное дело до конца.

Имеет избирательный, ограниченный круг общения со сверстниками. С остальными детьми не конфликтен, умеет находить компромисс в трудных, спорных ситуациях. Несколько осторожен в общении с новыми, незнакомыми людьми. Ему нужно некоторое время для привыкания. В итоге он всё равно отдаёт предпочтение общению с хорошо знакомыми детьми. В игровой деятельности может принимать различные роли: и ведущего, организующего игру и распределяющего роли, и ведомого. Может убедить собеседника и отстоять свою точку зрения.

Предпочитает конструирование и решение интеллектуальных задач, игры в малых подгруппах. Может расстроиться или растеряться, если происходит резкая смена деятельности, изменение условий выполнения заданий (фрустрирующий фактор). Ему нужно время для переключения с одного вида деятельности на другой.

Присутствует моторная неловкость. Мальчику нелегко даются задания, связанные с лепкой мелких деталей, с вырезанием фрагментов аппликации. Это занимает у него больше времени, чем у остальных детей, поэтому он выполняет задание не торопясь. Но всегда доводит начатую работу до конца.

У Серёжи преобладает правополушарный тип мышления. Поэтому для него будет важна Ваша оценка его деятельности с точки зрения её социальной значимости. Например: «Я обратила внимание, как ты старался…» Он будет долго помнить, что его старания замечены. Самой строгой оценкой для него станет Ваше замечание: «Я недовольна твоим выполнением домашнего задания» (вместо фразы: «Ты плохо выполнил домашнее задание»).

Серёжа – визуал и кинестетик, поэтому обращение к нему через доминирующие у него сенсорные системы более эффективно. Например: «Посмотри, как пишется эта буква». «Обрати внимание, как красиво написано это предложение (как соединяются эти буквы)». «Представь, как можно было бы решить эту задачу иначе».

У Серёжи доминирующими являются правый глаз и правое ухо, поэтому самое предпочтительное (выгодное) для него место в классе – слева от доски или в середине комнаты. Для него важно постоянство. Желательно заранее предупреждать его о предстоящей смене учителя (на завтра) или соседа за партой. Это даст ребёнку время внутренне настроиться на предстоящую смену деятельности, на изменения в его окружении. На уроке предпочтительнее не спрашивать его первым, что даст ему возможность посмотреть, как другие выполняют задание или отвечают на вопросы. На уроках физкультуры не следует ставить его первым для участия в эстафетах. Если поставить мальчика в середине команды, то результативность его действий будет гораздо выше.

При условии выполнения рекомендаций адаптация Серёжи к новым условиям образовательной деятельности будет успешной.

С уважением, педагог-психолог высшей квалификационной категории, почётный работник образования РФ Никифорова Любовь Алексеевна.

Контактный телефон…

Дата…

 

Ира С. В течение четырёх лет была воспитанницей ГБОУ детский сад № 2282.

В подготовительной к школе группе участвовала в составе команды «Солнечные лучики» в конкурсе ГБОУ «Весёлые старты».

Ира – активная, коммуникабельная девочка. Всегда находит себе новых друзей, в общении со сверстниками неконфликтна. Легко идёт на компромисс, часто становится неформальным лидером в группе девочек.

В игровой деятельности предпочитает сюжетно-ролевые игры, при этом чаще всего сама принимает правила, которые может быстро менять.

Ей трудно играть по установленным правилам, особенно в настольные игры. Фрустрирующим моментом в игре может служить её проигрыш (или проигрыш её команды), долгое ожидание своего хода.

Ира – визуал, поэтому обращение к ней будет более эффективным, если задействовать доминирующую сенсорную систему девочки. Например: «Посмотри на эту цифру. Обрати внимание, куда она «смотрит».

«Представь себе, что…»

У девочки левый глаз доминирующий, поэтому желательно выбрать ей место в классе справа от доски. Ира – подвижная девочка, поэтому её можно посадить в конце комнаты. Она будет для Вас своеобразным индикатором того, что дети устали и пора проводить физкультминутку. Для неё важна частая смена деятельности, она быстро устаёт от однообразия. Ей можно разрешить крутить и мять в руках Топитошку или маленький мячик – это не только не отвлечёт её от занятия, но, напротив, поможет сосредоточиться и дольше усидеть на месте.

Спрашивать девочку можно в начале урока, но для удержания её внимания нужно пообещать, что обязательно спросите ещё раз. Ира будет Вашей помощницей при проверке дежурств, подготовке к занятиям доски и пособий. Ей можно предложить быть ведущей класса в буфет. Девочка всё делает с удовольствием и с присущим ей умением устанавливать неформальные лидерские отношения со сверстниками.

При условии выполнения рекомендаций адаптация Иры к новым условиям образовательной деятельности будет успешной.

С уважением, педагог-психолог высшей квалификационной категории, почётный работник образования РФ Никифорова Любовь Алексеевна.

Контактный телефон…

Дата…

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x