Проект «За здоровьем в детский сад»

Проект «За здоровьем в детский сад»

С.А. Камардина, воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 66 «Матрёшка», г. о. Тольятти

 

Победитель Всероссийского конкурса «Здоровый образ жизни – с детства!»

 

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. В сохранении и укреплении здоровья детей важную роль играет закаливание. Как же познакомить дошкольников с правилами закаливания, научить укреплять своё здоровье? В основе закаливания лежат три основных принципа: систематичность, последовательность, учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

На протяжении нескольких лет наш детский сад состоял в творческой группе «Здоровый образ жизни» под руководством кандидата педагогических наук, доцента Тольятинского государственного университета А.А. Ошкиной. Под её руководством был разработан ряд дидактических игр, пособий по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни (компонент «Закаливание»).

На основе накопленного педагогическим коллективом материала, совместно с родителями был разработан и реализован проект «За здоровьем в детский сад».

Проект реализовывался в течение пяти недель.

Работа с проектом состоит из четырёх блоков: целевого; содержательного; операционного; результативного.

Целевой блок направлен на формирование представлений о закаливании как элементе здорового образа жизни.

Содержательный блок реализуется в совместной деятельности с детьми, проводятся беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов в соответствии с тематикой, закрепление с родителями дома, совместный поиск информации о закаливании.

Операционный блок реализуется во всех видах детской деятельности, педагог вносит в среду в соответствии с темой различные атрибуты для игровой деятельности, изготавливает атрибуты совместно с детьми, предлагает альбомы для рассматривания, книги о закаливании, раскраски, схемы и алгоритмы выполнения закаливающих процедур, игровой материал (массажные коврики, полотенца и т. п.).

Результативный блок – дети совместно с родителями дома знакомятся с с таким компонентом ЗОЖ как закаливания. На основе полученных впечатлений изготавливают книжку-малышку, выполняют рисунок. Родители представляют «Массажный коврик своими руками». Создают презентации, видеоролики к темам недели.

Тематика недель раскрывается в различных видах детской деятельности, в режимных моментах.

 

Тематика недель и содержание деятельности

1-я неделя

«Что такое закаливание?»: получение представлений о закаливании, о пользе закаливания для организма человека.

Содержание деятельности: рассматривание картин и беседы по их содержанию; сюжетно-ролевая игра «За здоровьем в детский сад»; настольно-печатная игра «К дороге здоровья.

2-я неделя

«Как можно закаляться?»: знакомство с разными видами и способами закаливания.

Содержание деятельности: настольно-печатная игра «Назови и покажи»; викторина «Кто больше знает о закаливании?».

3-я неделя

«Прогулка»: получение знаний о воздушном закаливании, о необходимости ежегодных прогулок на свежем воздухе, представлений об упражнениях для развития закаливающего носового дыхания.

Содержание деятельности: рассматривание картин «Прогулки в разных местах» и беседа по их содержанию; чтение (стихотворение «Прогулка» А. Барто); эксперимент «Почему на прогулке полезней дышать носом?».

4-я неделя

«Страна закаливания» (коллективное составление сказок и рассказов о закаливании): формирование осознанного отношения к закаливанию, умения эмоционально реагировать на закаливающие мероприятия и активно включаться в них (с желанием рассказать о закаливании)

Содержание деятельности: придумывание загадок о закаливании; слушание сказки; совместная деятельность с родителями «Закаляемся вместе с мамой».

5-я неделя

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»: знакомство с правилами закаливания организма с помощью природных факторов, различными закаливающими процедурами.

Содержание деятельности: рассматривание иллюстраций «Утро. Бег», «На тренировке»; чтение пословицы «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»; рисование «Ах, полезная водица!»; создание альбома «Закаливание вместе с мамой и папой»; экскурсия с родителями в «Галерею Здоровейки».

 

Содержание игровой и других видов деятельности

Дидактическая игра «К дороге здоровья»

Цель: закрепить знания о пользе различных закаливающих процедур.

Оборудование: картинки (лес, море, бассейн, солнце, камни, песок, речка, спортивное оборудование); две полоски-дорожки (размер 7х35 см).

Ход игры

Играют от двух до четырёх человек. Детям необходимо собрать «дорожку закаливания» из картинок (лежат обратной стороной на столе). Участники по очереди берут по одной картинке и выкладывают её на «дорожку» (полоску). После того как ребёнок объяснит, что изображено на картинке, назовёт вид и способ закаливания, расскажет о его пользе, в игру вступает следующий участник. Если ребёнок не объясняет картинку, то право хода переходит к другому. Выигрывает тот, кто быстрее соберёт «дорожку закаливания» на пути к дороге здоровья.

Дидактическая игра «Назови и покажи»

Цель: формировать представления о способах и видах закаливания организма в разные времена года.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением детей, применяющих различные способы закаливания (обливание, купание, ходьба босиком и т. д.)

Ход игры

Дети делятся на две команды. Игроки выбирают себе по несколько картинок. Рассказывают по картинке о виде и способе закаливания организма (можно предложить схему рассказывания). Побеждает команда, чей рассказ оказался более понятным, подробным и полным.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад «Здоровье»

Цель: формировать умения отображать имеющиеся знания о закаливании в игровой деятельности; проявлять взаимопомощь в освоенных видах закаливания, закрепить потребность в осознанном выполнении закаливающих процедур.

Сюжет, игровые действия: приход детей в детский сад, беседы с воспитателем, составление плана дня в детском саду, проведение утренней гимнастики, подготовка к приёму пищи, завтрак.

Роли: мамы, папы, воспитатель, воспитанники группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Игровые средства: игровая обстановка – детский сад, столы, стулья, игрушки, предметы-заместители оборудования для закаливания и выполнения физических упражнений.

Викторина «Кто больше знает о закаливании?»

Цель: обогащать знания детей о видах закаливания; развивать умение взаимодействовать в команде; развивать мышление, внимание, память.

Оборудование: картинки-схемы (солнце, вода, воздух); фишки разного цвета (жёлтые – солнце; голубые – вода).

Ход викторины

Воспитатель приглашает детей принять участие в викторине, посвящённой теме «Здоровый образ жизни». Дети делятся на две команды, выбираются капитаны. Участники придумывают названия для своих команд. Команды приветствуют друг друга.

Вопросы викторины (задаются командам поочерёдно): что такое закаливание? Для чего необходимо закаливание? Какую пользу здоровью приносит закаливание? Как можно закаляться? Что такое водное закаливание? Что означает воздушное закаливание?

После того как команды ответят на вопросы, проводится подвижная игра «Вода и воздух»: по сигналу «вода» дети имитируют движения плавания, по сигналу «воздух» бегают в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Подводятся итоги викторины. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Придумывание загадок о закаливании

Цель: формировать интерес к закаливающим мероприятиям, умение составлять загадки о закаливании, выражая к нему положительное отношение.

Оборудование: модель составления загадок.

Ход деятельности

Детям загадывается загадка:

Дождик тёплый и густой,

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов. (Душ.)

Вопросы к детям: как вы догадались, что это душ? Как вам кажется, приятнее стоять под душем или под дождём? А что полезнее? Под какой водой вам нравится стоять – под тёплой или прохладной? А под какой полезнее? Чем полезна вода для организма человека?

Совместная деятельность с родителями «Закаляемся вместе с мамой»

Цель: формировать умения применять знания о видах, способах, правилах закаливания.

Оборудование: бумага, карандаши, краски.

Ход деятельности. Составление рассказов на тему «Как мы закаляемся с мамой дома». Рассказы записываются родителями или детьми. Можно создать книгу о закаливании с иллюстрациями.

Рисование «Ах, полезная водица!»

Цель: закрепить знания и представления детей о способах закаливания, пользе закаливания для организма человека; развивать связную речь; формировать навыки рисования фигуры человека.

Оборудование: картинки с изображением видов водного закаливания, памятка-схема «Рисование человека в движении», изобразительные материалы по выбору детей.

Предварительная работа

Детям для просмотра предлагается мультфильм про Лунтика «Закаливание»; решается проблемная ситуация «Почему Лунтик и его друг Кузя простудились, что делать?»; дети приходят к выводу, что надо постепенно начинать закаливать свой организм – для этого существуют различные виды закаливания.

Проводится беседа о видах закаливания по вопросам: что такое закаливание? Как мы закаливаемся? Какую пользу приносит закаливание для организма человека? Что вы знаете о закаливании? Как можно закаливаться?

Детям предлагается выполнить рисунки о способах закаливания и подарить их Лунтику и Кузе.

Дети вспоминают приёмы рисования человека, составления композиции.

Самостоятельная деятельность детей

Дети выполняют рисование, при необходимости оказывается индивидуальная помощь. Начинают оформлять альбом для героев любимого мультфильма.

Экскурсия в «Галерею Здоровейки»

Цель: формировать положительное отношение к закаливанию; закрепить знания детей о видах спорта; продолжать знакомить детей с жанрами живописи; развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Оборудование: изображения картин «Утро. Бег» А. Лопатина; «На тренировке» М. Керимовой-Соколовой; изобразительные материалы по выбору детей.

Ход деятельности

Детей приглашают побывать в «Галерее Здоровейки» (изостудия), предварительно задают им вопросы: догадываются ли дети, кто такой Здоровейка? Почему его так называют? Что дети делают для своего здоровья, чтобы стать таким же Здоровейкой?

Детям читают стихотворение «Лыжник» С. Михалкова.

Дети рассматривают изображения картин «Утро. Бег», «На тренировке». Проводится беседа по вопросам: что общего в этих картинках? Чем занимаются дети, изображенные на картинках? Что такое закаливание? Чем закаливание полезно для организма?

Проводится дидактическая игра «Полезно – вредно»: нужно выбрать из предложенных иллюстраций те, на которых изображено, что полезно для организма и что вредно.

Дети выполняют самостоятельное рисование на тему «Закаляйся, если хочешь быть здоров».

Подводится итог – проводится беседа «Что мы узнали о закаливании» по рисункам детей.

 

Проект «За здоровьем в детский сад»
Готовим игры о закаливании к проекту

 

Проект «За здоровьем в детский сад»
Беседа «Как я закаливаюсь»

 

Проект «За здоровьем в детский сад»
Мой любимый вид спорта

 

Проект «За здоровьем в детский сад»
Наши интерактивные стены. Рукоход

 

Проект «За здоровьем в детский сад»
Массажные коврики для ходьбы

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x