Поликультурное воспитание дошкольников. Из опыта работы
В настоящее время поликультурное образование занимает важное место в образовательной практике многих стран. Возникла необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формированию навыков межкультурного диалога.
Умение жить в мире разных людей и идей не передается по наследству. Способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, нужно воспитывать в каждом поколении, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретут.
В нашем детском саду мы проводим работу, направленную на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий.
Задачи поликультурного воспитания в ДОО:
— Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором они живут.
— Формирование представлений детей о Родине – России: Москва − столица России, гимн, флаг, герб, элементарные сведения об истории, традициях, обычаях народов, проживающих на территории нашей страны, разнообразие художественных промыслов.
— Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения.
— Ознакомление детей с многонациональной культурой народов России.
— Стимулирование и поощрение уважительного отношения к другим национальностям и народам.
Для реализации этих задач в детском саду создана необходимая среда:
— Мини-музей «Русская горница». Здесь проходят занятия фольклорного кружка.
— Фотоальбомы, презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов.
— Аудиотека фольклора народов России (стихи, песенки, сказки).
— Каталог народных игр.
Для проведения фольклорных праздников и развлечений были сшиты детские национальные костюмы народов России: якутские, бурятские, мордовские, карельские, чеченские.
Был проведен конкурс «Кукла в национальном костюме», участниками которого были сотрудники и родители воспитанников. Все костюмы были изготовлены руками участников. Эти куклы в национальных костюмах стали экспонатами мини – музея.
Алгоритм ознакомления дошкольников с народами России
Блоки | Задачи | Формы и виды деятеьности |
1.Географическое положение | Формировать у детей положительные впечатления о народе;
Учить подмечать незначительные различия в деталях, признаках, объединять предметы по сходству, составлять из частей целое. |
1.НОД «Путешествие по карте России»
2. Дидактические игры |
2.Климат, растительный и животный мир | Расширять представления детей об особенностях климата, условиях проживания народа, среды обитания растительного и животного мира. | 1. Совместная деятельность педагога с детьми
2. Дидактические игры 3. Самостоятельная деятельность детей (рассматривание альбомов, энциклопедий и др.) |
3.Символика, национальный язык | Познакомить детей с флагом, гербом, языком;
Учить детей создавать аппликации с натуры, рисовать по шаблону, углублять знания о стране. |
1. Совместная деятельность педагога с детьми
|
4. Достопримечательности | Познакомить детей с национальными достопримечательностями: памятниками архитектуры, культуры, национальными заповедниками.
Учить детей работать коллективно, развивать творческое воображение и интерес к английской культуре. |
1. Совместная деятельность педагога с детьми (показ слайдов, видео презентаций).
2. Самостоятельная деятельность детей (рассматривание альбомов). 3. Конструирование, создание макетов жилища народов |
5.Традиции и обычаи народа | Знакомить детей с народными обычаями, традициями и праздниками.
Расширять знания о жизни своих сверстников. Познакомить детей с национальными играми. Развивать у детей выносливость, ловкость, умение находить общее в национальных играх. |
1. Досуги с участием родителей
2.Беседа с презентациями 3. Развлечения в народных традициях 4.Фестивали 5.Изодеятельность 6.Игровая деятельность (народные игры и забавы) |
6. Народное творчество | Приобщать к национальному фольклору,
знакомить с устным народным творчеством. Учить передавать в рисунке различные сюжеты, свое отношение к содержанию, развивать интерес к сказкам. Воспитывать интерес к национальной литературе, знакомить с творчеством поэтов и писателей. Развивать способность детей понимать содержание национальных песен и музыкальных произведений, воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения. |
1.Чтение и рассказывание народных сказок
2.Проведение конкурса рисунков по сказкам 3.Чтение произведений 4.Слушание в аудиозаписи народных музыкальных инструментов 5.Разучивание запевок, закличек, песен 6.Разучивание национальных танцев |
7. Народно-прикладное искусство | Обогащать представления детей о художественной деятельности, творчестве народов. | Совместная деятельность педагога с детьми |
Трофименкова Светлана Вячеславовна, воспитатель, Чернова Татьяна Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Аистёнок», г. Рославль, Смоленская область |