Методики раннего развития для занятий с детьми в домашних условиях

Методики раннего развития для занятий с детьми в домашних условиях

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

 

Какие существуют методики раннего развития для занятий с детьми в домашних условиях?

На сегодняшний день существуют десятки методик раннего развития, которые родители могут использовать самостоятельно. И число их ежегодно пополняется. В зависимости от приоритетной направленности методики можно разделить на несколько групп:

  • интеллектуальное развитие (например, метод Леонида Береславского, основанный на игре в шахматы; сказочные игры Вячеслава Воскобовича, ориентированные на развитие познавательных способностей);
  • творческое развитие (например, Вальдорфская система, предполагающая введение интеллектуальных заданий только после семи лет и полный отказ от девайсов и гаджетов; методика раннего развития Макото Шичиды, делающая акцент на развитие правого полушария головного мозга);
  • эстетическое развитие: музыкальное развитие (например, методики Льва Виноградова основаны на раннем знакомстве с классическими произведениями; Екатерина и Сергей Железновы выпустили диски с различными музыкальными играми и образовательными песнями); художественное развитие (например, методика Марии Гмошинской, обосновывающая пользу раннего рисования с помощью ладоней и пальцев);
  • физическое развитие (например, динамическая гимнастика Михаила Трунова и Леонида Китаева);
  • комплексные методики, ориентированные на несколько аспектов (например, методика Глена Домана – интеллектуальное и физическое развитие; методика раннего развития Михаила Лазарева – эстетическое и физическое развитие; система Марии Монтессори – интеллектуальное развитие, самостоятельность и навыки эффективного планирования).

Каждая из этих методик требует предварительной подготовки родителей (самостоятельной, с помощью изучения литературы или в рамках подготовительных курсов, семинаров, индивидуальной и групповой работы с профессиональным педагогом), соответствующей организации домашней среды. Важно помнить, что в возрасте до трех лет в приоритете будет развитие действий малыша, овладение двигательными навыками (ползанье, ходьба, хватание и т.д.) К тому же очевидные результаты от применения большинства методик проявляются после трех лет. К этому родители также должны быть готовы и не ожидать, а тем более не требовать многого от ребенка. Любые занятия должны быть интересны малышу и проводиться исключительно в игровой форме. Не следует прерывать текущие занятия ребенка, чтобы перейти к развивающим. Необходимо дождаться, пока он закончит игру. Важно, чтобы развитие было комплексным, включало в себя физическую, познавательную, эмоциональную и социальную стороны.

Главные родительские методики – это интуиция и любовь к детям. Основной принцип – «не навреди». Поэтому следует прислушиваться к интересам ребенка, идти за ним в этих вопросах. Воспитание строить в зоне его ближайшего развития, под которой Л.С. Выготский понимал ту область, которую малыш способен освоить с помощью взрослого.


Много раз слышала о методике Монтессори. Знакомые водят детей в школу Монтессори. Нашему малышу исполнился год. Хотим развивать его по этой системе. С какого возраста это можно делать? И возможно ли это в домашних условиях?

Система Марии Монтессори применяется с восьми месяцев, однако наибольший эффект она дает после трех лет. При этом ее можно использовать в домашних условиях, но она требует большого количества дидактического материала. Основа методики – формирование самостоятельности в деятельности, мыслях и поступках. Она позволяет раскрыть индивидуальность малыша и его потенциал в различных сферах. Помещение делится на тематические зоны (математическую, речевую, сенсорную, практическую, космическую), в каждой из которых размещаются соответствующие дидактические материалы. В рамках педагогики Монтессори родители или педагог просто создают для ребенка  соответствующую среду, выбор же остается за малышом. Таким образом у ребенка формируется самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, навыки самообслуживания и планирования своей деятельности. Причем после трех лет в большинстве случаев участие родителей и педагога уже не требуется. Малыш обучается в специально организованной для него среде самостоятельно. Взрослые не вмешиваются в его деятельность, а просто наблюдают, подключаясь лишь в том случае, если ребенок просит о помощи.

К числу преимуществ методики можно отнести ее распространенность и доступность благодаря достаточному количеству детских садов и школ, работающих по программе Монтессори. Группы для занятий обычно разновозрастные, что способствует развитию навыков общения и сотрудничества, товарищества, уважения к старшим и заботы о младших.

К недостаткам методики можно отнести необходимость приобретения дорогостоящих материалов (многие из них, правда, можно сделать самостоятельно, но это потребует времени и сил), акцент на развитие мышления, что не всегда позволяет уделять должное внимание творческому и эмоциональному развитию, а также игровой деятельности.


Много слышала про метод Глена Домана. Как понять, подойдет ли он моему ребенку?

Акцент в рамках методики раннего развития Глена Домана делается на интеллектуальном развитии ребенка, на совершенствовании его познавательных процессов. Система применяется уже с трехмесячного возраста, в некоторых источниках можно встретить призывы начинать чуть ли не с рождения, но это касается прежде всего физических упражнений. Ориентирована методика  на освоение информации, а также на формирование образовательных навыков. Приверженцы этого метода опираются на исследования, доказавшие, что развивающие занятия наиболее эффективны до семи лет.

Детям предлагаются развивающие карточки с фотографиями, словами, математическими действиями. Их показывают всего  несколько секунд, но раз за разом увеличивают объем предлагаемой информации. Это способствует развитию внимания детей. Кроме формирования представлений об окружающем мире, освоения чтения и счета, большое значение придается физическому развитию ребенка начиная с первых месяцев жизни.

К достоинствам методики можно отнести интенсивное комплексное интеллектуальное и физическое развитие практически с рождения, раннее развитие внимания.

В числе недостатков отметим спорность обращения к наглядно-образному мышлению, тогда как в раннем возрасте доминирует наглядно-действенное мышление. Кроме того, на мой взгляд, после трехлетнего возраста эффективнее смещать акцент на развитие эмоционального интеллекта и навыков общения. Также важно помнить, что метод оставляет без внимания сенсорное и творческое развитие, предметную и игровую деятельность, а также не развивает в должной мере логическое мышление. Некорректное его использование может привести к информационной перегрузке ребенка.

А вот ответить на вопрос, подойдет ли методика вашему ребенку, можете только вы. Занятия должны приносить ему удовольствие, быть интересными. Они также должны нравиться и быть понятными родителям, которым необходимо внимательно и обстоятельно подойти к освоению технологии применения метода. Это основные индикаторы, по которым можно сделать вывод: остановиться на этой методике или продолжить поиски.


Как Вы относитесь к методике Шичиды? Нужна ли дополнительная подготовка для ее использования или родители вполне могут обойтись инструкциями автора?

Методика японского профессора Макото Шичиды ориентирована на развитие правого полушария головного мозга, отвечающего за творческие способности. Ее автор утверждает, что именно такой акцент позволяет наиболее эффективно развивать интеллект и память малыша. Наибольший эффект она дает при применении в возрасте от трех месяцев до трех лет. Именно этот возраст Шичида считает периодом безграничных возможностей, которые можно либо развить, либо ограничить некорректным родительским воспитанием. Содержание методики включает в себя выполнение серии коротких разнообразных заданий на развитие познавательных процессов и физической активности, а также интуиции, телепатии, ясновидения, моторики и навыков конструирования.Технология методики похожа на метод Глена Домана и предполагает демонстрацию большого количества карточек (от 100 до 200 ежедневно).

К числу достоинств методики относятся ее разносторонность, комплексность и ориентация на творческие возможности ребенка.

В числе недостатков можно выделить неоднозначное отношение ученых и практиков к некоторым заданиям, прежде всего развивающим способности к телепатии и ясновидению. К тому же, если вы решите использовать эту методику, то нужно будет рассчитывать только на свои силы, поскольку в России развивающих центров или даже отельных специалистов, работающих по этой методике, практически нет. В этой связи оптимально ориентироваться на книгу самого Шичиды «Малыши – гении». Большинство материалов для занятий нужно будет приобретать или изготавливать самостоятельно по описанию автора методики.


Насколько эффективна методика раннего развития Лазарева?

Методика профессора и доктора медицинских наук Михаила Лазарева применяется, начиная с внутриутробного развития малыша. Речь идет о комплексе музыкальных программ. Это программа музыкального развития до рождения «Сонатал», цветомузыкальная программа раннего развития «Цветоник» и другие программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автором разработаны целые альбомы, которые может слушать беременная женщина, а также малыш после рождения. Большое значение уделяется активизации познавательного интереса через приятные и удивительные неожиданности. Освоение информации идет через музыкальные этюды, сенсорное восприятие и общение со взрослыми.

К достоинствам методики можно отнести комплексный характер, развитие речи, возможность использовать еще до рождения ребенка и положительное влияние музыки на общее состояние малыша.

Среди недостатков можно выделить недостаточное внимание интеллектуальному развитию ребенка и довольно трудоемкие методические материалы, которую требуется освоить родителям.

Что касается эффективности методики, то программы разрабатывались на основе научных исследований и рекомендованы Министерством образования и науки РФ.


Заметила, что психолог в детском саду часто просит детей рисовать и делает выводы на основании рисунков. Насколько это эффективно и могут ли родители проводить такие тесты самостоятельно?

Детские рисунки – это проекции внутреннего состояния малышей. В дошкольном возрасте они считаются одним из самых эффективных методов психологической диагностики, не теряют своей актуальности и в последующие годы. Более того, рисунки могут дать достаточно информации и о взрослом человеке.

Однако при всей эффективности рисуночных исследований, проведение их в домашних условиях и без соответствующей подготовки нежелательно. Некорректность проведения, давление на ребенка в процессе рисования, ошибки в интерпретации и необоснованное изменение отношения к малышу после этого могут привести к еще более серьезным последствиям в его состоянии. Поэтому давать ребенку инструкции по поводу того, что и,  главное, как рисовать, не стоит. А вот понаблюдать за тем, что малыш рисует и какие цвета он для этого использует, – важно и необходимо. Насторожить должно изображение агрессивных и асоциальных сцен, насилия, крови, а также использование мрачных тонов. Доминирование в рисунках ребенка темно-коричневых, черных и серых оттенков при доступности широкой цветовой гаммы может свидетельствовать о его агрессивности или депрессивном состоянии. Преобладание красного может говорить о тревоге и эмоциональном дискомфорте. Признаком внутренней напряженности будет сильный нажим на карандаш, а вот обилие штриховки может свидетельствовать о неуверенности и тревожности. Подобные проявления не должны оставаться без внимания и требуют обращения к специалисту – детскому психологу.

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор»

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x