Ландшафтный дизайн
Мы, педагоги, отчетливо понимаем, что пребывание в дошкольном образовательном учреждении – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка, ведь здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени, здесь учится дружить, общаться со взрослыми и сверстниками. Здесь постигает азы грамоты, математики, рисования… От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной будет среда, в которой ребенок живет и развивается, зависит его физическое и психическое состояние. Понимая это, мы поставили перед следующие цели:
- превратить территорию детского сада в территорию красоты, сказки добра;
- создать неповторимый природно-ландшафтный комплекс, а так как наш детский сад углубленно работает над эстетической стороной предметно-развивающей среды, то сделать это так, чтобы все элементы вписались в современный облик здания.
Мы отказались от использования традиционных для детских садов материалов: старых шин, пластиковых бутылок, природного материала, что сделало стиль оформления детского сада современным, лаконичным, не похожим на другие дошкольные учреждения. Достигнуть поставленные цели помог проект модернизации предметно-развивающей среды на участках детского сада «Ландшафтный дизайн».
Задачи проекта
- Совершенствовать организацию экологического пространства территории детского сада.
- Обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы.
- Организовать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов.
- Расширить знания дошкольников в области растениеводства, садоводства.
- Включить детей и взрослых в активную созидательную деятельность.
Участниками проекта стали педагоги и сотрудники детского сада, дети и их родители. Реализация проекта началась в апреле 2010 г. Данный проект был рассчитан на летний период и включал несколько этапов.
Первый, подготовительный этап
- Провели анализ имеющихся условий.
- Создали творческую группу педагогов для разработки методического обеспечения и организации работы по реализации проекта.
- Определили пути решения поставленныхзадач и составили план проведения работ.
- Составили смету для реализации проекта.
- Провели ярмарку сбора средств на покупку необходимого инвентаря.
- Организовали индивидуальную работу с родителями по оказанию помощи в оформлении территории.
- Составили ландшафтный проект.
Второй, исследовательский этап
- Изучили температурный и световой режимы, особенности ухода и агротехники выращивания растений.
- Подобрали растения в соответствии с имеющимися условиями.
- Разработали интересные варианты оформления (декоративный пруд, рокарий, рабатки).
- Наблюдали за приживаемостью растений в новых условиях.
- Изучали роль детей в уходе за для растениями с учетом их возможностей (диагностика).
Третий, практический этап
- Завезли землю, камни, песок, грунт и оформили цветочные клумбы, рабатки, газоны.
- Провели акцию среди родителей «Зеленей, наш детский сад!» по приобретению с семян, рассады цветов и саженцев деревьев и элементов оформления (вазоны, декоративные заборчики, малые формы), которые украсили наш участок.
- Работая над дизайн-проектом, спланировали и выделили место для различных тематических зон: «Зеленой аптеки» (см. рис. 1), рокария с декоративным прудом (см. рис. 2). Появился птичий столб, пасека, метеостанция, огород, клумбы «Бабочкина поляна» с медоносами (см. рис. 3) и «Золотое ожерелье» из цветов от оранжевого до лимонного оттенков (см. рис. 4).
- Дополнили природными объектами экологическую тропу: появилась сосенка, рябина, яблоня, березовая роща возле забора детского сада (см. рис. 5).
- Провели конкурс среди педагогов «Лучшая грядка», который помог воплотить творческие находки, дизайнерские идеи по оформлению огорода ДОУ.
- Использовали комнатные растения (колеус, герань, маранта, сансивьера) для оформления цветочных композиций, наблюдали за тем, как чувствуют себя растения в другой среде. Экспериментальным путем выявили растения, которые «дружат» (морковь и лук, картофель и календула, настурция и капуста).
Четвертый, итоговый этап
- Подвели итоги проектной деятельности.
- Проанализировали работу творческой группы.
- Определили перспективы деятельности.
- Обобщили педагогический опыт и начали его пропаганду.
Результаты реализации проекта
Данный проект помог расширить формы экологического образования дошкольников. В нашем арсенале появились занятия и игры на экологической тропе ДОУ и в фитоогороде, наблюдения за обитателями водного мира в декоративном пруду и лесными птицами около птичьего столба и в скворечниках.
Провели наблюдения в рокарии, вырастили экологически безопасный урожай огородных растений, познакомились с правилами экологической безопасности в огороде детского сада. Наблюдали за погодой в метеоцентре. Дети занимались элементарной трудовой деятельностью в огороде и на клумбах.
Можно подвести итоги.
- Созданы условия для комфортного пребывания детей, родителей, сотрудников в детском саду.
- Произведено озеленение территории в соответствии с современными требованиями.
- Отмечена динамика позитивного изменения качества знаний и представлений детей о необходимости растений в жизни человека и правильном уходе за ними.. . . Зафиксирован рост профессионального мастерства и компетентности педагогов по данному направлению деятельности.
Все это привело к увеличению числа родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и желающих привести ребенка в наш детский сад, что, в свою очередь, влияет на повышение имиджа ДОУ в районе, городе и области.
В планах на будущее: продолжать создавать природно-ландшафтный комплекс, который будет рациональным в использовании и зна-чимым в образовательном процессе.
В заключение хочется отметить, что сотрудничество человека и природы рождает красоту!