Этические рассказы и сказки

Этические рассказы и сказки

О.Л. Лысюк, учитель-дефектолог, МОУ СОШ № 29, г. Иркутск

 

В работе по формированию у старших дошкольников эмоционального отношения к социальным нормам автор использует этические рассказы и сказки.

Сюжеты рассказов и сказок выстроены таким образом, что нравственная проблема становится явной, выпуклой, а образность изложения делает её эмоционально выразительной, эстетически привлекательной. Небольшой объём позволяет включать такие рассказы и сказки в занятия, а также использовать в нравственно-этических беседах.

К созданию подобных рассказов и сказок можно привлекать детей, что позволяет не только формировать у них представления о положительных и отрицательных качествах личности, но и развивать воображение и связную речь.

 

«Старость – не радость»

Занятие

Цель. Закреплять умение сопоставлять вербальное описание эмоции с её схематическим изображением. Учить определять и изображать эмоции. Формировать положительное отношение к пожилым людям.

 

Воспитатель (читает рассказ «Старость – не радость»).

«Светило ласковое летнее солнце. Тёплый ветерок нежно перебирал листочки на деревьях. Девочка Катюша вприпрыжку скакала по аллее. «Как хорошо жить на свете! – думала девочка. – Всё так красиво. И люди вокруг замечательные, у них такие добрые улыбки! Хорошо, когда все счастливы!»

Но тут взгляд Катюши остановился на старушке, которая сидела на скамейке в тени старого клёна. Старушка совсем не выглядела счастливой. Низко опущенные плечи, склонённая голова, сжатые руки делали её похожей на обиженного воробушка. Казалось, даже клён своими ветвями хочет спрятать её от всех.

Катюша подошла к старушке и села рядом.

– Бабушка, вы себя плохо чувствуете?

Старушка перевела на девочку грустный взгляд и горько вздохнула.

– Ничего, деточка, старость – не радость.

– Почему не радость? – поинтересовалась Катюша.

– Трудно мне, милая, и в доме убирать, и в магазин ходить.

– Наверное, у вас нет внуков, которые помогали бы вам?

– Есть у меня два внука: Петя и Антоша. Хорошие они мальчики. Петя ещё маленький, а Антоша очень внимательный, друзей у него много, всех навестить надо. А ещё он и артист, и спортсмен! В школе хорошо учится. Молодец Антоша!

Лицо старушки засияло от гордости за своего внука.

– Какой же он молодец, если своей бабушке не помогает? – возмутилась Катюша.

– Когда же ему помогать, если весь день у него занят: то уроки, то спортивные соревнования, то занятия в кружке. Ему и отдохнуть некогда. Вот сейчас пойду в магазин, куплю ему яблочек, пусть витаминов поест.

Старушка осторожно поднялась со скамейки и медленно побрела по аллее. Катюша смотрела ей вслед и думала, почему же старость – не радость и можно ли это исправить».

Вопросы к тексту.

– Чему радовалась Катюша?

– Почему бабушка была грустная?

– Кто мог бы помочь старушке? Каким образом?

– Как старушка говорит о своём внуке Антоше?

– Согласна ли с ней Катюша? А вы?

– Почему бабушка сказала, что старость – не радость?

– Как сделать так, чтобы старость не была горькой?

Упражнение «Эмоции».

Воспитатель. Вспомните, как менялось настроение Катюши на протяжении беседы с бабушкой.

Зачитывает отрывки из рассказа. Дети подбирают соответствующие мимические схемы для персонажа.

Воспитатель. Вам не понравилось, что Антоша не помогал своей бабушке. А вы помогаете дома бабушке и дедушке, маме и папе? Чем вы можете им помочь?

Дидактическая игра «Помощники».

Детям предлагается набор предметных картинок с изображением инструментов и хозяйственного инвентаря. Каждый выбирает картинку, поясняет функциональное назначение изображённого предмета и свои действия с этим предметом. («Это веник. Я подмету им пол»; «Это лопата. Я помогу вскопать грядки».)

Упражнение «Нарисуй эмоцию».

Каждый ребёнок получает три схематически изображённых лица. Воспитатель просит дорисовать необходимые элементы (брови, рот и т.д.) так, чтобы выражения получившихся «лиц» соответствовали зачитанным предложениям.

– Бабушка пришла из магазина усталая и грустная.

– Бабушка увидела, что Антоша пропылесосил ковёр, и очень удивилась.

– В вазе на столе стояли цветы. Бабушка обрадовалась.

Релаксация.

Каждый ребёнок должен  закончить предложение «Бабушка вернулась из магазина и…»

 

Предлагаем вашему вниманию ещё две этические сказки, которые вы также можете использовать и на занятиях, и во время бесед.

 

«Как кисточка краски подружила»

В одном детском саду на полочке жили яркие краски разных цветов. Каждая так гордились своей красотой, что не хотела дружить с другими. Каждая краска была уверена в том, что она достаточно хороша и ей никто не нужен.

Так стали появляться очень странные картины: красная река с красной травой на красных берегах, зелёное небо с зелёными облаками и зелёными птицами, фиолетовые горы с фиолетовыми оленями на вершине.

Никто не понимал таких рисунков. А упрямые краски никак не хотели дружить. Так бы и потратили они себя на непонятные изображения, но однажды из стакана с карандашами раздался тонкий голосок:

– Извините, я ещё очень маленькая кисточка, но если вы не против, я бы хотела подружиться с вами. Мне очень одиноко.

Краски не были против, но они не знали, что значит дружить. И тогда кисточка объяснила:

– Дружить – это значит всё делать вместе, помогать друг другу, заботиться и защищать друг друга. Дружба – это замечательно.

Маленькая кисточка обмакнула свою косичку в баночку с красной краской и провела дугу на чистом листе. Затем она провела рядом дугу оранжевого цвета, затем жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового…

Воспитатель. Дети, вы, конечно, догадались, что нарисовала кисточка. а, это была радуга. И переливалась радуга, как настоящая. Краски так обрадовались этой красоте, что пообещали друг другу всегда дружить. С той поры краски живут в одной коробочке и делают одно общее дело, а маленькая кисточка помогает им.

 

«Добрый клубок»

Лежал у бабушки в корзинке обыкновенный клубок шерсти. Был он довольно маленьким, потому что большая его часть уже была израсходована на варежки для Алёши.

– Ах! – вздохнул клубок. – Скоро от меня ничего не останется. А я так и не посмотрел мир.

Клубок ловко выскочил из корзинки и покатился прочь из дома. Выкатившись из подъезда, он натолкнулся на плачущего малыша.

– Почему ты плачешь?

Глотая слёзы, малыш показал свою машинку с оторванной верёвочкой.

– Понятно! Ты не можешь катать машинку! Не плачь! Вот, возьми.

И клубочек щедро поделился с малышом частью своей нити.

«Ничего, что я стал ещё меньше, зато малыш не плачет», – подумал клубок и покатился дальше. Но его остановило громкое мяуканье. На лавочке под деревом сидела Маша и крепко держала котёнка.

– Почему ты не отпустишь котёнка побегать? – спросил клубок у Маши.

Оказалось, что маленький котёнок всё время убегает от девочки, а поскольку он такой маленький, то может потеряться.

– Ох, – вздохнул клубок и протянул Маше свою ниточку. – Привяжи к ниточке бумажку, и твой котёнок от тебя не отойдёт.

Маша так и сделала. Теперь котёнок играл с бумажкой и совсем не собирался убегать от неё.

А наш клубок, значительно похудевший, покатился дальше. Ему очень понравилось путешествовать, но пора было возвращаться домой. Клубок выкатился на дорожку сквера и пустился в обратный путь. Почти у самого подъезда он увидел тонкое деревце. Ещё утром оно радостно шелестело листочками, а теперь его ствол склонился к земле, веточки безжизненно повисли, листочки увяли. Наверное, сильный ветер повредил его.

«Деревце может погибнуть, – подумал клубок. – Ему не хватит сил поднять ветки, оно слишком слабое. Надо подвязать тонкий ствол к палке, тогда никакой ветер ему не страшен. Но во мне так мало осталось ниток».

Клубок вздохнул и крепко-накрепко привязал ствол деревца к палке.

Клубок стал совсем маленьким. Он уже не сможет путешествовать, но зато шелестит листвой подросшее деревце, весело играет девочка Маша с котёнком, больше не плачет малыш с машинкой, а Алёшины руки не замёрзнут в зимнюю стужу.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x