Использование музыки в режимных моментах ДОО
И.А. Чеблукова, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 5 «Полянка», г. Пестово, Новгородская область
В период дошкольного возраста ребенок крайне эмоционален. Поэтому его соприкосновение с музыкой – это средство воздействия на его психическое состояние, эмоциональный фон в конкретном виде деятельности. Использование музыки в режимных моментах воздействует на нравственное и эстетическое развитие личности, активирует деятельность ребенка, побуждает его к познавательным процессам. Включение фоновой музыки в ежедневную жизнь детского сада прививает ребенку элементы культуры и повышает качество музыкального воспитания.
Использование музыки возможно в любом режимном моменте. Ее мотив будет зависеть от того вида деятельности, который выполняют дети в данный конкретный момент. Прослушивание музыки может быть дозированным и применяться только в определенном режимном моменте.
Утром, во время приема детей, на эмоциональный фон детей и родителей благотворно влияет мажорная классическая музыка или детские песни с хорошим текстом. Она отвлекает детей и родителей от определенной ситуативной травмы, при которой ребенок расстается с родителями, а родители с ребенком на длительное время. Музыка способствует оптимальному приему детей в группе, располагает детей к детскому саду, формирует устойчивое понимание у детей, что детский сад – это второй дом ребенка.
Улучшает настроение во время утреннего приема детей в группе использование следующей классической музыки:
– Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»;
– И. Брамс. Венгерский танец № 7;
– А. Дворжак. Славянский танец № 2;
– Ф. Лист. Венгерские рапсодии.
Велика роль музыки в непосредственной образовательной деятельности. Педагог, включая музыку в образовательную деятельность (рисование, лепка, конструирование, исследовательская деятельность) может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми.
При активном восприятии воспитатель намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.
К музыке, концентрирующей внимание при организованной деятельности, можно отнести:
– И. С. Бах. Ария;
– А. Вивальди. Времена года;
– С. Прокофьев. Марш;
– Ф. Шуберт. Музыкальный момент.
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие.
В процессе знакомства детей с русскими народными сказками воспитатель может использовать озвучивание коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использовать разнообразные музыкальные инструменты.
Дневной сон можно сопровождать классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Успокаивающим влиянием на детей оказывают следующие произведения:
– К. Сен-Санс. Карнавал животных. Лебедь;
– В. Моцарт. Ночная серенада;
– Г. Гендель. Музыка на воде;
– Л. Бетховен. Лунная соната;
– звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и т. д.).
Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Музыка помогает разнообразить и самостоятельную игровую деятельность детей.
Велика роль музыка в сюжетных играх «Театр», «Концерт», «Цирк» и т. д., где дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя свои собственные песни.
Играя в сюжетную игру «Дочки-матери», дети поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, танцуют.
Применение музыкальных инструментов и звучание весёлых песенок в сюжетно-ролевых и строительных играх мотивируют детей для коллективных игр (сигналы для отправления поезда, парохода, самолёта, автомобиля, звуки колёс, звуки живой природы и т. д.).
Мальчикам, играющим в солдатиков, можно предложить барабан для сопровождения военного парада. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.
Музыка – это средство эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. В творческой самостоятельной деятельности проявлять способность выражать на бумаге настроение музыки.
Использование музыки стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживает вдохновение, развивает эстетические и нравственные качества у детей.
Музыка способна сосредоточить внимание у ребенка на определенном виде деятельности.
Таким образом, систематическое использование музыки в основных режимных моментах приводит к самостоятельному переключению деятельности детей на подсознательном уровне в зависимости от звучащего мотива (утренний сбор, работа в центрах активности, второй завтрак, подготовка к прогулке и самостоятельная деятельность).