Досуг «Праздник грамоты»
В. Кочеткова, Московский открытый социальный университет, учитель-логопед, ДОУ № 1869, Москва
Праздник грамоты, с которым мы хотим познакомить коллег, был разработан как логопедический досуг для дошкольников с нарушениями речевого развития, воспитывающихся в условиях детского сада общеразвивающего вида, и проведен в рамках недели «Игра и игрушки». В нем участвовали воспитанники старших и подготовительных к школе групп (некоторые имели фонетико-фонематические нарушения и посещали занятия в логопункте при детском саде). Подобные досуги в зависимости от используемого речевого материала можно проводить на разных этапах обучения с разными категориями детей.
Задачи. Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласные», умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные; выделять первый согласный звук, правильное написание изученных букв (У, А, И, О, Ы, П, Т, К, Х, С, М, Й); разрушать стереотип соотношения цвета буквы с характеристикой обозначаемого ею звука.
Оборудование. Свиток. Сюжетная иллюстрация «Мы строим дом» (автор-составитель Н.В. Нищева, художник О.Р. Гофман). Игрушки (мяч, лев, сова, ежик, рыба, заяц, лиса, лягушка, собака, бегемот, крокодил, ворона, черепаха, обезьяна). Двенадцать картинок, изображающих предметы, названия которых начинаются на твердые и мягкие согласные звуки. Разноцветные буквы (У, А, И, О, Ы, П, Т, К, Х, С, М, Й). Мешочек. Объемные буквы из пенопласта (О, С, К, Х, И, П). Мольберты, магниты, мелки, тряпки. Повязки на глаза. Карточки с правильными и зеркальными изображениями букв (У, И, Ы, К, С, Й). Костюмы: корона и мантия (для Королевы грамоты), шесть красных колпачков (для гласных звуков); синий и зеленый колпачки, синяя и зеленая рубашки (для гномиков Дона и Диня).
Ход досуга
Дети под веселую музыку входят в зал и садятся на свои места.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались на необычный праздник – Праздник грамоты. Вы уже стали совсем большими, многому научились. Пришла пора поделиться своими знаниями. Мы поиграем, посоревнуемся и поучимся друг у друга. Послушайте! Кажется, к нам кто-то в гости идет…
Под торжественную музыку в зал заходит Королева грамоты (взрослый).
Королева грамоты. Здравствуйте, ребята! Я – Королева грамоты. Слышала, что вы многое умеете, и решила проверить, так ли это. На моем волшебном свитке много заданий и загадок. Если справитесь с ними, награжу вас!
Королева грамоты показывает свиток детям и садится на трон.
Ведущий. Попробуем отгадать загадки Королевы грамоты?
Дети. Да!
Королева грамоты. Начнем! Первое задание – загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать.
Что это?
Дети. Слово.
Королева грамоты. Молодцы! Отгадали загадку. Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку, а вы по очереди будете называть, что на ней нарисовано.
Королева грамоты показывает детям сюжетную иллюстрацию «Мы строим дом», дети по очереди называют изображенные на ней предметы.
Королева грамоты. Хорошо! Теперь ответьте на другой вопрос. Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить?
Дети. Их можно измерить.
Королева грамоты. А чем? Линейкой?
Дети. Нет. Слогами.
Ребенок.
Измерить длиннющее слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
Ведущий. Давайте покажем Королеве грамоты: как это, хлопая в ладоши, измерять слова? Вот, например, мяч. (Показывает детям игрушку.) Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково – мячик, сколько будет слогов?
Ведущий и дети вместе прохлопывают слова, считая количество слогов.
Организуется игра «Собери игрушки по количеству слогов»; играют две команды по пять детей в каждой.
Королева грамоты. У меня на столе игрушки. Первая команда будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а вторая – игрушки, названия которых состоят из трех слогов. Начали!
Дети под веселую ритмичную музыку по очереди бегут к столу, берут по одной игрушке и относят к столику своей команды. После окончания игры ведущий вместе с Королевой грамоты и детьми анализируют, правильно ли команды выбрали себе игрушки, исправляют ошибки. Если ребенок назвал игрушку ласково (например, вместо «лиса» – «лисичка») и доказал, что в слове не два, а три слога, то такой ответ считается правильным.
Королева грамоты. Молодцы! Слушайте следующий вопрос: из чего состоят слова, когда мы их произносим? Правильно, из звуков.
Звучит спокойная, медленная музыка. Шестеро детей в красных колпачках садятся на сцене на стульчики и на пол для инсценировки – имитации сна.
Ведущий.
Я расскажу вам сказку:
В звонком городе, на певучей улице
Звуки жили гласные,
Песни пели разные.
А, О, У, Ы, Э, И вместе жили
И давно дружили.
Первым просыпался А.
А.
А-а-а! Вставать уже пора-а!
Ведущий.
Отвечал ему звук У.
У.
У-у-у… Ну я же не хочу-у…
Ведущий.
Вслед за ним стонал звук О.
О.
О-о-о… Как рано-то еще-о!
Ведущий.
Дальше ныл ленивый Ы.
Ы.
Разве бы-ыли мы-ы должны-ы?
Ведущий.
Вдруг, ну как из-под земли,
Появились Э и И.
Э.
Э-э! Проснитесь побыстрей!
Собирайтесь в путь скорей!
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей!
И.
И тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать.
И с друзьями вместе будем
И петь песни, и играть.
Дети – гласные звуки под музыку возвращаются на свои места.
Королева грамоты. Гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными звуками? Верно, согласные звуки. Они так и называются – «со-гласные», потому что дружат С ГЛАСНЫМИ. Послушайте, какую я вам расскажу историю.
Живут в одной сказочной стране два гномика со смешными именами Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь, а серьезный Дон – твердые: р, ж, д. Живут они в одном доме, и окружают их разные звуки. Динь любит играть с мягкими звуками, а Дон – с твердыми. Комната Диня – зеленая: он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук. Комната Дона – синяя: он выбирает предметы с начальным твердым звуком. Ой! Кто-то к нам в гости спешит. Давайте послушаем.
Под музыку появляются дети-гномики.
Динь.
Я – Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший – нет.
Дон.
Я – Дон, люблю звук твердый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет.
Вместе.
Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал.
Гномики отдают ведущему картинки, изображающие предметы, названия которых начинаются на твердые и мягкие звуки.
Ведущий. Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Садитесь, гномики, сюда на стульчики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются на звуки… Какие? (На твердые.) А Диню? (На мягкие.)
Ведущий раскладывает картинки на ковре. Для игры выбирают двух детей: один собирает картинки для Дона, другой – для Диня.
После окончания игры ведущий показывает всем детям по одной картинке. Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенного на картинке, характеризуют этот звук – твердый он или мягкий, анализируют, правильно ли разделены картинки, исправляют ошибки.
Ведущий. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Диня. А эти начинаются на твердые звуки – они для Дона. Гномики, правильно ребята разделили для вас картинки? Не ошиблись?
Гномики говорят ребятам «спасибо» и под музыку садятся на свои места.
Королева грамоты. Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко, и во рту нам ничего не мешает. А согласные не пропоешь: когда мы их произносим, во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Звуки мы слышим и произносим. Правильно! А что мы пишем и читаем? Правильно, буквы.
Организуется игра «Выбери букву» (см. фото; участвуют две команды по пять детей; на столе раскладываются в равном количестве гласные и согласные буквы).
Королева грамоты. Давайте играть! У меня на столе лежат разноцветные буквы. Первая команда будет собирать буквы, обозначающие гласные звуки, а вторая команда – согласные.
Дети под ритмичную, веселую музыку по очереди бегут к столу, берут по одной букве и относят к столику своей команды. После окончания игры ведущий вместе с детьми анализируют, правильно ли команды выбрали буквы, исправляют ошибки, объясняют, что гласные и согласные буквы могут быть любого цвета, а не только красные, синие и зеленые.
Ведущий. А сейчас нас ждет игра «Волшебный мешочек». Кладем в волшебный мешочек буквы О, С, К, Х, И, П.
Ведущий показывает детям по букве, дети произносят звук или звуки, которые она обозначает. Буквы в мешочке перемешиваются, ведущий произносит звук и предлагает детям найти обозначающую его букву в мешочке на ощупь. Принимают участие все желающие.
Проводится игра «С завязанными глазами».
Королева грамоты. Теперь вспомним, как пишутся буквы. Для этого у нас есть два мольберта и мел. Писать будем с завязанными глазами.
Ведущий приглашает к мольбертам двух детей, которые берут мелки. Ведущий и помогающий ему воспитатель завязывают им глаза. Ведущий произносит какой-либо звук и спрашивает, помнят ли дети, как пишется буква, которой он обозначается. В случае утвердительного ответа детям предлагается написать букву. После этого с глаз снимаются повязки, проверяется правильность написания буквы, ошибки исправляются. Игра проводится три раза с разными детьми, после игры с каждым ребенком изображения с мольберта стираются.
Организуется игра «Исправь зеркальное изображение букв».
Королева грамоты. Еще мне хочется, чтобы вы проверили, правильно ли написаны буквы.
К мольбертам, на которые магнитами прикреплены буквы, приглашают двух детей. Им предлагают убрать все неправильные изображения. Игра проводится под музыку. После этого Королева грамоты, ведущий и дети анализируют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.
Ведущий. Королева грамоты, мы с ребятами и загадки отгадывали, и играли, и соревновались. Справились с твоими заданиями?
Королева грамоты. Справились. Молодцы, ребята! Вы меня не подвели! А вот и обещанный сюрприз!
Раздача конфет под музыку. Дети благодарят Королеву грамоты за угощение.