Занятие № 5

Занятие № 5. Минералы

Минералы

Цель. Создать условия для получения детьми первичных представлений о разнообразии поверхности Земли; познакомить со свойствами минералов; развивать познавательные способности и произвольное внимание посредством поисковой деятельности; воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу.

Предварительная работа. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»; знакомство с полезными ископаемыми Калининградской области (янтарём, каменной солью, голубой и обычной глинами, песком и др.).

Материалы и оборудование. Коллекция минералов, ёмкости для опытов с водой, глобус.

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. А кто же следит за порядком в горах? Верно, Хозяйка Медной горы.

Входит Хозяйка Медной Горы (взрослый), в руках у нее шкатулка.

Хозяйка Медной Горы. Ребята, добрый день, я знаю, что вы любите всё исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что в ней находится.

Воспитатель. Дети, надо на ощупь определить, что находится внутри шкатулки.

Дети по очереди описывают свои ощущения. Хозяйка Медной Горы разрешает им взять по одному минералу или камню и осмотреть его.

Воспитатель. Ребята, теперь можете рассказать о камнях, какие они на ощупь?

Дети поясняют, что камни бывают разные: гладкие, шершавые, маленькие, большие, шероховатые, неровные, острые, теплые, холодные, тяжелые, легкие и т. д.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.

Воспитатель. У нашей Земли есть одежда. Она состоит из камней. Посмотрите на глобус. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом. В давние времена, когда иностранные послы и купцы посещали Россию, они поражались неслыханным богатствам нашей земли. Недра России хранят огромные запасы богатств, в том числе и камня. Какие полезные ископаемые вы знаете? А чем богата наша Калининградская область?

Дети перечисляют различные природные богатства: янтарь, песок, нефть, торф, бурый уголь, каменная соль, голубая глина.

Подготовленный заранее ребёнок читает наизусть стихотворение:

Ребенок.

Янтарной называется Прибалтика не зря,
Здесь часто попадаются кусочки янтаря.
Как солнечные капельки, горит янтарный свет
И с берега балтийского приносит нам привет.

Воспитатель. Ребята, а что такое янтарь? Правильно, балтийский янтарь – это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных. В Древней Руси хорошо знали янтарь. Его называли алатырь или латырь-камень и приписывали ему чудодейственную силу.

М. В. Ломоносов в своих трудах «Первые основания горной науки» (1742 г.) и «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757 г.) привел новые аргументы в пользу органического происхождения янтаря.

Занятие № 5

Рассмотрите кусочки янтаря. Все они одинакового цвета? Природа одарила янтарь невероятным богатством красок. Здесь и ярко-желтые, и красноватые, напоминающие язычок пламени, и «медовые» камни. Есть «облачные» – они словно затуманены перистыми облаками. Встречаются удивительно красивые янтари голубых и зеленоватых оттенков.

А каков янтарь на ощупь? Балтийский самоцвет принадлежит к относительно мягким камням: его можно поцарапать ножом. Янтарь хрупок, легко разбивается от удара или при падении, но вместе с тем пластичен. И это очень ценное его качество, благодаря которому камень хорошо поддается механической обработке. Янтарь можно пилить, резать, сверлить, шлифовать, полировать.

Дети показывают Хозяйке Медной горы украшения, поделки и картины из янтаря.

Занятие № 5

Хозяйка Медной Горы. Спасибо, ребята, что познакомили меня с богатством вашего края. Но богатейшим источником камня в России является Урал (показ гор на карте) и Сибирь (показ на карте). Какие камни вы уже знаете?

Дети показывают и рассказывают про гранат, алмаз, горный хрусталь и т.д.

 Занятие № 5 

Дети изучают минералы (1)

Хозяйка Медной Горы. Сегодня я познакомлю вас еще с одним минералом:

Он очень прочен и упруг,
Строителям — надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

Гранит

Чем так примечателен обычный с виду гранит? Почему гранит пользуется популярностью? Гранит (от лат. granum — зерно) — магматическая горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюд. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Граниты играют огромную роль в строении коры континентов Земли. Гранит встречается на Земле повсеместно. Граниты встречаются только на нашей планете. Среди геологов существует выражение «Гранит — визитная карточка Земли». Самые древние залежи природных ископаемых содержат гранит.

Занятие № 5

Гранит в далеком прошлом использовался повсеместно. Из гранита изготавливались архитектурные сооружения и древнеегипетские саркофаги. Всем известны средневековые гранитные замки в Европе. С самых древних времен гранит считался символом могущества. Да и про человека с сильным, несгибаемым характером говорят: «Он, как гранит!». В настоящее время натуральный гранит весьма популярен, т.к. является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Он используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно. Гранит никогда не стареет, не теряет своего внешнего вида, практически не загрязняется. Кроме того, гранит совсем не пропускает влагу и имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он хорош для мощения как внутри помещения, так и снаружи. Однако стоит помнить, что такое помещение будет иметь несколько более высокий радиационный фон, в связи с чем не рекомендуется облицовывать гранитом жилые помещения. Гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Гранит добывают из недр земли. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов. Производят взрыв, затем экскаваторы подбирают куски гранита, дробильные машины измельчают его в щебенку, отправляют на завод, где обрабатывают. Все знают, что гранит — прочная горная порода. А как вы думаете, может ли он разрушаться?

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

Дети подходят к столу с табличкой «Лаборатория».

Воспитатель. Представьте себе, что мы ученые – экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите гранит в руку и сожмите крепко – крепко. Изменил он форму? Верно, не изменил, а почему? Как вы думаете, гранит тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в гранит. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается. Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод? (Камень тверже дерева).

Воспитатель. А как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами емкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет?

 Занятие № 5 

Опускают деревянный брусок в воду, дерево плавает.

Воспитатель. А теперь возьмите камушек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним? Почему?

Воспитатель. А почему плавает дерево? Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?

Воспитатель. Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах гранита. Что вы узнали нового на занятии? А Хозяйка Медной Горы приготовила вам еще один сюрприз – разноцветные мелкие камешки для украшения рамочек под фотографии. Уральские самоцветы можно приклеить специальным клеем.

Занятие № 6. Смальта

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о