Диагностико-аналитическая

 

Диагностико-аналитическая деятельность

Она является стартовой площадкой сопровождения и направлена на его информационное обеспечение. Организация конструктивного диалога между всеми участниками сопровождения поможет преодолеть методологическую рассогласованность между педагогической, психологической, социальной и медицинской диагностикой [2]. Кроме того, исследование ребенка должно происходить не столько с точки зрения «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия», сколько с целью выявления потенциала развития, т.е. диагностики тех конструктивных факторов, которые позволяют преодолеть трудности.

По нашему мнению, помимо исследования социального и психолого-педагогического статуса ребенка важно проводить диагностико-аналитическую деятельность и в отношении образовательной среды дошкольного учреждения, выявления факторов и условий, способствующих (или препятствующих) развитию и образованию ребенка. Другими словами, диагностико-аналитическая деятельность направлена на определение правильности педагогической стратегии, от которой зависит направленность всего процесса сопровождения.

Диагностико-аналитическая деятельность предполагает следующее:

1. Выявление состояния соматического и психического здоровья воспитанников, их социального благополучия (группа здоровья и физкультурная группа; имеющиеся заболевания и хронические патологии; антропометрические, физические и физиологические показатели; уровень физической подготовленности; вредные привычки; уровень адаптации к образовательному процессу; уровень напряженности, тревожности, самооценки и др.).

2.Психолого-педагогическое обследование детей и анализ уровня сформированности у них познавательной, речевой и другой деятельности, уровня обученности, воспитанности и готовности к обучению в школе, а также различных психических процессов с целью отслеживания динамики развития и образования ребенка, выявления затруднений, уточнения диагноза и определения адекватных коррекционно-развивающих воздействий на него. Иными словами, в ходе диагностико-аналитической деятельности исследуется психолого-педагогический статус ребенка, который включает в себя два взаимосвязанных показателя:

а) набор характеристик, описывающих особенности развития, поведения и состояния ребенка, значимые с точки зрения его успешного обучения и дальнейшего психологического и личностного роста;

б) психолого-педагогические требования к уровню развития, особенностям поведения и психического состояния детей определенного возраста [1].

Эти требования фиксируют уровень психологических достижений ребенка, который позволяет успешно обучаться и дает позитивные перспективы дальнейшего развития, обучения и социализации ребенка.

3.Выявление интересов, склонностей, потенциальных возможностей, способностей детей с целью создания необходимых условий для их самореализации и креативной деятельности (диагностика направлена не на выявление картины дефекта или затруднений ребенка, а на определение того, что Л.С. Выготский назвал «гиперкомпенсаторным фондом личности», т.е. сильных сторон, потенций и позитива личности).

4. Экспертиза используемых в работе с детьми коррекционно-развивающих педагогических и психологических технологий, с точки зрения их адекватности структуре дефекта, с целью обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса.

5. Исследование воздействий (благоприятных и неблагоприятных) образовательной системы на здоровье, развитие и образование детей. В процессе диагностики необходимо выделить причины, препятствующие наиболее полному и эффективному использованию потенциала дошкольного учреждения.

Подобная экспертиза учебно-воспитательного процесса и предметно-пространственной среды дошкольного учреждения включает в себя:

а)его гигиеническую характеристику (зоны риска, благоприятные факторы с точки зрения сохранения здоровья детей и педагогов) исоставление его гигиенического паспорта (состояние освещения, температурного режима, воздушной среды, экологической среды, мебели, оборудования, кабинетов, групп, залов, рекреаций, стадионов, игровых площадок, санитарно-гигиенических и иных помещений, дидактических материалов, пособий, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, противопожарной безопасности и др.);

б)анализ экологических условий жизни и деятельности воспитанников: состояние территории детского сада, озеленение участков, наличие живых растений в помещениях, живых уголков, природоохранные мероприятия; дизайн и цветовое оформление помещений и оборудования;

в)психолого-педагогический мониторинг педагогического процесса (выявление положительных и отрицательных тенденций): социально-психологический климат, учебное расписание и режимные моменты, адаптация детей, соответствие организации образовательного процесса возрастным, половым, индивидуальным особенностям воспитанников, состоянию их здоровья;

г)анализ содержания образовательных программ с целью выявления возможности приобщения детей к здоровому образу жизни.

6. Изучение социумакак части образовательного пространства с последующим составлением социального паспорта дошкольного учреждения (цель – использование его потенциала в сохранении здоровья, развитии, обучении, воспитании и успешной адаптации детей в социальной среде); анализ жизнедеятельности ребенка в семье (состав семьи, материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия, отношения в семье), с точки зрения потенциальных негативных влияний на его здоровье

7. Определение профессионального уровня педагогов и компетентности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей, их развитии и образовании.

Педагогическое обследование проводится индивидуально воспитателями групп, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями-специалистами, а психологическое обследование – педагогом-психологом. Состояние здоровья детей отслеживают медицинские работники и воспитатель по физической культуре. Экспертиза учебно-воспитательного процесса и предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, с точки зрения их роли в сохранении и укреплении здоровья, осуществляется всеми участниками службы. Экспертизу коррекционно-развивающих педагогических и психологических технологий и определение профессионального уровня педагогов, компетентности родителей проводят заместитель заведующей по здоровьесберегающим технологиям, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе и педагог-психолог. Изучение социума осуществляют воспитатели групп или социальный педагог.

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании службы обсуждаются результаты обследования, составляется план мероприятий по улучшению условий дошкольного учреждения, способствующих оздоровлению, развитию и образованию ребенка, а также разрабатывается индивидуально для каждого воспитанника программа оздоровления, развития и образования.

Анализ литературы позволил выделить ряд принципов, которым должна подчиняться процедура обследования:

а) комплексное исследование,предполагающее тесное взаимодействие всех специалистов в ходе изучения ребенка для составления целостного представления о его соматическом, психическом состоянии и психолого-педагогическом статусе;

б) всестороннее изучение,которое предполагает исследование отдельных сторон социальной, психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости;

в) структурно-динамическое изучение,иначе говоря, определение причин выявленных нарушений и их дифференцирование;

г) индивидуально-личностный подход, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о