Занятие № 4

Занятие № 4. Бездна звезд

Бездна звезд

Цель. Продолжать знакомить детей с биографией М.В.Ломоносова, формировать представления об открытиях ученого в области астрономии. Конкретизировать представления детей о понятиях «космос», «космическое пространство», «звезды», «кометы», «планеты», «спутники». Познакомить с тем, как люди раньше представляли нашу планету – Земля; сформировать представления о строении Солнечной системы и некоторых космических явлениях. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Предварительная работа. Рассматривание открыток, слайдов, иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя.

Материалы и оборудование. Плакат с изображением Солнечной системы, иллюстрации с изображением планет и созвездий, дырокол, белый конверт, фонарик и картонка, размером с открытку.

Последовательность работы

Воспитатель. «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Б. Шергин). Это слова о великом ученом — о Михаиле Ломоносове.

Светятся звезды, светятся…
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете…
А все- таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.
Занятие № 4

Воспитатель. Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют «космосом». Космос называют и другим словом – Вселенная. В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая, как шар; она находится в космосе и движется вокруг солнца. Посмотрите, как выглядит наша планета в космическом пространстве.

Занятие № 4

Воспитатель. Солнце — это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло, стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках. М. В. Ломоносов — поэт в «Утреннем размышлении…» описывает солнце, каким оно должно было бы предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Показ слайда с изображением солнца на мультимедийной установке.

Занятие № 4

Воспитатель. У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыночки и дочки, а планеты. В семье 8 планет (Примечание: Плутон выведен из разряда планет). Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца.

Земля — это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля — это одна из планет большой Солнечной семьи.

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Занятие № 4

Рассматривание иллюстрации с изображением Солнечной системы.

Воспитатель. Ближе всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем у огня в печи, Меркурий. Вторая от Солнца планета – Венера. На эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. Атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. А первым обнаружил атмосферу на Венере М.В. Ломоносов. Как вы думаете жить на этой планете можно?

Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать – гигантами. Это Юпитер и Сатурн. На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, которые образуют вещество, похожее на желе. Если бы вам предложили жить на этих планетах, что бы вы ответили?

Планеты Уран и Нептун также находятся от Солнца далеко, поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная: – 220 градуса мороза. Можно ли выжить при такой температуре?

Ещё одна интересная планета – Марс, её иногда называют Красной планетой, потому, что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа. Что вы думаете о жизни на этой планете?

Осталась ещё одна планета. Как она называется? Да, это наша планета Земля, о которой мы с вами уже много знаем. Она находится на третьей орбите от Солнца и это единственная планета в Солнечной системе, где есть жизнь.

В семье Солнца всегда царит порядок. Никто не мешает друг другу, никто никого не толкает. Каждая планете имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит. Путь, по которому движется планета, называется орбита.

Занятие № 4

Физкультминутка «Ходим по орбитам!»

В центре игровой площадки стоит ребенок, изображающий Солнце. Остальные дети-планеты занимают свои места на орбитах. По сигналу воспитателя дети разбегаются в рассыпную. Затем по сигналу «Планеты — по местам!» строят модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая планета делает круг вокруг Солнца.

При этом взрослый обращает внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее должна она пройти по кругу.

Воспитатель. Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за год (от одного Нового года до другого).

Воспитатель. Михаил Васильевич Ломоносов усовершенствовал телескоп и другие оптические приборы и изобрел «ноче зрительную» трубу для наблюдения за ночными небесными явлениями. Картина бесконечной вселенной внушает Ломоносову торжественные, вдохновенные строки:

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне — дна.

Достовалова Н. На пороге великих открытий

Занятие № 4

Воспитатель. Ребята, а вам интересно, куда «пропадают» звезды днем?

Взрослый организует демонстрацию опыта «Звезды светят постоянно»

Материал: дырокол, белый конверт, фонарик и картонка, размером с открытку.

Ход опыта: пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см. посветите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.

Итог опыта: отверстия в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас.

 Занятие № 4 

Дошкольники рассказывают о проекте в Областной детской библиотеке.

Воспитатель. Почему так происходит? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они тоже светят, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Воспитатель. Одними из первых астрономов на Земле были учёные- астрономы Галилео Галилей и Коперник. Они изучали далёкие звёзды и планеты на небе. Чтобы лучше ориентироваться на небе, звездочёты разделили условно весь небосвод на районы, т.е. созвездия, которые похожи на людей, на зверей или разных сказочных чудищ.

Воспитатель. Назовите созвездия, которые вы знаете? Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Ковша Большой медведицы) В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая медведица) Когда люди собираются в поход, что они с собой берут? (Рюкзак…компас) Для чего? А если компас забыли дома? Что поможет путешественникам определить путь? Куда идти?

Занятие № 4

 Занятие № 4 

дети в музее космоса ДОУ

Игра «Собери созвездие».

Дети из звездочек выкладывают созвездия по образцам, предложенным взрослым. Выигрывают участники, первыми справившиеся с заданием.

Занятие № 4

Воспитатель. Дети, что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось? Что было сложным для вас?

Занятие № 5. Минералы

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о