Подводное царство
Цель. Учить размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях (хвостик рыбки); закреплять умение рисовать вертикальные линии сверху вниз (водоросли в аквариуме) способом размазывания, умение создавать камешки в аквариуме способом надавливания; развивать мелкую моторику; учить доводить дело до конца; расширять словарь (аквариум, круглый, квадратный, водоросли, зеленые, плавают).
Последовательность работы
Воспитатель (обращает внимание детей на аквариум). Что вы видите в аквариуме?
Дети. Рыбок, водоросли.
Воспитатель. Рассмотрите рыбок, скажите, какого они цвета.
Дети. Красные, синие, желтые, зеленые.
Воспитатель. А водоросли какого цвета?
Дети.Зеленого.
Воспитатель. Посмотрите, как много у меня аквариумов, но они все пустые! (Показывает бумажные силуэты.) Давайте заселим их рыбками и подарим нашим куклам, чтобы и у них был аквариум!
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять,
Крошки хлеба подбирать
Пальчиковая игра
Пальцы обеих рук сложены щепотью (ныряющие рыбки).
Рыбки плавали, ныряли в чистой тепленькой воде.
То сожмутся (руки очень плотно сжимаются),
Разожмутся (пальчики сильно растопыриваются),
То зароются в песке!
Воспитатель. А теперь посмотрите на столы и скажите, чем мы будем «рисовать» рыбок и водоросли в аквариуме?
Дети. Пластилином.
Воспитатель. Начинаем! (Объяснение и показ, индивидуальная помощь детям.) Взяли пластилин! Оля, какого цвета ты взяла пластилин? Ваня, а ты какого?(Ответы.) Отщипнули от него маленький-маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили в аквариум, надавили пальцем и размазали его чуть вверх. Затем опять ставим пальчик на шарик, надавливаем на него и размазываем его чуть вниз. У нас получилась рыбка. Только одной рыбке будет скучно в аквариуме жить, давайте много рыбок «нарисуем»!
Дети рисуют трех–четырех рыбок, используя разные цвета пластилина.
Воспитатель. А теперь мы нарисуем водоросли. Каким цветом мы будем это делать?
Дети. Зеленым.
Воспитатель.Покажите пальцем, где будем рисовать водоросли. Как мы будем их рисовать? (Показывают.) А теперь начнем рисовать (объяснение и показ, индивидуальная помощь детям). Взяли зеленый пластилин.Надя, какого цвета ты взяла пластилин? Коля, а ты какого? (Ответы.) Отщипнули от него маленький кусочек. Скатали между пальчиками. Положили на низ (дно) аквариума, надавили пальчиком и потянули его кверху.
Предлагает детям рассмотреть получившееся подводное царство (см. рис. 14. 15). Обращает внимание, какие длинные, зеленые, густые водоросли получились и какие разноцветные красивые рыбки плавают в аквариуме. Хвалит детей. Размещает аквариумы в кукольном уголке.
Усложнение. Размазываем по дну песок. Вдавливаем «камни». Водоросли делаем из раскатанных между ладошек «колбасок».