Сельский дворик

О. Васенина и др.

Конспекты занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим.

Город Междуреченск по праву можно назвать  туристическим центром Кузбасса. Именно в нашем районе находится  Горная  Шория, куда со всей России приезжают туристы покорять легендарные Поднебесные Зубья. Еще в конце 50-х годов у нас стали появляться клубы, члены которых занимаются горным туризмом и альпинизмом.  В 2005 г. в нашем детском саду открылся музей развития города. Это первый в наших краях опыт создания музея в дошкольном учреждении, в котором рассказывается об истории и города, и нашего детского сада.  Дети имеют возможность, не покидая родных стен,  знакомиться с экосистемой, полезными ископаемыми и промышленностью  нашего края, обычаями, традициями, бытом коренных жителей Горной Шории. В декабре 2006 г.  с целью развития у наших воспитанников силы, ловкости и способности преодолевать страх высоты мы по инициативе заведующей  О.Н. Васениной  установили мини-скалодром.  Есть у нас и Детская обсерватория, в которой проходят занятии по ознакомлению с нашей Вселенной. В обсерватории расположено и космическое кафе, в котором мы отмечает праздники, в том числе и дни рождения наших подопечных.

Однако сегодня мы хотим поделиться с коллегами другими наработками. Опыт работы с младшими дошкольниками, живущими в городе,  показал: они очень мало знают о жизни в сельской местности. В наших силах восполнить этот пробел. Для этого в нашем детском саду мы создали развивающую зону для детей 2–4 лет. И назвали ее «Сельский дворик».

 Занятия, которые мы проводим с детьми  в этой зоне, позволяют развивать их познавательную активность,  присущее им от природы любопытство,   речь, расширять  словарь,  учить имитировать повадки и движения  домашних животных (это общие для всех занятий цели).

 

Занятие 1. Знакомство с деревенским двориком

Педагог.  Куда  мы с вами попали?  (Предположения детей.) Верно, перед нами дом – один из тех, в которых живут сельские жители. Интересно, кто в нем живет? Давайте постучимся. «Тук-тук-тук! Кто в доме живет?» 

Здесь идалее  предложения, взятые в кавычки, дети повторяют вслед за педагогом.В окошке появляется лицо бабушки Маланьи (кукла).

Маланья. Кто это ко мне в гости пожаловал?

Педагог и дети.  Это мы в гости к тебе пришли!

Маланья.Здравствуйте, родные! Давно ко мне никто не захаживал…

Педагог. «Здравствуй, бабушка Маланья!».  Мы мимо шли и решили к тебе в гости заглянуть.  Расскажи нам, пожалуйста, о своем доме и дворике рядом.

Маланья.Живу я в красивом доме. Он деревянный. Вот окно, вот дверь, а вот крылечко. А это крыша. Она нужна для того, чтобы в дом не попадали ни снег, ни дождь. А возле дома дворик, сад и огород. Еще колодец есть. А вокруг двора забор. Досок в нем не счесть! Доски все одинаковой длины.  На дворе живут кошка, собака, утки, куры, петушок –  золотистый гребешок.

Педагог.Спасибо, бабушка Маланья, за интересный рассказ. Дети, вам понравился дворик бабушки Маланьи?  (Ответы.) А что есть во дворе? Кто  там живет?  (Дети рассказывают,  педагог помогает по необходимости.)

Маланья предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

Наши уточки с утра…  кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда…  га-га-га!

Наши курочки в окно…  ко-ко-ко!

А как Петя-Петушок

Рано-рано по утру

Нам споет…  кукареку!

Маланья.  Молодцы! Мне пора идти по хозяйству хлопотать, а вы ко мне заглядывайте, я вас ждать буду.

Дети прощаются с бабушкой и уходят в группу. Педагог предлагает построить вокруг игрушечного домика забор из мелкого строительного материала и закрепляет представление о понятиях «забор», «вокруг», «много».

Занятие 2. Знакомство с собакой Жучкой

Педагог предлагает детям вновь пойти в гости к бабушке Маланье.

Педагог.  «Здравствуй, бабушка Маланья!».  Мы вновь к тебе пришли, хотим поближе познакомиться с твоим хозяйством.

Маланья.Давайте начнем. Возле дома живет собака. Зовут ее Жучка. Он мой дом сторожит,  чужих не пускает, громко лает. Она добрая и верная, настоящий друг. Давайте позовем ее. «Жучка, Жучка!». У нее свой домик есть (показывает на будку).  Он маленький и называется «будка или конура».

Педагог.Что-то не выходит Жучка! Давайте еще раз ее позовем. «Жучка, выходи к нам! Мы люди добрые и тебя не обидим!». Вот и она!  (Из будки появляется игрушечная собака.)Давайте ее погладим!  (Выполняют.)  Смотрите: Жучке нравится! Она даже хвостиком виляет! Потрогайте: какая мягкая у нее шерстка. А еще у собаки  есть лапы,  уши, хвост(показывает части тела собаки и предлагает детям потрогать их и сказать, как они называются). Бабушка, а чем ты кормишь свою любимицу?

Маланья.  Жучка   любит грызть косточки: у нее ведь очень острые зубы!  А еще она ест кашу, суп и лакает молоко из миски. Запомнили? Повторите!

Педагог. Вы  знаете, чем любят заниматься собаки? (Играть, гулять, спать, лаять…)  Давайте покажем, что любят собаки, а бабушка Маланья скажет, правильно это или нет.

Проводит игра «Собачки». Дети движениями передают настроение собаки, характерные для нее  действия (спит, сердится, , виляет хвостом, лает).

Педагог.А если собаку обидеть, что может произойти? Правильно, она может рассердиться и укусить. Но мы этого делать не будем. Лучше расскажем ей потешку.

К нам пришла собачка,

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает:

«Гав-гав, гав-гав!».

Педагог.Пора возвращаться. Давайте попрощаемся с бабушкой Маланьей и собачкой Жучкой. «До свидания, мы к вам еще в гости придет. Не скучайте!».

Занятие 3. Знакомство с котом Васькой

 Дети и педагог приходят на сельский дворик. Их встречают бабушка Маланья и собачка Жучка.

Дети.Здравствуйте! Это опять мы!

Маланья.Здравствуйте!  Проходите! (Раздается мяуканье.) Слышите? Это мой кот Васька с вами здоровается. «Котик, иди сюда!».

Педагог.  Вот и котик появился! Давайте с ним поздороваемся. (Здороваются.)

Маланья.Подойдите  поближе, погладьте  кота! (Выполняют.)

Педагог.Какая у кота «шерстка мягкая, гладкая, шелковистая, пушистая!». Лапки у котика мягкие, но в них спрятаны коготки-царапки. Гладить незнакомых кошек нельзя: могут оцарапать. А еще у кота Васьки есть «усы удивительной красы, глазки смелые, зубки белые». Бабушка, а твой котик любит молоко?

Маланья.Конечно, любит! Все коты любят лакать молоко, а еще они любят полакомиться рыбкой и сметаной.

Педагог.Расскажи нам, бабушка: чем занимается твой котик?

Маланья.Васька любит на солнышке сладко поспать, по травке бегать, по ночам на мышей охотиться. Вы знаете игру «Кот и мыши»? Сыграем? (Дети играют с Васькой.) А когда котик выспится и наестся, тщательно умывается и песенку поет: «Мур-мур-мур».

Педагог.Прочитаем потешку?

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверное, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

Васька скрывается в домике бабушки Маланьи.

 Маланья. Устал мой котик, пошел отдыхать. И вам пора идти. До свидания!

 Дети прощаются и возвращаются в группу.

Занятие 4. Инсценировка стихотворения Е. Рыбака «Васенька»

Педагог и дети приходят к бабушке Маланье. Здороваются с ней и котиком. Педагог предлагает  послушать стихотворение и выполнить действия, в нем описанные

Бедный мой котенок Васька!

Он сегодня заболел.

Бедный мой котенок Васька

Ничего с утра не ел.

У него и нос горячий,

Он не прыгает, не скачет,

А хозяйка горька плачет…

Васька, Васенька!

Выздоравливай скорей,

Васька, Васенька,

Будет в доме веселей.

Будем мы с тобой играть,

И по комнате скакать…

Бедный мой котенок Васька,

Очень я его люблю,

Уложу его в кроватку,

Колыбельную спою:

Баю-баю, спи, Василий,

Баю-баю, мой красивый,

Баю-баю, мой котенок,

Ты как маленький ребенок.

Занятие 5. Знакомство с куриным семейством

 Дети и педагог  приходят на сельский дворик  и видят, как по нему гуляет петух, курица и цыплята.

Педагог.Кто это гуляет рядом с домом бабушки Маланьи? (Ответы.) Верно, это куриное семейство. Мама-курочка, папа-петушок и их детки – маленькие цыплятки. Родители заботятся о них. Курочка учит зернышки клевать, лапками землю разгребать, червячков и букашек искать. Вот так! (Показывает, дети повторяют.)  Петушок учит гордо ходить и песни петь. Вот так! (Показывает, дети повторяют.) Я буду мамой-курицей, а вы – моими цыплятками.

Педагог надевает шапочку курицы ходит по двору, дети следуют за ней. Педагог произносит слова, показывает действия, дети повторяют.

Педагог. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите! Как пищат цыплятки? Как мама зовет  детой? Цыплятки маленькие, желтенькие, пушистенькие! Потрогаете их! А петух большой, у него на голове красный гребешок, он весь покрыт красивыми цветными перьями, хвост у него колесом, на ногах шпоры. Петух кричит: «Кукареку!».

Читает стихотворение.

Просто так, по пустяку

Не  пою ку-ка-ре-ку!

Утро  привечаю,

Солнышко встречаю!

Педагог. Курочку, петушка, цыпляток можно угостить зерном (дает детям зерно и предлагает посыпать его на пол). Позовем кур!

Дети. Цып-цып-цып!

Педагог. А еще нужно напоить все куриное семейство. (Подносит чашку с водой к клювикам птиц – дети имитируют действия птиц.)  С кем вы сегодня познакомились? Расскажите!

Дети отвечают и прощаются с куриным семейством. В группе педагог предлагает взять карандаши и показать, как  куры клюют зерно.

Занятие 6. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей». Заучивание потешки «Петушок, петушок»

Педагог приводит детей в гости к бабушке Маланье и предлагает рассказать, кого они видят  у нее  во дворе. Выходит бабушка Маланья, здоровается с детьми и начинает кормить кур, затем берет в руки петушка и показывает его детям. Педагог читает рассказ К. Ушинского, задает вопросы по тексту. Затем читает потешку и предлагает детям повторять ее за ним. Дети изображают петушка. Затем прощаются с бабушкой и уходят в группу.

Занятие 7. Кто плавает в пруду?

Педагог(приведя детей  на сельский дворик). Здравствуй, бабушка! Говорят, у тебя пруд есть, а в нем утка с утятами плавает. Покажи их нам, пожалуйста.

Маланья.Здравствуйте, мои дорогие! Пошли! Я покажу вам свой пруд и его обитателей(подводит детей к искусственному водоему). Вот моя уточка и ее детки плавают. А вы знаете, как деток утки зовут? Правильно, утята. «Утяток много, утка одна». Утка и утята любят купаться, нырять, на лугу травку щипать. А когда утята далеко уплывают, мама их громко зовет:  «Кря-кря-кря!». А утятки ей отвечают…  Как? (Ответы.) Давайте поиграем: будем называть  и показывать движения. (Плавают, клюют корм, пьют воду,стряхивают воду с себя, щиплют травк.) Утка большая или маленькая? (Большая.)Утята какие? (Маленькие.)

Педагог.Вы любите купаться? (Ответы.) Утка и утята тоже любят купаться. Посмотрите, как они умело плавают и не тонут. Кто еще умеет плавать?  (Рыбы, гуси, лягушки.)  Верно! Поиграем: я буду опускать на воду разные предметы (бумажные кораблики, легкие дощечки, пенопласт, камушки, траву, шишки, детали металлического конструктора и т.д.), а вы будете  говорить: плавают они  или  нет? (Выполняют.) А что любят ваши утята?

Маланья.Мои утятки любят щипать свежую травку, ловить в пруду рыбу и клевать зерна. Хотите их покормить? Тогда берите зерно и высыпьте в кормушку уткам. (Выполняют.)Слышите, как утки крякают? Это они вас благодарят.

Педагог.Не будем мешать утятам. Попрощаемся с ними и пойдем в группу.

Занятие 8. Музыкальные ребята

Педагог и дети снова приходят на пруд к бабушке Маланье.

Педагог.В пруду еще кто-то плавает, а не только утка с утятами. А это что за странные звуки?  (Включает аудиозапись кваканья лягушек.) Правильно, это лягушки. Это они так поют. «Здравствуйте, лягушки-квакушки!». Как хорошо, что вы к нам в гости пожаловали, а то комары замучили.  Лягушки никого и никогда не обижают. Более того, они приносят пользу. Живут лягушки  в воде  и на берегу.  Они рады дождю: кожа у них нежная, всегда должна быть влажной. Как радуются лягушки? Они поют свою песенку: «Как-ква-ква!». Какого цвета квакушки! Как они прыгают? Как распевают свои веселые песни? Чем питаются?  (Дети отвечают с подсказкой  педагога, что можно, показывают.)

Организуется игра «Музыкальные ребята».  Педагог раскладывает на полу два шнура (параллельно) – это пруд. Здесь лягушата будут плавать.

Педагог.Лягушата – музыкальные ребята,  покажите, как вы громко и дружно поете!

Дети.

Ква-ква-ква!

Ква-ква-ква!

Педагог.

В речку прыгать нам пора!

Дети. 

Ква-ква-ква!

Педагог.

Плавать дружно до утра!

Дети.

Ква-ква-ква!

Педагог.

Лапками греби!

Дети.

Ква-ква-ква!

Педагог.

На берег нам пора!

Дети.

Ква-ква-ква!

 Поймаем комара!

После игры педагог спрашивает у детей, с кем они сегодня познакомились и что нового узнали. Дети рассказывают то, что запомнили, и возвращаются в группу.

Занятие 9. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и Утенок»

Педагог предлагает детям отправиться на деревенский дворик бабушки Маланьи и проведать цыплят и утят. Придя на двор и увидев малышей, спрашивает у детей: кто это? Выслушав их  ответы, читает  сказку В. Сутеева. Затем задает вопросы по тексту и предлагает двум детям исполнить роли Цыпленка и Утенка. В заключение организует игру «Цыплята»  (по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»).

Занятие 10. «Колодец-колодец, дай воды напиться!»

Педагог и дети вновь приходят в гости к бабушке Маланье.

Педагог. Здравствуй,  бабушка! А мы гостинцы тебе принесли (отдает Маланье баночку с вареньем).

Маланья. Здравствуйте, гости дорогие! Я вас сейчас чаем угощу! Вот только воды из колодца принесу.

Педагог.Бабушка, расскажи  детям о колодце. Что это такое?

Маланья.Пойдемте со мной, а вам все покажу и все расскажу.  (Подводит детей к игрушечному колодцу, рассказывает и показывает.) Чтобы набрать воды,  нужно опустить на дно колодца ведро и зачерпнуть им воду.  Крутим ручку. Вот так!  Ведро  опускается. Зачерпываем воду. Вот так! Снова крутим ручку. Вот так!  Ведро поднимается. А теперь наливаем из него воду в чайник. А еще из колодца берут воду, чтобы полить грядки. Только в этом случае ее разливают по лейкам. Вот так!

Затем дети по очереди с помощью педагога «набирают воду из колодца».

Дети.

Ты, водичка, лей, лей!

Ты, морковка, пей, пей!

Маланья.Ай да молодцы! Ай да помощники! Сейчас   я вас чайком угощу.

Дети садятся на скамейку во дворе, Маланья угощает их чаем.

Занятие 11. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Педагог  приводит  детей в  гости к  бабушке  Маланье. Дети здороваются со своей доброй знакомой и просят рассказать им какую-нибудь сказку. Маланья рассаживает их, берет в руки цыпленка и рассказывает сказку. Потом задает детям вопросы по тексту, помогает оценить поведение ее персонажей. Предлагает сказать несколько добрых слов цыпленку (например, желтенький, пушистенький, мы тебя любим и в обиду не дадим!).

Занятие 12. Кого не стало?

Педагог предлагает навестить бабушку Маланью и ее питомцев. Дети заходят во двор к Маланье и здороваются со всеми его обитателями. Бабушка выставляет в ряд всех домашних животных и птиц.

Маланья.  Хочу поиграть с вами и узнать: кто самый внимательный! Вы будете закрывать глаза, а я –  прятать кого-нибудь. Если вы отгадаете, кого я спрятала, то услышите его голос.

Играют. Затем Маланья  предлагает  сыграть  в «Узнай по голосу». Поиграв с детьми, домашние животные птицы просят детей найти их дома. Дети выполняют просьбу и уходят в группу.

Занятие 13. Знакомимся с репой и морковью

Бабушка Маланья приглашает детей пройти в ее огород.

Маланья.Посмотрите, какая у меня репка выросла! А вот морковка. (Показывает.)Смотрите: морковь по цвету красная, по форме удлиненная, а еще она твердая и гладкая. А репа круглая, желтая, тоже твердая и гладкая. Какие же  морковь и репа? (Отвечают.) А теперь поиграем.  «Раз, два, три, скорей репку найди! Раз, два, три, скорей морковку отыщи!». Будьте внимательны и не ошибитесь!

После игры дети садятся на скамейку во дворе у бабушки Маланьи, и она угощает их корнеплодами. Дети пробуют их и говорят, какие они на вкус. Затем благодарят Маланью и уходят в группу.

Занятие 14.  Знакомимся с помидором и огурцом

Проводится аналогично предыдущему занятию.

Занятие 15. Огородные сказки

Дети и педагог вновь приходят к бабушке Маланье в гости.

Педагог. Бабушка Маланья, расскажи нам: какие овощи растут у тебя на огороде. Дружно ли они живут?

Маланья.

Овощи в огороде разные растут.

Морковь, капуста, репка тут.

Помидор и огурец – разудалый молодец!

Кабачок и тыква есть…

Только всех не перечесть.

 Хотите я расскажу вам сказку об огурце?  (Ответы.) Тогда слушайте!

Как вырос огурец?

На окне стояла коробка с семенами разных растений, Вечером, когда все легли спать, семена начали спорить: кто лучше?  Но так и не пришли к общему мнению.  На следующий день кто-то открыл коробку и взял семечко огурца. «Куда  меня несут?»  Вдруг его опустили в ямку и засыпали землей. А потом сверху что-то потекло, и стало мокро  и  уютно. 

Семечко еще полежало немного и стало расти, толстеть. Вскоре из него появился росток, С каждым днем он становился все больше и больше и наконец  вылез наружу. Здесь было светло и тепло. Чьи-то руки его постоянно поливали, и росток  продолжал  расти. На стебельке сначала появились листья, а потом яркий желтый цветок. «Какой я молодец! Я не напрасно вырос! Наверное, я лучше всех!».

 Но в один прекрасный день подул ветерок, и лепестки опали. Осталась только серединка цветка. Росток  загрустил, но солнышко сказало ему: «Не грусти, я тебе помогу!». И стало светить ярко-ярко, становилось все теплее и теплее. Завязь стала расти, расти и вскоре превратилась в большой красивый огурец.

Педагог.Вам понравилась сказка? Давайте  вместе расскажем ее и покажем, как  рос  огурец  и  каким  он  вырос.

Занятие 16. Любуемся яблоней!

Педагог.Посмотрите, какое дерево выросло рядом с домиком бабушки Маланьи! И какие яблочки на нем! Как это дерево называется? Повторяйте за мной:  яблоня!  (Рассказывает и показывает, дети все повторяют.) Это ствол. Он у любого дерева один. У взрослого дерева он обычно толстый. От ствола в разные стороны отходят ветки. Они  бывают большие  и маленькие, длинные и короткие. А на ветках растут листья. Какие они? Маленькие, летом зеленые, ранней осенью желтые. Ветер дует –  ветки качаются, листья шелестят: щ-ш-ш-ш-ш!На яблонях растут яблочки.  Какие они?  (Выслушивает ответы  иобобщает их.)  Да, яблочки круглые, вкусные. В зависимости от сорта могут быть зелеными, желтыми, красными, розовыми… Но все они полезные.

Можно ли ломать ветки и рвать листья? Верно, категорически нельзя! Смотрите: дерево красивое, кудрявое. А если обломать ветки? Дерево станет некрасивым и в конце концов погибнет. Давайте повторим все то, что мы сегодня узнали. Обнимем дерево, погладим ствол и скажем: «Расти, милая яблонька, радуй добрых людей! Будь здорова и красива!». Смотрите, яблочко упало с дерева, Это подарок яблони вам за то, что внимательно слушали, за то, что любите природу и хотите больше знать. Давайте попрощаемся с яблоней и поблагодарим ее за все.

О. ВАСЕНИНА,

заведующая,

педагог высшей квалификационной категории,

почетный работник общего образования РФ,

Л. БАРСУКОВА,

старший воспитатель,

педагог первой квалификационной категории,

О. ГУЛЁНИНА,

воспитатель по физкультуре,

педагог первой квалификационной категории,

О. КАМИНСКАЯ,

воспитатель по изобразительной деятельности,

педагог второй квалификационной категории,

Л. МИСНИК,

музыкальный руководитель,

педагог первой квалификационной категории,

О. КОЗЛОВА,

инструктор по физкультуре,

педагог первой квалификационной категории,

МДОУ № 14 «Светлячок»  – детский  сад общеразвивающего вида,

город Междуреченск,

Кемеровская область

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x