Коррекционно-развивающая деятельность
Вданной деятельности выделяются два направления:
1. Собственно развивающее, ориентированное на работу со всеми воспитанниками.
2. Коррекционное, предполагающее работу с детьми с проблемами в здоровье, обучении, поведении и личностном развитии.
С позиций социально-психолого-педагогического сопровождения содержание развивающей деятельности
а) соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса дошкольника, формирование и развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально;
б) основывается на тех задатках, потребностях и склонностях детей, которые необходимо развивать с целью их удовлетворения. Осуществление данного направления возможно через организацию свободной и досуговой деятельности детей.
Содержание коррекционной деятельности задается теми компонентами социально-психолого-педагогического и соматического статуса ребенка, уровень развития и содержание которых не соответствуют психолого-педагогическим, возрастным, социальным, физиологическим и другим требованиям.
Социально-психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему специальных мероприятий социально-психолого-педагогического характера, направленных на преодоление или ослабление недостатков в развитии, образовании и социализации детей и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и становлению, формированию личности.
Основные задачи коррекционно-развивающей деятельности – повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов (внимание, память, мышление и др.), коррекция эмоционально-личностного поведения, развитие произвольной регуляции деятельности и коммуникативных навыков. Формы, методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности в каждом случае определяются видом нарушения, индивидуальными особенностями, склонностями и потребностями ребенка, а основными видами являются социальная; психологическая; педагогическая; логопедическая.
(Заметим в скобках, наполняемость в группах, организованных с целью проведения коррекционно-развивающей работы, не более семи–восьми человек. Возможны и индивидуальные занятия.)
Коррекционно-развивающая деятельность в русле социально-психолого-педагогического сопровождения направлена на обеспечение трех согласованных процессов: индивидуальное сопровождение ребенка; групповое сопровождение (нескольких человек); массовое сопровождение (всех детей).
Сопровождение предполагает создание благоприятных условий как для здоровья, развития, образования и общения ребенка, так и для решения коррекцию проблем и гарантированной помощи.
При этом форма индивидуального сопровождениярассчитана на конкретного ребенка и исходит из затруднений, свойственных именно ему; форма группового сопровождения осуществляется по отношению к группе детей, для которых характерны одинаковые проблемы (например, логопедические); форма массового сопровождения направлена на преодоление проблем, характерных для многих детей (например, повышенная утомляемость, низкая самооценка).