Семинар «Истоки творчества». Февраль. «Зиму провожаем — весну встречаем»
«Всё идёт, как по маслу» — этот фразеологизм не про февральскую встречу на семинаре «Истоки творчества».
Инерция традиционного знакомства с опытом педагогов-музыкантов через «живое» выступление детей на сцене была нарушена вследствие целого ряда причин. Организаторы семинара были вынуждены поменять формат и впервые показать заявленное в абонементе выступление в записи.
Однако это вовсе не помешало восприятию досуга «Зиму провожаем – весну встречаем» для детей старшего дошкольного возраста, который подготовили замечательные опытные педагоги Наталья Анатольевна Бирюкова и Людмила Михайловна Синегубова (ГБОУ Школа №572 «Возможности»). Правда, показали они досуг не со своими воспитанниками, а с детьми школы № 460 им. Головачёва (музыкальные руководители Марина Петровна Кошелева и Валентина Сергеевна Синегубова). Это ещё один нетипичный для нашего семинара момент. Однако и данная ситуация получила своё объяснение: дошкольные отделения указанных школ тесно сотрудничают и вместе занимаются коррекционной работой (нужно признать, что в последние годы число детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, стремительно растёт).
Не секрет, что музыка обладает колоссальным развивающим и даже «лечебным» потенциалом. Всё многообразие методических приёмов и технологий на основе музыки показали в рамках досуга педагоги-музыканты, проявившие себя настоящими специалистами в области коррекционной педагогики. Это дыхательная и артикуляционная гимнастика, валеологические попевки, игровой массаж, речевое музицирование, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, коммуникативные танцы и проч. При таком активном использовании разнообразных коррекционных приёмов возникает опасность свести роль музыки к «прикладному» значению. Но этого не случилось. Несмотря на простоту и доступность музыкального материала, было видно, с какой тщательностью и любовью он подбирался. Это некогда популярные среди любителей музыки лирические мелодии Ж.-Л. Стреббога и А. Мюллера, «Возвращение домой» А. Гречанинова, замечательные песни «Снегири» Е. Тиличеевой и «Снегири» И. Дубравина и др. Кроме того, все произведения звучали в «живом» великолепном исполнении Марины Петровны Кошелевой. Наталья Анатольевна и Людмила Михайловна, прекрасно владеющие голосом, воспринимались в образах Зимы и Весны профессиональными актрисами.
Особое восхищение вызвали дети: лёгкий звук и чистая интонация в пении, свобода и грациозность в движении, умение слышать музыкальную форму и готовность отзываться на каждые слово и жест руководителя – эти навыки говорят о педагогах больше, чем любые слова!
Пожелаем им удачи и больших творческих успехов!
Несомненно, показанный материал будет активно использоваться музыкальными руководителями.
Вторая страничка семинара была не менее интересна.
Известный педагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ Елена Викторовна Горшкова показала презентацию своей авторской программы «Выразительное движение» и провела мастер-класс на тему «Развитие образно-пластического творчества у дошкольников».
Несмотря на то, что программа адресована в большей степени воспитателям, а не музыкальным руководителям, участники семинара восприняли её с большим энтузиазмом.
Елена Викторовна рассказала, что такое «язык выразительных движений» и почему без овладения азами этого языка невозможно образно-пластическое творчество; зачем нужно учить этому языку, и каких результатов могут достичь дошкольники при систематической работе в данном направлении; какие средства используются при обучении и какое место среди них занимает музыка.
Вывод, который напрашивается после знакомства с данной программой, не нов: музыка – настоящая музыка – должна активно интегрироваться в разные виды образовательной и творческой деятельности дошкольников. В этом одна из важнейших задач музыкального руководителя в детском саду.