Сложные ситуации в вопросах и ответах — 7

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Актуальный разговор в этой статье пойдет о развитии трудолюбия и чувства ответственности; о своевременном введении запретов и о негативном влиянии на ребенка сверстников.


У нас двое детей: старшему десять лет, а младшему – всего полтора года. Старший сын очень неаккуратный, по дому не помогает. Понимаем, что упустили время для развития у него трудолюбия. Очень хотим, чтобы хотя бы младший был нам домашним помощником. С какого возраста и как лучше приучать детей к труду?

Основы трудолюбия действительно закладываются в семье. Начинается все с домашнего труда, а потом уже переносится на другие виды деятельности, включая учебную и профессиональную. Навыки самообслуживания и поддержания порядка влияют не только на трудолюбие, но и на развитие чистоплотности, пунктуальности, самостоятельности действий и суждений, организаторских способностей,заботливости и ответственности.

Приучение к труду можно начинать с раннего возраста. Простейшие правила порядка малыш способен усвоить уже после года. Самое главное, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, соответствовали его возрасту и способностям. Начинать лучше с самых простых занятий, например, ребенок может убрать за собой игрушки, помочь загрузить в стиральную машину белье или выгрузить его и т.п.

Ближе к полутора годам малыш с удовольствием сам «помогает» родителям. Обязательно нужно поощрять его инициативу, если даже придется подметать заново или перемывать посуду, – такие порывы являются основой для формирования трудолюбия. Можно переключать ребенка на посильные для него задачи: предложить убрать разбросанные предметы, вытереть пролитую на стол воду, расставить обувь в прихожей и т.п. Взрослые сами должны быть примером для ребенка, демонстрировать, как лучше выполнить те или иные домашние дела, терпеливо обучать этому. Неинтересные для малыша обязанности можно превращать в игру, например, во время уборки попутно изучать цвета и формы предметов. На первоначальном этапе особенно важно постоянно хвалить ребенка за его помощь.

После трех лет можно постепенно расширять круг обязанностей малыша: подключать его к работе на кухне (например, мыть овощи и фрукты), стирке (например,сортировать белье), уборке (например, подметать или мыть пол), к уходу за растениями и животными. В этом возрасте важно идти от интересов ребенка, поручать ему в первую очередь то, что ему нравится.

К четырем–пяти годам перечень обязанностей ребенка продолжает дополняться: помощь в приготовлении пищи, наведение порядка в своей комнате, пользование бытовыми приборами, например пылесосом. Естественно, все это по-прежнему происходит под присмотром взрослых. Сохраняет свое значение игровая форма выполнения таких действий, что  позволит сохранить интерес ребенка к домашнему труду. В таком случае помощь по дому будет иметь дополнительный развивающий эффект, стимулировать развитие крупной и мелкой моторики ребенка, расширять его кругозор. Кроме соответствующей возрасту организации труда, важно помнить про похвалу за помощь.

При таком алгоритме действий к концу дошкольного возраста ребенок станет отличным помощником по дому. Чтобы трудолюбие закрепилось и стало чертой характера, очень важно разнообразить и чередовать поручаемые ему домашние дела, которые должны выполняться регулярно. Любое новое занятие осуществляется совместно со взрослыми, затем ребенок постепенно переходит к самостоятельному его исполнению под контролем, а после делает и без постоянного внимания со стороны родителей. Важно избегать критики и нравоучений, иначе малыш начнет всеми правдами и неправдами избегать домашнего труда. Старайтесь спокойно реагировать на его бытовые промахи. Все мы имеем право на ошибку, и родители должны вселять  в ребенка уверенность в том, что он способен исправить собственные промахи, в том числе и в трудовой деятельности. Важно не переделывать за него, а просить исправить все самому. Работа по дому не должна становиться наказанием, она – систематическая обязанность. Родителям следует учить малыша доводить начатое до конца.

Конечно, ранний и дошкольный возраст – это только начальный этап  развития трудолюбия. В этот период закладываются основы этого качества. Наиболее полно оно начнет раскрываться в младшем школьном возрасте, когда, по мнению психолога Эрика Эриксона, первостепенной задачей развития и является формирование трудолюбия, «умелости» в различных видах деятельности, уверенности в своих силах. Иначе у ребенка может возникнуть чувство неполноценности по поводу своей неумелости и неловкости.


Когда начинать развивать чувство ответственности? На что обратить внимание?

Для начала немного терминологии. Ответственность предполагает способность самостоятельно принимать решения и исполнять их, а также отвечать за свои действия и их последствия.

Как уже обозначено выше, первоначальным этапом развития этого качества будет помощь по дому. Так что начинать имеет смысл уже после года – полутора лет.

Формированию ответственности способствует предоставление ребенку возможности самому выбирать направление собственных действий, где это целесообразно, например: «Что ты сделаешь сначала – помоешь посуду или польешь цветы?». Кстати, именно уход за растениями и животными считается одним из самых эффективных способов развития ответственности, начиная с раннего возраста. Можно давать малышу простейшие поручения по уходу за ними уже с двух с половиной – трех лет. Сначала это будут небольшие, но ежедневные обязанности, с возрастом их перечень можно расширять.

Кроме ухода за животными и растениями, родители постепенно возлагают на ребенка ответственность за сохранность его вещей и игрушек, за его безопасность и здоровье (например, за отказ от посещения врача или приема прописанных лекарств), за собственные действия по самообслуживанию (поощряют самостоятельность). Дошкольника приучают отвечать за слова и обещания, за поведение, ущемляющее потребности родителей и других людей (учитывать их интересы), а также угрожающее сохранности окружающей среды.Чувство ответственности формируется последовательно:  необходимо давать посильные возрасту и способностям малыша поручения, их выполнение сопровождать интересными играми.

Очень важен контроль со стороны взрослых, особенно на первоначальном этапе, и напоминание ребенку о его обязанностях. А вот когда малыш уже способен выполнить поставленную задачу самостоятельно, чрезмерный контроль со стороны взрослых может только навредить. В данном случае необходимо предоставить ребенку максимально возможную самостоятельность. При этом родительская похвала и собственный пример будут актуальны на всех этапах формирования чувства ответственности.Важно, чтобы у каждого члена семьи были свои обязанности.Их соблюдение станет для ребенка наилучшим примером того, как ответственно исполнять возложенные задачи. Число ежедневных обязанностей малыша не должно превышать одной–двух после двух лет, двух–трех – после трех лет и пяти–шести – к концу дошкольного возраста.

В процессе развития ответственности большое значение имеет осознание ребенком, к каким последствиям может привести неисполнение возложенных на него обязанностей. На этот аспект начинаем обращать внимание после двух лет. Сначала следует объяснить, а затем предупредить о последствиях невыполнения определенной обязанности. Наказание –только после многократных серьезных нарушений. Кстати, им могут стать «естественные» последствия, например: «Ты в очередной раз испортил свою одежду, значит в кино не идем, потратим эти деньги на покупку тебе новых вещей».

Большое влияние на формирование ответственности оказывают также адекватная самооценка и уверенность малыша в своих силах, такие качества, как самостоятельность, инициативность, произвольность поведения, критическое мышление и принятие критики окружающих, предусмотрительность и осторожность.

Естественно, формирование чувства ответственности потребует времени, и в дошкольном возрасте его основы только начинают закладываться.


С какого возраста можно вводить запреты?

Этот вопрос также связан с предыдущим. Есть несколько этапов введения запретов, что определяется возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями.

До одного года малыш полностью зависим от родителей, активно познает мир и недостаточно понимает установленные правила и запреты. Тем не менее родители могут демонстрировать свое отношение к его действиям и говорить, что то или иное поведение им неприятно, а также объяснять почему. Начинать следует с ограничений на причинение боли окружающим или себе самому. Но это скорее упреждающая мера, подготовка к введению  запретов.

После года и вплоть до трех лет происходит знакомство малыша со словом «нет», с первыми ограничениями. Важно, чтобы их число не было чрезмерным, иначе они потеряют действенную силу. В идеале для каждого запрета должны существовать альтернативные варианты, с которыми мы знакомим ребенка. Первое правило, которое должен усвоить малыш: необходимо слушаться родителей, иначе последует наказание. Особенности использования наказаний подробно рассмотрены в № 9 журнала «Дошкольное воспитание» за 2017 г. в рубрике «Актуальный разговор».

Полноценные запреты и наказания за несоблюдение введенных родителями ограничений начинают вводить только после кризиса трех лет, с запретов, касающихся вопросов безопасности.  Постепенно их количество расширяется, добавляются запреты, связанные с взаимоотношениями с окружающими.Запрещать что-либо родители должны уверенно, но при этом спокойно. Важно помнить, что вплоть до конца дошкольного возраста малыш  следует запретам в основном в присутствии мамы и папы, иначе он может просто забыть о них. И только после шести–семи лет ребенок способен вести себя в соответствии с запретами, даже когда взрослых нет рядом. Правда, его собственными внутренними запретами они станут не раньше подросткового возраста.


Не дает покоя один вопрос: неужели влияние школы, детского сада, других детей может перечеркнуть воспитание в семье? Вот мой сын: таким был чудесным до того времени, пока не начал дружить с Сашей и Олегом с нашего двора. Все пошло под откос. Неужели семейные ценности и правила ничто в сравнении с влиянием сверстников?

Многое определяется незыблемостью и справедливостью принятых правил в глазах ребенка. Если он чувствует, что и родители верят в семейные ценности и соблюдают эти правила, то и нарушать их он, скорее всего, не будет. То есть почему он не может курить, без конца играть в телефоне или материться, если наблюдал, как это делают его родители? Или как он может верить в правила, если его наказывают без объяснений? Речь не идет о том, что Саша и Олег или Петя и Маша не будут на него влиять. Обязательно будут, и чем больше ограждать – тем больше интереса станет вызывать их общество. Но если ребенок открыто общается с вами и знает, что его рассказы не вызовут порицания и тем более наказания, он обязательно поделится новым опытом. И тут уже задача родителей – подвести его к нужному выводу.

Что касается работы с семейными правилами, то основные тонкости мы подробно обсудили в № 1 журнала «Дошкольное воспитание» за 2018-й год в рубрике «Актуальный разговор».

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор»

PageLines