Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Патриотизм формируется на определенном содержании, которое ребенок постигает умом и сердцем. Информация, обогащенная эмоциями, порождает чувства.

Ф. Бэкон, английский философ-материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Почему? Да потому, что семейные отношения – самый крепкий сплав представлений и эмоций (я знаю своих близких, интересуюсь их делами, настроением, планами и пр.; я каждую секунду своей жизни проживаю именно с ними – радуюсь, печалюсь, веселюсь, сержусь, общаюсь …).

Когда малыш подрастает, границы социального окружения расширяются. Появляются друзья, другие взрослые, социальные образования и сообщества: детский сад, двор, поликлиника, магазин, библиотека, театр и т.д. И везде свои правила, свои отношения.

А еще есть абстрактные понятия, например: символы государства (флаг, герб, гимн). Есть события, которыми живет наша Родина. Есть история нашего государства. И здесь самое главное, чтобы вся эта громада важной информации не легла в сознании ребенка на «теоретическом» сухом уровне. Она должна быть окрашена эмоциями ребенка, которые вызывают и даже провоцируют окружающие взрослые.

Всегда ли хватает педагогу душевных сил искренне реагировать на различные содержания (предметы, явления, события и пр.) богатого многообразия нашего мира? Конечно, нет. Но рядом с нами всегда есть помощники. Надо только внимательно осмотреться и правильно воспользоваться социальным окружением своего дошкольного образовательного учреждения. Детям никто не откажет во встречах, в беседах.

В контексте сказанного хочется рассказать об интересном опыте работы.

Т. Гризик, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание».

М. Макарова,

заведующая, МДОУ-детский сад №1720 «Новости», поселок Малаховка, Люберецкий район, Московская область

На современном этапе развития системы дошкольного образования конкретизируются цели и задачи развития, воспитания и образования детей (Приказ № 655 от 23. 11. 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»). В образовательной области «Социализация», наряду с другими задачами, обращается внимание на формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств.

В нашем детском саду всегда велась серьезная работа в данном направлении. В каждой группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания. Здесь дети в условиях свободного доступа имеют возможность расширять свои представления о родном крае, России; познакомиться с государственной символикой и пр. Однако только силами педагогического коллектива ДОУ полноценно решать столь серьезные задачи достаточно сложно. Гражданская принадлежность и патриотизм формируются на определенном содержании, которое складывается из конкретных фактов и событий. И чем богаче и разнообразнее содержание, тем сильнее и глубже чувства любви и гордости за свое отечество. Обеспечить содержательное богатство и разнообразие помогает наше социальное окружение: члены семей наших воспитанников, поселковый совет ветеранов Великой Отечественной войны, шефствующая над нашим садом воинская часть поселка Зюзино. Благодаря этим контактам жизнь детей наполняется живыми, яркими и богатыми эмоциями, которые надежно укрепляют фундамент патриотизма в детских душах.

Уважаемые коллеги! Наше взаимодействие с окружающим социумом мы покажем на примере трех традиционных для нашего детского сада мероприятиях. Именно покажем, так как вы хорошо знаете, как сложно описывать богатую жизнь детей в образовательном учреждении. А эмоции вообще не поддаются описанию! Поэтому приглашаем вас на фоторепортаж с места событий.

День защитников Отечества.

Традиционные праздники, посвященные данному славному празднику, проходят в нашем ДОУ с участием солдат срочной службы из шефствующей воинской части поселка Зюзино.

День Победы.

Накануне великого праздника проводятся памятные дни. Они наполнены беседами, просмотром отрывков из архивной хроники тех суровых лет, рассматриванием фотоматериалов по теме, возложением цветов к памятникам и, конечно, встречами с ветеранами Великой Отечественной войны. Наши сегодняшние воспитанники – счастливые дети. Они могут сказать «спасибо» нашим победителям, глядя им в глаза, услышать их рассказы о подвигах из первых уст. Но пройдут годы…и эти уникальные минуты уйдут из нашей жизни вместе с тем поколением. Мы понимаем это и бережно относимся к каждой минуте, проведенной вместе с нашими ветеранами.

Экскурсия в воинскую часть.

Дети старшего дошкольного возраста традиционно посещают воинскую часть поселка Зюзино.