Развитие навыков общения в музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Источник изображения: http://www.Fruitoftheloom.30201.ru

Формирование навыков общения является важным условием нормального психического развития ребёнка, а также одной из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни. Вместе с тем, многие педагоги и психологи считают, что музыкальная деятельность имеет возможность влияния на сферу общения ребёнка. Данное утверждение решили проверить на практике педагоги нашего дошкольного учреждения. Необходимость данной работы объяснялась тем, что в процессе непосредственно организованной деятельности с дошкольниками обращали на себя внимание  следующие особенности поведения детей: неготовность к общению, затруднения при вступлении в контакт, низкая инициативность, неумение понять сверстника. Это проявлялось в нежелании детей объединяться в подгруппы при исполнении музыкально-ритмических движений, в отказе брать на себя игровые роли, в отсутствии инициативы и творчества у детей, в непонимании действий сверстника. Поэтому возможности формирования навыков общения у дошкольников посредством музыкальной деятельности стали предметом исследования, в котором приняло участие 12 детей в возрасте 6-7 лет.

Цель исследования состояла в изучении влияния музыкальной деятельности на развитие навыков общения детей дошкольного возраста.

В психолого-педагогической литературе отражены взгляды отечественных и зарубежных психологов, раскрывающие сущность и особенности общения детей дошкольного возраста. Концептуальные основы проблем общения разработаны Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьевым, М.И.Лисиной, Г.М.Андреевой, Ж. Пиаже и другими отечественными и зарубежными психологами. Центральное место среди литературных источников занимает концепция общения, созданная М.И.Лисиной. Согласно данной концепции, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. М.И.Лисиной установлено, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностое и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое. Многие педагоги-практики добились значительных результатов в формировании навыков общения у детей. Особое внимание обращает на себя опыт Т.Э.Тютюнниковой и Н.Г.Куприной, которые развивали навыки общения у дошкольников посредством коммуникативных игр.

Источник изображения: http://www.danceodessa.com/

На начальном этапе работы мы изучили уровень  общения у детей 6-7 лет при помощи диагностической методики, предложенной Н.Г.Куприной, целью которой является выявление уровня развития невербального общения в музыкальной деятельности (Приложение №1). Данная методика ориентирована на изучение уровня развития следующих навыков общения у детей старшего дошкольного возраста:

  • готовность к общению – характеризуется открытостью, желанием общаться, владением этикетными моделями поведения;
  • легкость вступления в контакт — характеризуется свободой и естественностью в установлении контактов с разными людьми: сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми;
  • инициативность общения — характеризуется способностью к самостоятельным, активным действиям в совместной деятельности и в общении, умении преодолевать стеснение, оказавшись в центре внимания детей и взрослых;
  • эмпатия в общении — характеризуется умением определять эмоциональное состояние другого человека, относиться к другим людям сочувственно и доброжелательно.

Полученные данные свидетельствовали о том, что у 25% обследованных детей отмечен низкий уровень навыков общения. Поэтому в рамках дальнейшей деятельности  нами был разработан и апробирован проект «Музыка учит общаться» (Приложение №2), основу которого составляют музыкальные коммуникативные игры.

По результатам практической деятельности, на основе данных итогового обследования (Приложение №3) были разработаны рекомендации, которые были внедрены в педагогический процесс ДОУ. Приведем их содержание, чтобы музыкальными руководителями дошкольных учреждений могли их использовать в повседневной работе:

  1. На музыкальных занятиях формировать у старших дошкольников следующие навыки: готовность к общению, лёгкость вступления в контакт, инициативу в общении и эмпатию.
  2. В процессе работы учитывать характерную для детей старшего дошкольного возраста внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.
  3. Работу по развитию навыков общения  у дошкольников следует проводить посредством включения в музыкальную деятельность музыкальных коммуникативных игр.
  4. Создавать условия, необходимые для возникновения музыкальных коммуникативных игр (периодически вносить необходимое оборудование, музыкальные инструменты; прослушивать с детьми музыкальное сопровождение к таким играм и др.).
  5. В процессе игр осуществлять умелое руководство, оставаясь при этом равноправным участником.

Использование данных рекомендаций педагогами ДОУ приведёт к повышению эффективности работы по развитию сферы общения у дошкольников.

В результате проведенной работы доказано, что музыкальные коммуникативные игры эффективно повлияли на развитие у детей навыков общения.

PageLines