Проект «Гений М.В. Ломоносова — детям»
В год празднования 300-летия великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова сотрудники МАДОУ ЦРР детский сад № 26 города Калининграда приняли участие в интересной работе: в реализации проекта по социально-личностному воспитанию старших дошкольников «Гений М.В.Ломоносова — детям».
Реализуя основную комплексную программу «Детство», решая задачи социально-личностного и познавательно – речевого направлений, мы посчитали важным прививать дошкольникам положительные черты характера, достойные качества личности, используя пример служению Родине и науке великих соотечественников.
Найти вместе с детьми ответ на вопрос: «Каким должен быть человек, чтобы с правом называться гражданином – сыном своей родины-России?», привить уважение к своим предкам, вос-питывать гордость за отечественную науку, зародить желание приобретать знания — всё это стало возможно благодаря совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Девиз проекта: «Не стыдно не знать что-то, стыдно не хотеть узнать новое!».
Участники проекта: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.
Цель: воспитание у детей патриотизма на примере служения науке великого русского учёного — М.В.Ломоносова.
Задачи:
- познакомить детей с основными заслугами перед отечеством М. Ломоносова
- поддерживать у детей интерес и тягу к знаниям, которые выработало человечество;
- воспитывать уважение к труду учёных и гордость за достижения отечественной науки;
- воспитывать целеустремлённость на примере жизни гениального учёного;
- развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- расширение кругозора дошкольников;
- социально-личностное развитие детей, исходя из поставленных задач.
- формирование интереса к элементарному экспериментирова-нию, добыче знаний, применению способов деятельности само-стоятельными и коллективными усилиями.
Этапы работы
- Подготовительный:
— определение объектов изучения;
— подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов;
— изготовление раздаточного материала для моделирования, художественного труда;
— подбор лабораторного оборудования и материалов для элементарного экспериментирования. - Исследовательский:
— изучение жизни и деятельности великого учёного;
— ознакомление с некоторыми свойствами предметов и веществ: внешний вид, строение, физические свойства (переход из одного агрегатного состояния в другое, оптические свойства). - Продуктивный:
— создание мозаики из предметов-заместителей смальты — разноцветных кусочков пластика;
— создание презентации по проекту. - Заключительный:
— обобщение результатов работы;
— создание альбома о М.В.Ломоносове. - Защита проекта:
— проводится 15 апреля в день памяти учёного в виде Дня науки в детском саду.
Способы организации работы:
— принцип добровольности участия детей и родителей;
— работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
— воспитанники действуют под руководством педагога;
— опыты и эксперименты проводятся в строгом соблюдении техники безопасности.
Работа по проекту оценивается:
— конкурсной комиссией (заведующая ДОУ, зам. зав. по ВМР, педаго-гом- психологом); педагогами ДОУ.
Практический результат:
— изготовление мозаики «из смальты»;
— оформление выставки альбомов, книг и других материалов о М. Ло-моносове.
Тематический план к проекту
«Гений М.В.Ломоносова – детям»:
№ | Тема | Содержание |
1 | Знакомство с биографией М.В. Ломоносова. | Краткий исторический экскурс с учётом возраста детей. Ознакомительная беседа о М.В.Ломоносове. рассматривание иллюстраций. |
2 | Детство и отрочество. | Чтение книги Тихомирова О.Н., «Михайло Ломоносов», М., «Малыш», 1982 г. Обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций. |
3 | Зрелые годы ученого. Научная и организаторская деятельность. |
Рассказ воспитателя. Продолжение чтения книги Тихомирова О.Н., «Михайло Ломоносов», рассматривание иллюстраций. |
4 | М.В.Ломоносов – естествоиспытатель (химик, физик, минеролог). | Беседа об учёном. Опытническая и экспериментальная деятельность «по стопам учёного» — изучение свойств элементов природы и предметов окружающей среды. I. Свойства воздуха. Элементарные опыты: 1.«Дует, дует ветерок» (использовать флюгер, султанчики, вертушки, веер). 2.«Воздух невидимый и видимый. Он имеет объём» (прозрачная ёмкость с водой, стакан). 3.«Как взвесить воздух?» (надутый и не надутый шарики, из деревянной линейки сделать весы с равными «плечами», взвесить). 4. Как услышать воздух и увидеть его движение» (полоска бумаги, флюгер). 5.«При нагревании воздух расширяется» (пластиковая бутыль с водой, на горлышко надеть надувной шарик: а) бутыль охладить в холодильнике; б) бутыль нагреть «на бане» — наблюдать за увеличением и уменьшением объёма шара, сделать вывод). 6.«Кораблик» (воздух имеет объём, занимает место): в ёмкость с водой поместить маленький бумажный кораблик. Накрыть перевёрнутым стаканом и опустить на дно. Вернуть на поверхность – кораблик сухой. Воздух в стакане не дал ему намокнуть.II. Свойства воды. Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе». Опыты: 1. «Вода – какая она?» (жидкая, без формы, цвета, запаха и вкуса, разной температуры). 2. «Агрегатные состояния воды» (свойства жидкости, пара, снега, льда). 3. «Туман в бутылке» (налить горячей воды в бутыль на 1/3 объёма. На горлышко поместить лёд. В свободном пространстве бутыли образуется туман). 4. «Вода – растворитель» (вода, акварельные краски, соль, сахар, лимон; песок, активированный уголь измельчённый). 5. «Как очистить воду» (фильтр или воронка, марля, активированный уголь/песок). 6. «Вода и растения». 7. «Поверхностное натяжение воды» (ёмкость с водой, квадратный кусочек фольги аккуратно помещается на поверхность: металл, а не тонет!) 8. «Что легче и что тяжелее воды» (в ёмкость с водой опускать мелкие предметы из разных материалов). 9. «Опыт на смекалку: где воды больше?» (в две одинаковые бутыли налить равное количество воды. Закрыть крышки. Одну бутыль перевернуть. Задать провокационный вопрос: «Где воды больше?»).III. Изучаем глину. Опыт 1. «Внешний вид и свойства» (глина разного цвета, сухая, влажная, лупа, воронка с глиной. Вывод: частицы глины меньше частиц песка. Влажная глина сохраняет форму. Глина плохо пропускает воду: на глинистой почве плохо растут растения). Рассказ о гончарном деле. IV. Свойства сахара. V. Свойства парафина. Опытным путём показать переход вещества из твёрдого в жидкое состояние (при нагревании) и обратно в твёрдое (при охлаждении). VI. Знакомство с минералами, их свойствами и применением. |
5 | «Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне — дна…» |
1. Рассказ об астрономических наблюдениях учёного, открытии атмосферы на Венере. 2. Знакомство с планетами и созвездиями в мини-музе «Космос» детского сада. 3. Экскурсия в Планетарий КОИРО. 4. Опыты: «Почему звёзды видны только ночью» и «Планетарий в коробке». Вывод: звёзды светят и днём и ночью своим, а не отражённым, светом. Днём их затмевает солнечный свет. 5. Чтение стихотворений М.В.Ломоносова о солнце, звёздах. |
6 | «Невидимые силы» (изучение явлений магнетизма и статического электричества). | 1. Рассказ об изучении М.В.Ломоносовым и Г.В.Рихманом северного сияния, «небесного электричества». Рассматривание иллюстраций. 2.Экспериментальная деятельность «Электричество вокруг нас». Опыт 1. Надутый шарик приложить к стене – падает вниз. Этот шарик протереть шерстяной тканью. А) поднести к стене – он «прилипнет» к ней. Б) поднести к голове – волосы «встают дыбом». Вывод: мы наблюдали новые свойства шарика после действия на него шерсти — электрическое притяжение. Опыт 2. Два надутых шарика натереть шерстяной тканью. Медленно приближать друг к другу. Наблюдать отталкивание их, а при некотором минимальном расстоянии – проскакивание искр (видно в темноте) или слышно потрескивание. Вывод: мы обнаружили электрические заряды. Опыт 3. Пластмассовая расчёска в начале опыта не «притягивает» к себе мелко нарезанную бумагу. После того, как ею несколько раз провели по волосам – «притягивает» к себе бумагу. Вывод: расчёска приобрела новое качество, мы наблюдали электрическое притяжение. 3. «Как обнаружить магнитное притяжение?». Опыт 1. По наклонному листу бумаги свободно скатываются металлические скрепки. Если сзади листа приложить магнит – скрепки не скатываются, а «стоят» на месте. Если двигать магнитом из стороны в сторону – скрепки движутся «за ним». Вывод: магнит с помощью магнитного притяжения удерживает (притягивает) предметы из металла. Опыт 2. «Самодельный компас». Намагниченную иголку (провести магнитом по игле несколько раз в одинаковом направлении) поместить на пробку и опустить в сосуд с водой. Иголка расположится в направлении «север – юг». |
7 | М.В.Ломоносов – поэт, риторик: — знакомство с поэтическим словом гения; — вклад в развитие языка. |
Рассказ воспитателя о вкладе Ломоносова в языкознание: разработал правила грамматики русского языка, стихотворные размеры и стили. Открыл, что древнерусский язык произошёл от славянского языка. Чтение стихотворений, басен Ломоносова с последующими обсуждениями и комментариями. |
8 | На стыке науки и искусства: | Изучение состава и свойств песка. Рисование песком (на оргстекле дидактического пособия «Световой модуль для рисования на песке»). Беседа о создании цветного стекла и смальты. Рассматривание и сравнение свойств стекла и смальты. Рассматривание картин и мозаичных панно, выполненных Ломоносовым и современными мастерами (мозаики Исаакиевского собора, солнечные часы в г. Светлогорске Калининградской области). Создание коллективных мозаик из разноцветных частиц пластика, как предмета-заместителя смальты. |
9 | М.В.Ломоносов – великий гражданин России. | Рассказ и показ презентации о М.В.Ломоносове: — учёный — социолог; — организатор школ «для народа»; — организатор Московского университета, «открытого для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. |
10 | День Науки в ДОУ: | Обобщающее, итоговое мероприятие в виде игры «Брейн – ринг». Ресурсный круг — ответы детей на вопрос «Каким должен быть человек, чтобы с правом называться гражданином – сыном своей родины-России?». |
Данный проект относится к длительным проектам, требует теоретической подготовки педагога в части преподнесения детям сведений о М.В.Ломоносове доступно их возрасту. Для нас важным было заразить старших дошкольников тягой к знаниям, воспитывать целеустремлённость, умение доводить начатое дела до конца, научить чувствовать радость познания. Воспитание уважения к труду учителя, учёного и гордость за достижения отечественной науки – задача, поставленная руководителями проекта, была достигнута.
Проектный метод требует интеграции разных видов деятельности, поэтому воспитатели, помимо детского экспериментирования, применяли различные методы и способы развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей дошкольников, например, работа по заданию, работа в паре (микрогруппе), рисование, аппликация, использование старинной музыки и поэтического слова, рассматривание картин и иллюстраций и т.д. Родители подключились к проекту на этапе сбора литературы о русском учёном и изготовления предметов – заместителей смальты: подготовке квадратов цветной пластмассы от использованных пластиковых флаконов и бутылей (тема утилизации ТБО — твёрдых бытовых отходов — решалась в экологическом проекте, который шёл параллельно, в подготовительной группе).
Презентация проекта состоялась перед педагогами ДОУ — слу-шателями курсов повышения квалификации КОИРО. Воспитатель Бычкова А.И. поделилась с коллегами интересными сведениями о жизни и деятельности великого русского учёного, а воспитанники детского сада рассказали о проекте, своей исследовательской дея-тельности, о том, чему научились в ходе совместной деятельности и о своих желаниях на будущее. На Дне науки дети смогли выделить главные черты характера М.Ломоносова, которые они хотели бы воспитать у себя.
Ростки гражданской ответственности в душах детей закладывались и во время подготовки благотворительной акции «Поможем музею М.В.Ломоносова на родине учёного». Педагоги выпустили листовки с призывом помочь музею материально, ведь так велось испокон веков, что на собранные «с миру по нитке» средства возводились памятники и создавались музеи. Все воспитатели ДОУ внесли посильные вклады, откликнулись на призыв к благотворительности и родители воспитанников. Собранные средства были перечислены в адрес музея.
ЛИТЕРАТУРА:
- Шатохина Е.К. Описание опытов. — газета «Детский сад со всех сторон», № 17. – июнь, 2007.
- Тихомиров О.Н., Михайло Ломоносов. – М: Малыш, 1982.