Проект «Гений М.В. Ломоносова — детям»

В год празднования 300-летия великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова сотрудники МАДОУ ЦРР детский сад № 26 города Калининграда приняли участие в интересной работе: в реализации проекта по социально-личностному воспитанию старших дошкольников «Гений М.В.Ломоносова — детям».

Реализуя основную комплексную программу «Детство», решая задачи социально-личностного и познавательно – речевого направлений, мы посчитали важным прививать дошкольникам положительные черты характера, достойные качества личности, используя пример служению Родине и науке великих соотечественников.

Найти вместе с детьми ответ на вопрос: «Каким должен быть человек, чтобы с правом называться гражданином – сыном своей родины-России?», привить уважение к своим предкам, вос-питывать гордость за отечественную науку, зародить желание приобретать знания — всё это стало возможно благодаря совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Девиз проекта: «Не стыдно не знать что-то, стыдно не хотеть узнать новое!».

Участники проекта: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.

Цель: воспитание у детей патриотизма на примере служения науке великого русского учёного — М.В.Ломоносова.

Задачи:

  • познакомить детей с основными заслугами перед отечеством М. Ломоносова
  • поддерживать у детей интерес и тягу к знаниям, которые выработало человечество;
  • воспитывать уважение к труду учёных и гордость за достижения отечественной науки;
  • воспитывать целеустремлённость на примере жизни гениального учёного;
  • развивать интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • расширение кругозора дошкольников;
  • социально-личностное развитие детей, исходя из поставленных задач.
  • формирование интереса к элементарному экспериментирова-нию, добыче знаний, применению способов деятельности само-стоятельными и коллективными усилиями.

Этапы работы

  1. Подготовительный:
    — определение объектов изучения;
    — подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов;
    — изготовление раздаточного материала для моделирования, художественного труда;
    — подбор лабораторного оборудования и материалов для элементарного экспериментирования.
  2. Исследовательский:
    — изучение жизни и деятельности великого учёного;
    — ознакомление с некоторыми свойствами предметов и веществ: внешний вид, строение, физические свойства (переход из одного агрегатного состояния в другое, оптические свойства).
  3. Продуктивный:
    — создание мозаики из предметов-заместителей смальты — разноцветных кусочков пластика;
    — создание презентации по проекту.
  4. Заключительный:
    — обобщение результатов работы;
    — создание альбома о М.В.Ломоносове.
  5. Защита проекта:
    — проводится 15 апреля в день памяти учёного в виде Дня науки в детском саду.
Способы организации работы:

— принцип добровольности участия детей и родителей;
— работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
— воспитанники действуют под руководством педагога;
— опыты и эксперименты проводятся в строгом соблюдении техники безопасности.

Работа по проекту оценивается:

— конкурсной комиссией (заведующая ДОУ, зам. зав. по ВМР, педаго-гом- психологом); педагогами ДОУ.

Практический результат:

— изготовление мозаики «из смальты»;
— оформление выставки альбомов, книг и других материалов о М. Ло-моносове.

Тематический план к проекту
«Гений М.В.Ломоносова – детям»:
Тема Содержание
1 Знакомство с биографией М.В. Ломоносова. Краткий исторический экскурс с учётом возраста детей. Ознакомительная беседа о М.В.Ломоносове. рассматривание иллюстраций.
2 Детство и отрочество. Чтение книги Тихомирова О.Н., «Михайло Ломоносов», М., «Малыш», 1982 г.
Обсуждение прочитанного, рассматривание иллюстраций.
3 Зрелые годы ученого.
Научная и организаторская деятельность.
Рассказ воспитателя.
Продолжение чтения книги Тихомирова О.Н., «Михайло Ломоносов», рассматривание иллюстраций.
4 М.В.Ломоносов – естествоиспытатель (химик, физик, минеролог). Беседа об учёном.  Опытническая и экспериментальная  деятельность «по стопам учёного» — изучение свойств элементов природы и предметов окружающей среды.
I.            Свойства  воздуха.
Элементарные опыты:
1.«Дует, дует ветерок» (использовать флюгер, султанчики, вертушки, веер).
2.«Воздух невидимый и видимый. Он имеет объём» (прозрачная ёмкость с водой, стакан).
3.«Как взвесить воздух?» (надутый и не надутый шарики, из деревянной линейки сделать весы с равными «плечами», взвесить).
4. Как услышать воздух и увидеть его движение» (полоска бумаги, флюгер).
5.«При нагревании воздух расширяется» (пластиковая бутыль с водой, на горлышко надеть надувной шарик: а) бутыль охладить в холодильнике; б) бутыль нагреть «на бане» — наблюдать за увеличением и уменьшением объёма шара, сделать вывод).
6.«Кораблик» (воздух имеет объём, занимает место): в ёмкость с водой поместить маленький бумажный кораблик. Накрыть перевёрнутым стаканом и опустить на дно. Вернуть на поверхность – кораблик сухой. Воздух в стакане не дал ему намокнуть.II.         Свойства воды.
Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе».
Опыты: 1. «Вода – какая она?» (жидкая, без формы, цвета, запаха и вкуса, разной температуры).
2. «Агрегатные состояния воды» (свойства жидкости, пара, снега, льда).
3. «Туман в бутылке» (налить горячей воды в бутыль на 1/3 объёма. На горлышко поместить лёд. В свободном пространстве бутыли образуется туман).
4. «Вода – растворитель» (вода, акварельные краски, соль, сахар, лимон; песок, активированный уголь измельчённый).
5. «Как очистить воду» (фильтр или воронка, марля, активированный уголь/песок).
6. «Вода и растения».
7. «Поверхностное натяжение воды» (ёмкость с водой, квадратный кусочек фольги аккуратно помещается на поверхность: металл, а не тонет!) 8. «Что легче и что тяжелее воды» (в ёмкость с водой опускать мелкие предметы из разных материалов).
9. «Опыт на смекалку: где воды больше?»
(в две  одинаковые бутыли налить  равное количество воды. Закрыть крышки. Одну бутыль перевернуть. Задать провокационный вопрос: «Где воды больше?»).III.       Изучаем глину.
Опыт 1. «Внешний вид и свойства» (глина разного цвета, сухая, влажная, лупа, воронка с глиной. Вывод: частицы глины меньше частиц песка. Влажная глина сохраняет форму. Глина плохо пропускает воду: на глинистой почве плохо растут растения). Рассказ о гончарном деле.

IV.        Свойства сахара.
Опыт 1. «Сладкие кристаллы» (рассматривание готовых или выращенных кристаллов: твёрдые, почти прозрачные кристаллы, сладкие на вкус, без запаха, легко растворяются в воде).
2. «Сладкий петушок» — изменение агрегатного состояния вещества (расплавить сахар в ложке над спиртовкой, набрать на палочку расплавленной сахарной массы, опустить в стакан с холодной водой, отметить, что сахар опять стал твёрдым).

V. Свойства парафина. Опытным путём показать переход вещества из твёрдого в жидкое состояние (при нагревании) и обратно в твёрдое (при охлаждении).

VI. Знакомство с минералами, их свойствами и применением.
Рассматривание различных минералов: гранит, мрамор, горный хрусталь, слюда, полевой шпат, лазурит, малахит, гранат, оникс и т.д. Словарь: твёрдый, прочный, тяжёлый, гладкий, шершавый, неровная поверхность, блестящий, красивый, строительный материал, поделочный минерал, драгоценный камень.
Рассказ педагога о минералах и их применении. Показ иллюстраций с изображением  дворцов, мостов, набережных, памятников, скульптур, предметов быта, ювелирных украшений и т.д., как пример использования различных минералов.
Рассказ о теориях М.В.Ломоносова «… о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности» и «… о постоянных геологических изменениях земной поверхности под воздействием «подземного огня».
Внесение и рассматривание условной схемы «Строение Земли».
Опыт 1. «Вулкан»: в пластилиновый вулкан заранее вставьте пробирку с питьевой содой, тремя каплями красителя (красная водная краска), 5 –ю каплями моющей жидкости.  На глазах у детей медленно вливайте уксусную кислоту. Бурная пенистая реакция имитирует извержение. Пропорции соды и кислоты подберите заранее, прорепетировав опыт. Соблюдайте технику безопасности!

5 «Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне — дна…»
1. Рассказ об астрономических наблюдениях учёного, открытии атмосферы на Венере.
2. Знакомство с планетами и созвездиями в мини-музе «Космос» детского сада.
3. Экскурсия в Планетарий КОИРО.
4. Опыты: «Почему звёзды видны только ночью» и «Планетарий в коробке». Вывод: звёзды светят и днём и ночью своим, а не отражённым, светом. Днём их затмевает солнечный свет.
5. Чтение стихотворений  М.В.Ломоносова о солнце, звёздах.
6 «Невидимые силы» (изучение явлений магнетизма и статического электричества). 1. Рассказ об изучении М.В.Ломоносовым и Г.В.Рихманом северного сияния, «небесного электричества». Рассматривание иллюстраций.
2.Экспериментальная деятельность «Электричество вокруг нас».
Опыт 1. Надутый шарик приложить к стене – падает вниз. Этот шарик протереть шерстяной тканью. А) поднести к стене – он «прилипнет» к ней. Б) поднести к голове – волосы «встают дыбом». Вывод:  мы наблюдали новые свойства шарика после действия на него шерсти —  электрическое притяжение.
Опыт 2. Два надутых шарика натереть шерстяной тканью. Медленно приближать друг к другу. Наблюдать отталкивание их, а при некотором минимальном расстоянии – проскакивание искр (видно в темноте) или слышно потрескивание. Вывод: мы обнаружили электрические заряды.
Опыт 3. Пластмассовая расчёска в начале опыта не «притягивает» к себе мелко нарезанную бумагу. После того, как ею несколько раз провели по волосам – «притягивает» к себе бумагу. Вывод: расчёска приобрела новое качество, мы наблюдали  электрическое притяжение.
3. «Как обнаружить магнитное притяжение?». Опыт 1. По наклонному листу бумаги свободно скатываются металлические скрепки. Если сзади листа приложить магнит – скрепки не скатываются, а «стоят» на месте. Если двигать магнитом из стороны в сторону – скрепки движутся «за ним». Вывод: магнит с помощью магнитного притяжения удерживает (притягивает) предметы из металла.
Опыт 2. «Самодельный компас». Намагниченную иголку (провести магнитом по игле несколько раз в одинаковом направлении) поместить на пробку и опустить в сосуд с водой. Иголка расположится в направлении «север – юг».
7 М.В.Ломоносов – поэт,  риторик:
— знакомство с поэтическим словом гения;
— вклад в развитие языка.
Рассказ воспитателя о вкладе Ломоносова в языкознание: разработал правила грамматики русского языка, стихотворные размеры и стили. Открыл, что древнерусский язык произошёл от славянского языка. Чтение стихотворений, басен Ломоносова с последующими обсуждениями и комментариями.
8 На стыке науки и искусства: Изучение  состава и свойств песка.
Рисование песком (на оргстекле дидактического пособия «Световой модуль для рисования на песке»).
Беседа о создании цветного стекла и смальты. Рассматривание и сравнение свойств стекла и смальты.
Рассматривание картин и мозаичных панно, выполненных Ломоносовым и современными мастерами  (мозаики Исаакиевского собора, солнечные часы в г. Светлогорске Калининградской области).
Создание коллективных мозаик из разноцветных частиц пластика, как предмета-заместителя смальты.
9  М.В.Ломоносов – великий гражданин России. Рассказ и показ презентации о М.В.Ломоносове:
— учёный —  социолог;
— организатор школ «для народа»;
— организатор  Московского университета, «открытого для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
10 День Науки в ДОУ: Обобщающее, итоговое мероприятие в виде игры «Брейн – ринг».
Ресурсный круг  — ответы детей на вопрос «Каким должен быть человек, чтобы  с правом называться гражданином – сыном своей родины-России?».

Данный проект относится к длительным проектам, требует теоретической подготовки педагога в части преподнесения детям сведений о М.В.Ломоносове доступно их возрасту. Для нас важным было заразить старших дошкольников тягой к знаниям, воспитывать целеустремлённость, умение доводить начатое дела до конца, научить чувствовать радость познания. Воспитание уважения к труду учителя, учёного и гордость за достижения отечественной науки – задача, поставленная руководителями проекта, была достигнута.

Проектный метод требует интеграции разных видов деятельности, поэтому воспитатели, помимо детского экспериментирования, применяли различные методы и способы развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей дошкольников, например, работа по заданию, работа в паре (микрогруппе), рисование, аппликация, использование старинной музыки и поэтического слова, рассматривание картин и иллюстраций и т.д. Родители подключились к проекту на этапе сбора литературы о русском учёном и изготовления предметов – заместителей смальты: подготовке квадратов цветной пластмассы от использованных пластиковых флаконов и бутылей (тема утилизации ТБО — твёрдых бытовых отходов — решалась в экологическом проекте, который шёл параллельно, в подготовительной группе).

Презентация проекта состоялась перед педагогами ДОУ — слу-шателями курсов повышения квалификации КОИРО. Воспитатель Бычкова А.И. поделилась с коллегами интересными сведениями о жизни и деятельности великого русского учёного, а воспитанники детского сада рассказали о проекте, своей исследовательской дея-тельности, о том, чему научились в ходе совместной деятельности и о своих желаниях на будущее. На Дне науки дети смогли выделить главные черты характера М.Ломоносова, которые они хотели бы воспитать у себя.

Ростки гражданской ответственности в душах детей закладывались и во время подготовки благотворительной акции «Поможем музею М.В.Ломоносова на родине учёного». Педагоги выпустили листовки с призывом помочь музею материально, ведь так велось испокон веков, что на собранные «с миру по нитке» средства возводились памятники и создавались музеи. Все воспитатели ДОУ внесли посильные вклады, откликнулись на призыв к благотворительности и родители воспитанников. Собранные средства были перечислены в адрес музея.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Шатохина Е.К. Описание опытов. — газета «Детский сад со всех сторон», № 17. – июнь, 2007.
  2. Тихомиров О.Н., Михайло Ломоносов. – М: Малыш, 1982.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x