Проект «День Победы – праздник со слезами на глазах»

А.К. Кулагина, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 152, г. Нижний Новгород

 

Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотизма необходимо проводить в ДОУ.

Каждый год в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как сохранить у подрастающего поколения память о великом событии в жизни нашей страны, как сформировать у них чувство гордости за свой  народ, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, благодарности за то, что они подарили нам счастливую жизнь.

К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений– мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. И детям необходимо рассказывать о Великой Отечественной войне, о защитниках родины – ветеранах, о том, как протекала их жизнь в военное время, рассказывать о военном оружии, о форме одежды военных, о победе.

Знание о тех событиях воспитывает чувство патриотизма,  оно сильно воздействует на эмоциональную и нравственную сферы  детей. Поэтому, проводя воспитательную работу перед  праздником Дня Победы, нужно  внимательно отбирать приемы, методы, формы работы,  которые должны гармонично и естественно войти в круг интересов, знаний дошкольников, наполнить их мировоззрение, ценностные ориентиры нравственным содержанием. В процессе ознакомления детей с событиями и фактами военных лет, именами героев необходимо давать ту информацию, которая будет им доступна, интересна и понятна.

Представляю свой опыт работы в проведении краткосрочного познавательно-творческого проекта «День Победы – праздник со слезами на глазах».

Сроки реализации проекта: 24 апреля по 12 мая 2017 г.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели и специалисты ДОУ, библиотекари.

Актуальность проекта: в настоящее время патриотическое воспитание дошкольников является одним из главных направлений  в воспитательной деятельности работников ДОУ;  патриотическое воспитание всегда было  основой  формирования гражданской позиции подрастающего поколения, поэтому использование разнообразного содержания и форм патриотического воспитания – условие его успешности; обращение к истории России, сохранение трепетного отношения к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны всегда будет главной темой в патриотическом воспитании дошкольников.

Цель: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • сформировать у дошкольников гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
  • разработать новые формы работы в патриотическом воспитании дошкольников;
  • расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне; познакомить с некоторыми событиями военных лет;
  • дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • обогатить и расширить словарный запас детей;
  • познакомить с произведениями художественной литературы, живописи, музыки военных лет;
  • провести работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье;
  • воспитать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Сначала мы проводили анкетирование родителей, чтобы выявить их отношение к патриотическому воспитанию в ДОУ. Затем  проводилось анкетирование и мониторинг знаний детей по данной теме. Мы проанализировали результаты анкетирования и мониторинга и наметили формы работы с родителями и детьми. Такая  деятельность работников ДОУ повышает педагогическую культуру родителей, вырабатывает правильные формы взаимодействия детского сада и семьи, создает для детей наиболее благоприятную обстановку в семье и в детском саду.

Рассмотрим  поэтапно весь процесс проекта «День Победы – праздник со слезами на глазах».

 

Начальный этап работы с детьми

Чтение и обсуждение произведений о войне:

Маршак С. «Февраль»

Френкель Н. «Землю родную, поля, города…»

Ливанова А., Давыдов В. «Письмо»

Александрова З. «Дозор»

Митяев А. «Шапка не велит»

Благинина Е. «Почему ты шинель бережешь?»

Барто А. «На заставе»

Никольский Б. «Препятствие»

Кассиль Л. «Главное войско»

Михалков С. «День Победы»

 

Основные мероприятия проекта

  1. Беседа «День Победы – что это за праздник?» и прослушивание песни «День Победы»

Во время беседы дети расширили знания об истории праздника.  Большой интерес проявили к песне «День победы»  (музыка Д. Тухманова,  слова  В. Харитонова). Они обсудили содержание песни,  выявили ее эмоциональный характер. Можно предложить детям маршировать под эту музыку.

  1. Изготовление альбома «Мой прадедушка» совместно с родителями

Дети расспрашивали родителей о родственниках, которые принимали участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Затем  совместно с родителями они оформляли страничку альбома «Мой прадедушка». Потом  на занятиях в детском саду каждый ребенок рассказывал о своих родных – фронтовиках.

Эта деятельность помогла детям лучше узнать историю своей семьи, укрепить связь поколений. Дети стали бережнее относиться к семейным фотографиям и наградам, у них появилась гордость за своих родственников. И главное – они получили  первые знания о Великой  Отечественной  войне.

  1. Презентация «Праздник со слезами на глазах» и беседа с детьми о Великой Отечественной войне

Просмотр презентации и беседа помогли детям узнать, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; ребята прониклись чувством уважения и благодарности ко всем, кто защищал Родину. 

  1. Занятие в библиотеке «Блокадный Ленинград»

Сотрудники библиотеки рассказали о тяжелой жизни людей во время блокады Ленинграда, голоде, нехватке топлива, бомбежках; рассказали, как тяжело приходилось  детям и взрослым в это время. Познакомили с составом (из чего пекли) блокадного хлеба и о количестве выдаваемого хлеба на день на каждого человека. Больше всего детей поразила информация о том, что в таких тяжелых условиях дети учились в школах и ходили в детские сады.

  1. Выставка рисунков «Война глазами детей»

В процессе  рисования дети передавали свои эмоции и чувства от полученной информации о Великой Отечественной войне.  Некоторые из ребят изобразили своих прадедушек, истории, которые произошли с ними во время войны.

  1. Изготовление подарков для ветеранов

Ребята решили поздравить ветеранов с праздником и изготовить для них подарки. Дети сделали яркие и разнообразные поздравительные открытки, небольшие картины, панно.

 

  1. Подготовка к Дню Победы

Совместно с музыкальным руководителем дети разучивали песни  военных лет и о войне,  готовили танцы,  выучили  много стихов.  Получилась трогательная  театрализованная композиция.

  1. Экскурсия к мемориалу Воинской Славы

В преддверии Дня Победы дети посетили мемориал Воинской Славы. Там они встретились с ветеранами.   Ветераны рассказали о пережитых ими тяжелых годах, об участии в битвах, о последних днях войны, о том, как была объявлена Победа над врагом. Ребята поздравили ветеранов с наступающим праздником, подарили им подарки, сделанные своими руками.

Потом  дети  возложили живые цветы к памятнику воинов, павших за Родину. Дети поняли, как важно чтить память о погибших земляках. А  еще важнее – оказывать уважение, помогать тем,  кто еще жив.

 

  1. Завершение проекта. Праздник, посвященный Дню Победы

На празднике дети пели песни военных лет, а также песни, написанные значительно позже, но посвященные Дню Победы и родной стране. Читали  стихи о подвиге  наших  доблестных воинов. Большое волнение вызвало у детей и взрослых чтение писем с фронта. Все это помогло воссоздать атмосферу тех далеких и тяжелых лет войны.

В ходе  всех проведенных мероприятий дети получили не только представление о важной  странице истории нашей страны, но и урок патриотического и нравственного воспитания.  У детей сформировались такие понятия, как «ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия»; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

 

Список используемой литературы

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  3. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М.: Просвещение, 1984.
  5. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе»– М.: 2010
  6. Т. А. Шорыгина «День победы». – М.: 2010 г.
PageLines