Образовательный маршрут «Природа музея-заповедника «Царицыно»

Ю.А. Гладкова, кандидат педагогических наук, старший воспитатель; Н.В. Селезнёва, воспитатель высшей категории ГБОУ Школа № 896, Москва

Краткая историческая справка

Эта усадьба известна уже более 300 лет. Сначала место, где она находится, называлось «Чёрная грязь», так как здесь были залежи чёрной глины, обладающей целебными свойствами. В XVIII веке эти земли принадлежали князьям Кантемирам, при них в имении появилась оранжерея, где выращивались лимоны, персики, груши, виноград.

В 1775 году императрица Екатерина II посетила усадьбу, поразившую её красотой, и приобрела её. Екатерине очень понравился каскад прудов, кстати, созданный ещё при Борисе Годунове. Усадьба тут же была переименована в Царицынскую. Императорскую резиденцию начали строить архитекторы В.И. Баженов и М.Ф. Казаков, но работу не закончили. Двести лет усадьба простояла, ветшая и разрушаясь. И только в августе 2007 года была завершена реконструкция всех построек В.И. Баженова.

Усадьба интересна не только своей архитектурой, но и прекрасным парком, где произрастает большое количество редких растений. При создании парка В.И. Баженову помогали выписанные из-за границы садоводы Ф. Рид и И. Мурно. Лесной ландшафт позволяет забыть о шуме и, не покидая города, насладиться всеми прелестями природы.

Царицынский каскад прудов довольно протяжён, его длина составляет восемь километров. Верхний пруд – самый живописный. С его берегов открывается красивый вид на водную гладь и острова. В давние времена в усадьбе разводили домашних уток и гусей. Искусственные острова были насыпаны специально, чтобы у птиц было удобное и безопасное место для гнездования. Самый большой остров – Утиный, или Птичий.

 

Сценарий маршрута

Старший дошкольный возраст

 

Подойдя к Парковым воротам вместе с детьми, воспитатель предлагает рассмотреть карту, которая поможет ориентироваться во время прогулки. Затем все проходят через ворота и продвигаются по Большому проспекту чуть вперёд.

 

Первая остановка

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево.)

Представьте, что было бы, если бы на Земле не было деревьев. (Было бы очень жарко, не было бы тени, птицы бы улетели, дул бы ветер, потому что его не сдерживали бы деревья.) А если бы не стало птиц? (Некому было бы клевать вредных жучков, которых стало бы так много, что они съели бы все растения.) Как вы думаете, для чего деревья нужны в городе? (Они очищают воздух, дают тень.)

Если позволяют погодные условия, дети смотрят на планшете мультфильм «Сказка старого дуба», в котором рассказывается о том, как деревья помогают людям.

Затем все сворачивают с Большого проспекта вправо и подходят к деревьям.

 

Вторая остановка «Деревья Царицынского парка»

Воспитатель. Отметьте на карте место, где мы находимся. (Дети выполняют задание.) Внимательно рассмотрите деревья. Какие части есть у дерева?

Зачем деревьям нужны корни, ветки, листья, кора, плоды? Одинаков ли рисунок коры разных пород деревьев? Можно ли определить возраст дерева, рассмотрев его кору? Можно ли определить части света по дереву?

Дети отвечают на вопросы (воспитатель помогает). С помощью компаса отвечают на последний вопрос.

Воспитатель. Давайте оформим альбом «Деревья Царицынского парка».

Сначала я приложу лист бумаги к стволу вот этого дерева и буду крепко его держать. А ты, (имя ребёнка), аккуратно заштрихуй поверхность бумаги мягким карандашом. (Ребёнок выполняет задание.) Смотрите, на бумаге получится узор коры. Теперь я пишу на этом листе название дерева и делаю его «фотопортрет». Также я прошу дерево дать мне один его лист и цветок (плод). Благодарю дерево и помещаю его лист и цветок в отдельный файл или контейнер.

Перед вклеиванием в альбом их нужно будет засушить. В детском саду вас ждёт увлекательная работа над созданием альбома.

Аналогично собирается информация о других деревьях.

Затем воспитатель проводит подвижную игру «Раз, два, три, к дереву беги!» При повторении игры меняет название дерева (например, «Раз, два, три, к дубу беги!»), а дети должны быстро сориентироваться и подбежать к названному дереву.

Воспитатель. Отгадайте загадки про деревья и кустарники, которые встречаются в парке.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

(Ёлка.)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

(Ива.)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

(Липа.)

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

(Лиственница.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, дети, зубки!

(Орешник.)

Всё в покое,

Замер ветер,

И деревья все молчат…

Нет, не все ещё –

У этих

Листья тихо шелестят.

(Осины.)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябины.)

Листья перистые носит,

В осень их на землю сбросит.

И стоит прозрачен, ясен,

Средь деревьев твёрдый… (ясень).

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

(Берёза.)

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой

С длинной ножкой.

(Клён.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке.

(Сосна.)

 

Третья остановка «Животные Царицынского парка»

Воспитатель. Посмотрите, в парке очень много кормушек. Для кого они установлены? (Для птиц.) Отгадайте загадку, и вы узнаете, для кого ещё установлены кормушки.

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

(Белка.)

Верно. Как вы думаете, чем питаются белки? Как они делают запасы на зиму? Где они живут? Для чего белке такой большой пушистый хвост, такие острые длинные коготки?

Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя.

Воспитатель. Возьмите бинокли и понаблюдайте за белками. Положите принесённое с собой лакомство в кормушки и наблюдайте за происходящим. Иногда белки могут брать угощение из рук – нужно только проявить терпение. Кто хочет, может попробовать.

Воспитатель фотографирует интересные моменты наблюдения. Затем подводит детей к газону на берегу пруда, где можно увидеть небольшие горки земли – кротовины.

Воспитатель. Отметьте на карте наше местонахождение. (Дети выполняют задание.) Что необычное вы заметили на газоне? Рассмотрите почву. Какая она? (Ответы детей.) Эту почву выбрасывает наружу животное, когда роет подземные коридоры. Отгадайте загадку, и вы узнаете, что это за животное.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём.

(Крот.)

Рассмотрите фотографию крота (показывает на планшете). Как вы думаете, для чего кроту такие передние лапы? Почему у него такой нос? Почему крот плохо видит? Какого размера крот? Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? (Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя.) В какой известной сказке один из главных героев крот? (В сказке «Дюймовочка».)

Дети садятся на скамейку и выполняют задание на рабочем листе № 1 «Помоги Кротику добраться домой».

Затем воспитатель и дети спускаются к Верхнему Царицынскому пруду.

 

Четвёртая остановка «Верхний царицынский пруд»

Воспитатель. Отметьте на карте место, где мы находимся. (Дети выполняют задание.)

Полюбуйтесь красотой пейзажа. Как во времена императрицы Екатерины II придворные дамы и кавалеры отдыхали на этих прудах? (Они гуляли на берегу, катались на лодках.)

Дети садятся на скамейку и выполняют задание на рабочем листе № 2 «Сложи по схеме лодочку».

Воспитатель. Какими свойствами обладает вода? (Вода течёт; она принимает форму сосуда, в который её наливают; вода испаряется; в ней отражаются предметы; вода замерзает.) Как вы думаете, вода в пруду пресная или солёная? Посмотрите, вода прозрачная или мутная? (Ответы детей.) Чтобы правильно ответить на эти вопросы, наберём немного воды из пруда в баночку, а в детском саду изучим её и поэкспериментируем: рассмотрим капельку воды под микроскопом; выпарим воду, чтобы определить, пресная она или солёная; заморозим капельку воды из пруда и капельку воды из-под крана, а затем рассмотрим замёрзшие кристаллы под микроскопом.

Воспитатель предлагает рассмотреть с помощью бинокля остров, противоположную сторону пруда, понаблюдать за обитателями пруда.

Воспитатель. Отгадайте загадки.

Птица медленно плывёт,

Словно белый теплоход,

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

(Лебедь.)

Норовит щипнуть за ноги.

Я гоню его с дороги:

– Прочь! Тебя я не боюсь!

– Га-га-га! – смеётся… (гусь).

Пёстрая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка.)

Зелёная, но не трава,

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица,

Прыгать мастерица.

(Лягушка.)

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка, в сказку загляни!

(Рыбка.)

Какие водоплавающие птицы облюбовали пруд? Почему пруд называется Птичий, или Утиный? Кто живёт в воде? Кто чем питается?

Дети отвечают на вопросы с помощью воспитателя. Затем угощают уток и лебедей принесённым для них лакомством.

Все вместе идут на Большую поляну.

 

Пятая остановка «Большая поляна»

Воспитатель. Отметьте на карте место, где мы находимся. (Дети выполняют задание.) О чём вы узнали на прогулке? (Ответы детей.) Вспомните, кто живёт в пруду.

Дети садятся на скамейку и выполняют задание на рабочем листе № 3 «Соедини точки и посмотри, что получится».

Воспитатель проводит подвижную игру «Гуси-гуси».

Затем все возвращаются к Парковым воротам по отмеченному на карте маршруту.

PageLines